Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:18, контрольная работа
Задача 1.
Сколькими способами могут шесть человек стать в очередь к кассе в кинотеатре?
Решение задачи:
Существует 6 мест, которые должны занять 6 человек. На первое место может стать любой из 6 человек, т.е. способов занять первое место - 6. После того, как один человек стал на первое место, осталось 5 мест и 5 человек, которые могут быть на них размещены, т.е. способов занять второе место - 5. Аналогично для третьего, четвертого и т.д. места. Используя принцип умножения, получаем произведение – 6x5x4x3x2x1. Такое произведение обозначается как 6! и называется перестановкой P6.
Задача 1.
Сколькими способами могут шесть человек стать в очередь к кассе в кинотеатре?
Решение задачи:
Существует 6 мест, которые должны занять 6 человек. На первое место может стать любой из 6 человек, т.е. способов занять первое место - 6. После того, как один человек стал на первое место, осталось 5 мест и 5 человек, которые могут быть на них размещены, т.е. способов занять второе место - 5. Аналогично для третьего, четвертого и т.д. места. Используя принцип умножения, получаем произведение – 6x5x4x3x2x1. Такое произведение обозначается как 6! и называется перестановкой P6.
Ответ: P6 = 6!
Задача 2.
Позывные радиостанции должны начинаться с буквы W.
Скольким радиостанциям можно присвоить различные позывные, если позывные состоят из трех букв, причем эти буквы могут повторяться?
Решение задачи:
В современном латинском алфавите 26 букв. На первом месте всегда должна стоять одна буква, следовательно, существует только один способ занять первое место. На оставшиеся два места может претендовать любая из 26-ти букв, т.к. буквы в позывных могут повторяться. Используя принцип умножения, получаем произведение: 1 = 262.
Задача 3.
В автомашине 7 мест. Сколькими способами семь человек могут усесться в эту машину, если занять место водителя могут только четверо из них?
Решение задачи:
Итак, на место водителя можно посадить только одного из четырех человек, т.е. существуют 4 способа занять первое место. Второе место может занять любой из 6 человек, оставшихся после того, как место водителя будет занято. И т.д. Используя принцип умножения, получаем произведение: 4 = 4 6! = 4 P6.
Ответ: 4 P6 = 4 6!.
Задача 4.
Алфавит некоторого языка содержит 26 букв. Сколько существует трехбуквенных слов (цепочка букв от пробела до пробела), составленных из букв этого алфавита, если: 1) буквы в словах не повторяются? 2)буквы в словах могут повторяться?
Решение задачи:
Существует три места, на которые нужно разместить 26 букв.
1. Буквы не должны повторяться. Используя принцип умножения, получаем произведение: 26x25x24. Такое произведение достаточно сложно использовать в дальнейшем, и информация задачи представлена в ней в скрытой форме. В комбинаторике используют для таких произведений формулу размещений. Чтобы получить формулу размещений, умножим это произведение на единицу, которую представим следующим образом: 1=(23!/23!) 26x25x24x1 = 26x25x24x23!/23! = 26x25x24x23!/23! = 26/23! = 26!/(26-3)!= А 263 - формула для размещений.
2. Буквы повторяются. Используя принцип умножения, получаем: 26x26x26= 26 3 = Ã 263 - формула для размещений с повторениями.
Ответ: А 263; Ã 263
Задача 5.
Из цифр 1, 2, 3, 4, 5 составляются всевозможные числа, каждое из которых содержит не менее трех цифр. Сколько таких чисел можно составить, если повторения цифр в числах запрещены?
Решение задачи:
Необходимо посчитать, сколько существует трехзначных, четырехзначных и пятизначных чисел, составленных из этих пяти цифр. Трехзначных чисел - 5 4 3 = А , четырехзначных - 5 4 3 2 = А , пятизначных - 5 4 3 2 1 = А . Используем принцип сложения: А + А + А = 60 + 120 + 120 = 300.
Ответ: 300.
Задача 6.
Сколько слов можно образовать из букв слова мармелад, если слова должны состоять:
(а) из восьми букв, (б) из семи букв, (в) из трех букв?
