Исторический материал, как средство развития познавательной компетентности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать условия применения исторического материала на уроках математики, как средство развития познавательной компетентности.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.уточнить сущностные характеристики познавательной компетентности;
2. выявить особенности использования исторического материала как средства развития познавательной компетентности;
3.разработать совокупность фрагментов уроков математики с применение исторического материала как средства развития познавательной компетентности учащихся;

Содержание работы

Введение
Глава ।. Теоретические основы развития познавательной компетентности учащихся на уроках математики посредством использования исторического материала
Развитие познавательной компетентности учащихся

Роль исторического материала в развитии познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Выводы по главе ।
Глава ॥. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной компетентности учащихся на уроках математики посредством исторического материала
2.1 Диагностика развития познавательной компетентности учащихся
2.2 Совокупность фрагментов уроков математики направленных на развитие познавательной компетентности учащихся на уроках математики
Выводы по главе ॥
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

Комитет по образованию администрации Волгоградской области

 

 

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Волгоградский социально-педагогический колледж».

 

 

 

 

 

Курсовая работа по математике:

«Исторический материал, как средство развития познавательной компетентности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 4 «В»

Дубина Юлия

Руководитель: Прошакова О.А.

Оценка:

 

 

Волгоград 2010

 

Содержание

 

Введение

Глава ।. Теоретические основы развития познавательной компетентности учащихся на уроках математики посредством использования исторического материала

    1. Развитие познавательной компетентности учащихся

 

    1. Роль исторического материала в развитии познавательной компетентности учащихся на уроках математики

Выводы по главе ।

Глава ॥. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной компетентности учащихся на уроках математики посредством исторического материала

2.1  Диагностика развития  познавательной компетентности  учащихся

2.2  Совокупность фрагментов  уроков математики направленных  на развитие познавательной компетентности  учащихся на уроках математики

Выводы по главе ॥

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

Введение.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития учащегося и формирования его личности.

 Развитием познавательной компетентности занимаются такие учёные, как  С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко.

С.Г. Воровщиков считает, что сложность формирования основ учебно-познавательной компетентности, имеющей идеологические, содержательные, дидактические, методические, управленческие аспекты, требует разработки целостной внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности.  

  И.Я. Зимняя  выделяет два вида компетенций, относящихся к деятельности человека и одной из них является компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность.

Восприятие материала ряда тем на уроках математики происходит у некоторых учащихся с видимыми затруднениями. Одним из способов их преодоления является такое изложение материала, как – историческими сведениями. Их планомерное и целенаправленное использование в обучении математике позволяет к тому же разнообразить сам процесс обучения, сделав его более содержательным и интересным для учащихся, повысив его развивающую функцию. Изучение истории рассматриваемой науки способствует более полному и глубокому усвоению различных понятий, дает представление как о закономерности развития того или иного понятия, так и науки в целом.

В настоящее время педагоги используют исторический материал на уроках математики, но очень редко. Это можно объяснить тем, что использование исторического материала затруднительно.

Объект исследования: процесс обучения математике.

Предмет исследования: развитие познавательной компетентности у учащихся  на уроках математики по средствам использования исторического материала.

Цель исследования: обосновать условия применения исторического материала на уроках математики, как средство развития познавательной компетентности.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1.уточнить сущностные характеристики  познавательной компетентности;

2. выявить особенности использования  исторического материала как  средства развития познавательной  компетентности;

3.разработать совокупность фрагментов  уроков математики с применение  исторического материала как  средства развития познавательной  компетентности учащихся;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, проектирование процесса обучения математики, изучение авторского опыта обучения математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Развитие познавательной  компетентности учащихся.

  В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. - в отечественной науке зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании. Пути его становления кратко описывает И.А. Зимняя в своей работе «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования»

Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.

   Компетентность :

-обобщенные способы деятельности, применимые в любой сфере деятельности  независимо от предметной области.( Е.Зачесова)

-обладание соответствующими знаниями  и способностями, позволяющими человеку  обоснованно судить об определенной  области и эффективно действовать  в ней. (А.В. Хуторской) .

   В мировой образовательной  практике понятие компетентности  выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия, т.к. компетентность личности:

во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования;

во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”);

в третьих, компетентность личности обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний и опыта, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.).

