Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:32, курсовая работа
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Превращаем фигуры, нарисованные на листе бумаги, в картинки.
Занятие 3.
Спираль и геометрические аналогии
Четвёртая история о проволочке
В ожидании учеников Сова задумчиво накручивала проволочку на палочку, а потом сняла с палочки получившийся завиток.
Ой, завитушка! - воскликнула белочка.
Это такие колечки, - сказал ёжик.
Зверята стали собираться на полянку.
То, что получилось, похоже на линию, которая называется спираль, - сказала Сова. - Между прочим, на твоей раковине, улитка, её можно увидеть.
Все посмотрели на раковину улитки, а она просто засияла от гордости.
Я видела лестницу в доме человека, - пропищала, дрожа и робея, маленькая мышка. - Она тоже загибалась, как раковинка улитки и как эта… пи-пи-спираль…
А я однажды нашёл на дороге электрическую лампочку - у неё внутри тоже была спираль из тоненькой проволочки, - сказал ёжик.
Спирали могут быть закручены или влево, или вправо, - нарисовала Сова две спирали на песке. - Витки спирали могут быть расположены близко друг к другу или далеко. Поищите спирали вокруг вас и расскажите о ваших наблюдениях на следующем уроке.
Дети рисуют спираль и вспоминают что, похожее на спираль, они видели.
Занятие 4.
Расположение линий в пространстве
Пятая история о проволочке
Сегодня я покажу вам с помощью нашей замечательной помощницы - проволочки, как по-разному могут располагаться линии относительно друг друга. Возьмём проволочку и палочку, - начала урок Сова. - Они могут быть расположены вот так, как мои лапы, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Как провода! - сказала синичка.
Как рельсы, по которым едут поезда, - сказал ёжик.
В таких случаях люди говорят, что эти линии па-рал-лель-ны, - сказала Сова. - Нарисуйте на песке под большой сосной 2-3 параллельные линии. Положите несколько больших сосновых иголок параллельно друг другу. дошкольник обучение математика занимательный
Чтобы красиво чертить прямые и параллельные линии, пользуются линейкой; будет ещё удобнее, если взять линейки сразу - вот так. (И Сова начертила 3 параллельные прямые).
Прямые линии могут и пересекаться (Сова сложила проволочку и веточку "крест-накрест"). Сколько раз могут пересекаться 2 прямые, как вы думаете? Нарисуйте пересекающиеся прямые.
Кривые тоже могут пересекаться и даже не один раз, - сказал зайчонок. - Тропинки в нашем лесу также кривые, и они пересекаются 2 раза - у поляны и у озера.
А ещё прямые линии могут быть расположены вот так. (Сова взяла веточку в клюв, а проволочку положила на песок). Они не пересекаются, но не параллельны. В этом случае говорят, что прямые - скрещивающиеся.
Сова подняла упавший с дерева лист.
Проволочкой можно проткнуть этот лист, а веточку положить на него сверху. Получится, что они распложены так же, как скрещивающиеся прямые. На сегодня - достаточно.
И Сова улетела.
Дети зарисовывают всё у себя в тетрадях.
Заключение
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение занимательного материала в занятия по математике позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на уроках математики системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребёнок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволит ребёнку подойти к открытию, что при количественной оценке важно само число элементов, а не их качество и не их расположение в пространстве. Разнообразный опыт, приобретаемый ребёнком при сравнении численностей множеств предметов путём попарного соотнесения их элементов по принципу "один к одному", подведёт его к пониманию сущности взаимнооднозначного соответствия, на первых порах еще выражаемого с помощью общих количественных параметров: "столько же" или "не столько же".
Понятие равночисленности множеств и тесно связанное с ним понятие взаимнооднозначного соответствия углубляются путем осуществления отображения множеств. Это находит своё выражение в составлении ребёнком равночисленных множеств путем установления соответствия между отдельными элементами множества, которое при соотнесении один к одному служит для него образцом, и имеющимися предметами (изображениями предметов, специальными счётными бляшками и т.п.).
При использовании на занятиях математикой занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
Список литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.
. Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование
элементарных математических
. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2005.
. Волчкова В. Занимательный счёт. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 45.
. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. - М.: Педагогика, 1982.
. Данилова В. В., Павлова Л. И. Методика формирования математических представлений. - М., 1996.
. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
. Занимательная математика:
Материалы для коллективных и
индивидуальных занятий и
. Корнеева Г. А., Мусейибова
Т. А. Методика формирования
. Леушина А. М. Обучение счёту в детском саду. - М.: Учпедиз. 1961.
. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.
. Логинова В. И. Формирование
умения решать логические
. Метлина Л. Занятия по математике (подготовительная к школе группа). // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9-10.
. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение 1997.
. Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
. Михайлова З. А. Игровые
занимательные задачи для
. Морозова И. Развитие
элементарных математических
. Нищева Н. В. Играйка. Игры
и упражнения для формирования
и развития элементарных
. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
. Носова Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л., 1990.
. Носова Е. А. Формирование
умения решать логические
. Перова М. Н. Дидактические
игры и упражнения по
. Позднякова В. Игровые
комплексы для занятий по
. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском сада /Сост. Т.Н. Доронова. - М., 1997.
. Стойлова Л. П., Фрейлах Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2001.
. Сумина И. Формирование
элементарных математических
. Тарунтаева Т. В. Развитие
элементарных математических
. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
. Формирование элементарных
математических представлений
. Шевелев К. В. Дошкольная
математика в играх: Формирование
элементарных математических