Решение задачи:
В слове мармелад 8 букв алфавита.
(а) Всевозможные перестановки 8 букв по восьми местам: А = =P8.
(б) Размещения 8 букв по 7 местам: А .
(в) Размещения 8 букв по 3 местам: А .
Ответ: P8, А , А .
Задача 7.
Сколькими способами можно расставить на полке семь книг, если (а) две определенные книги должны всегда стоять рядом, (б) эти две книги не должны стоять рядом?
Решение задачи:
Книги, которые должны стоять рядом, считаем за одну книгу. Тогда нужно расставить 6 книг по шести местам. Применяя формулу перестановок, получаем: P6 = 6!. Мы учли перестановки шести книг, не учитывая порядок внутри тех книг, которые мы посчитали за одну. А так как две книги по двум местам можно разместить только двумя способами (P2), то получаем окончательно следующее произведение: P2 P6 =2 6! = 1440.
Способов переставить 7 книг существует P7= 7!. Из них - 2 6! способов поставить определенные книги вместе. Следовательно, способов поставить книги так, чтобы 2 заданные книги не стояли вместе существует: 7! - 2 6!.
Ответ: 1440; 7! - 2 6!.
Задача 8.
Сколькими способами из десяти человек можно избрать комиссию, состоящую из пяти членов?
Решение задачи:
Для решения этой задачи необходимо использовать формулу для сочетания элементов, т.к. здесь не имеет значения порядок элементов в выборке. Запишем формулу для сочетаний и произведем вычисления:
С 105 = 10!/ (10-5)!x5! =10!/5!x5! =10x9x8x7x6x5!/5!x5! =10x9x8x7x6/ 1x2x3x4x5=256.
Ответ: 256.
Задача 9.
Сколькими способами можно отобрать несколько фруктов из пяти яблок, четырех лимонов и девяти апельсинов? (Мы считаем, что фрукты одного вида неразличимы.)
Решение задачи:
Т.к. фрукты одного вида неразличимы, то существует один способ взять одно яблоко, один способ взять 2 яблока, один способ взять три яблока и т.д., т.е. всего пять способов выбрать несколько яблок (несколько - это не менее одного). Необходимо также прибавить один способ не взять ни одного яблока. Следовательно, существует 6 способов взять яблоки. Аналогично существует 5 способов выбрать лимоны и 10 способов выбрать апельсины. Следуя принципу умножения, получим все способы отбора фруктов: 6x5x10. Но среди этих способов существует один способ, когда не выбирается ни один фрукт. Следовательно, решением данной задачи будет следующее выражение: 6x5x10-1 = 299.
Ответ: 299.
Задача 10.
Сколько четырехбуквенных слов можно образовать из букв слова сапфир? 2) Сколько среди них таких, которые не содержат буквы р? 3) Сколько таких, которые начинаются с буквы с и оканчиваются буквой р?
Решение задачи:
1. Из шести букв составляются четырехбуквенные слова, причем порядок букв важен для образования новых слов. Поэтому используется формула для размещений: А .
2. Необходимо исключить букву р из рассмотрения. Количество слов, не содержащих эту букву: А .
3. На первое место поставить букву с можно только одним способом. На последнее место поставить букву р можно тоже только одним способом. Остаются 4 буквы, которые необходимо разместить по двум местам: А .
Ответ: 360, 120, 12.
Задача 11.
Сколько различных перестановок можно образовать изо всех букв слова перестановка? Сколько из них начинается с буквы п и оканчивается буквой а?
Решение задачи:
В слове перестановка 12 букв, из них повторяются 2 буквы е и две буквы а. Число перестановок из 12 элементов вычисляется с помощью формулы P12. Но среди этих перестановок будут повторяющиеся, в которых буквы е или а меняются местами. Чтобы не считать такие перестановки, используется формула для перестановок с повторениями: = .
Чтобы посчитать количество перестановок, начинающихся на букву п и оканчивающихся на букву а, необходимо исключить эти элементы и места, на которых они стоят из рассмотрения. Остается 10 букв и десять мест, причем остается только одна повторяющаяся буква е. Применяем формулу для перестановок с повторениями:
= .
Ответ: , .