   Компетентность личности  имеет определенную структуру, компоненты  которой связаны со способностью  человека решать различные проблемы  в повседневной, профессиональной  или социальной жизни.

    В структуре компетентности  личности представлены:

компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

-в сфере гражданско-общественной  деятельности;

-в сфере социально-трудовой  деятельности; компетентность в  бытовой сфере;

-в сфере культурно -досуговой  деятельности.

   В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

  1. коммуникативная (С.Л. Братченко, Ю.И. Емельянов, А.П. Панфилова, О.П. Санникова, Г.С. Трофимова, В.Д. Ширшов и др.);
  2. познавательная (С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко);
  3. интеллектуальная (Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная) и интеллектуально-корпоративная (А. Аринушкина);
  4. информационная (А.М. Оробинский, О.Г. Смолянинова);
  5. технологическая (Н.Н. Манько);
  6. культурологическая (М.В. Булыгина, О.А. Лукина, Н.В. Поморцева, А.Н. Федорова);
  7. психологическая (А.Д. Алферов, И.Ф. Демидова, В.Н. Дружинин, Н.В. Яковлева);
  8. психолого-педагогическая (М.И. Лукьянова, Е.В. Попова);
  9. профессиональная (А.К. Маркова, В.А. Якунин);
  10. социально-психологическая (А.Г. Кудрявцева, Л.И. Берестова);
  11. общекультурная (Н.Ю. Конасова, О.Е. Лебедев, А.А. Петров).

  Подробно я остановлюсь на познавательной компетентности.

   Познавательная компетентность определяется как «уровень индивидуальной познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе принципов, ценностей, методов познания». Эта компетентность лежит в основе самодостаточной инициативной жизнедеятельности личности. Перед обучаемым стоит задача не просто изучить основы наук, а расширить, усложнить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения предметом. Ибо эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания. В основе познавательной компетентности лежат общеучебные умения. Один из приоритетов повышения качества компетентностного образования - целенаправленное развитие общеучебных умений, к которым относят, например, такие, как умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения задач, умение определять и решать проблемы и др.

Учебно-познавательная компетенция- это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Развитие учебно-познавательной компетентности невозможно усилиями только одного учителя, как бы он талантлив ни был. Необходим целостный педагогический коллектив, понимающий важность данной компетентности, обладающий необходимым уровнем профессиональной компетентности, экипированный соответствующими учебно-методическими комплексами, обеспеченный управленческим сопровождением. Поэтому важность неформального принятия и формального утверждения педсоветом социально-педагогических ценностей заключается в созидательной энергии убеждения всего школьного коллектива в необходимости целенаправленного совершенствования учебно-познавательной компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Роль исторического материала в развитии познавательной компетентности учащихся на уроках математики.

В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.

Одним из учебных предметов, призванным обеспечить выполнение намеченной цели является математика, которая по праву занимает важное место в системе начального образования: она «оттачивает» ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Развитием познавательных интересов у младших школьников занимались многие ученые и исследователи. В разное время ученые и методисты по-разному определяли значимость использования элементов истории математики в преподавании.

Так, например К.Д. Ушинский рекомендовал включать в уроки элементы нового и интересного. Он считал, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Это позволяет организовать детей и сделать более продуктивной работу школьников.

Л.С. Рубинштейн отмечал, что существенная задача обучения - формирование полноценных интересов, так как интересы являются и предпосылкой обучения, и его результатом. Аналогичной точки зрения придерживается и В.В. Давыдов, который считал, что интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта, к овладению тем или иным видом деятельности. При этом, он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. С точки зрения Б.М. Бим-Бада, интерес - это форма проявления познавательной способности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и, тем самым, способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.

Как показали исследования А.П. Архиповой, Н.А. Беляевой, Л.И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что: 
– интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; 
– развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;  
– создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

 
Современная школьная программа указывает на необходимость знакомства учеников с фактами из истории математики и биографиями великих математиков. Но в программе нет конкретных указаний, какие сведения из истории, когда и как сообщать школьникам. Знакомство учеников с развитием математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечит достижение указанных целей.

Информация о работе Исторический материал, как средство развития познавательной компетентности