Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 02:00, контрольная работа
Проверить совместность системы уравнений и в случае совместности решить ее:
а) по формулам Крамера;
б) с помощью обратной матрицы (матричным методом);
в) методом Гаусса.
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» |
Минский филиал МЭСИ | |||||||||||||||
Кафедра математики и информатики
Индивидуальное задание по дисциплине «Математика»
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Студент |
Перельман Эдуард Натанович |
Группа № зачетки |
||||||||||||||
Ф.И.О., № зачетки, группы |
подпись |
Дата | ||||||||||||||
Руководитель |
||||||||||||||||
Ф.И.О. |
подпись |
Дата | ||||||||||||||
Зарегистрировано на кафедре |
||||||||||||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата | ||||||||||||||
Минск 2011 г. |
Вариант № 22
№1. Проверить совместность системы уравнений и в случае совместности решить ее:
а) по формулам Крамера;
б) с помощью обратной матрицы (матричным методом);
в) методом Гаусса.
По теореме Кронекера-Капелли система совместна (имеет хотя бы одно решение) тогда и только тогда, когда ранг матрицы системы равен рангу расширенной матрицы.
Для того, чтобы найти ранги матриц, нужно привести расширенную матрицу к ступенчатому виду:
( |
3 |
4 |
-2 |
11 |
) |
1ст – 2ст |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
~ | ||
2 |
-1 |
-1 |
4 |
2 |
-1 |
-1 |
4 |
2ст – 1ст 2 | |||||||
3 |
-2 |
4 |
11 |
3 |
-2 |
4 |
11 |
3ст – 1ст 3 |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
~ 3ст – 2ст |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
~ | ||
0 |
-11 |
1 |
-10 |
0 |
-11 |
1 |
-10 |
2ст – 3ст | |||||||
0 |
-17 |
7 |
-10 |
0 |
-6 |
6 |
0 |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
~ 2ст (-5) 3ст (-6) |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
~ | ||
0 |
-5 |
-5 |
-10 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3ст – 2ст | |||||||
0 |
-6 |
6 |
0 |
0 |
1 |
-1 |
0 |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
~ 3ст (-2) |
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
= > ранг расширенной матрицы = 3, и ранг матр. коэффиц. =3, = > система совместна | ||
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 | ||||||||
0 |
0 |
-2 |
-2 |
0 |
0 |
1 |
1 | ||||||||
а) Решим систему по формулам Крамера
∆ = |
3 |
4 |
-2 |
= 3 ∙ |
-1 |
-1 |
- 4 ∙ |
2 |
-1 |
- 2∙ |
2 |
-1 |
= |
2 |
-1 |
-1 |
|||||||||||
3 |
-2 |
4 |
-2 |
4 |
3 |
4 |
3 |
-2 |
= 3 (-4 - 2) – 4 (8 + 3) - 2 (-4 + 3) = -18 - 44 + 2 = -60
∆1 = |
11 |
4 |
-2 |
=11 ∙ |
-1 |
-1 |
- 4 ∙ |
4 |
-1 |
- 2∙ |
4 |
-1 |
= |
4 |
-1 |
-1 |
|||||||||||
11 |
-2 |
4 |
-2 |
4 |
11 |
4 |
11 |
-2 |
= 11 (-4 - 2) – 4 (16 + 11) - 2 (-8 + 11) = -66 – 108 - 6 = -180
∆2 = |
3 |
11 |
-2 |
= 3 ∙ |
4 |
-1 |
-11 ∙ |
2 |
-1 |
- 2∙ |
2 |
4 |
= |
2 |
4 |
-1 |
|||||||||||
3 |
11 |
4 |
11 |
4 |
3 |
4 |
3 |
11 |
= 3 (16 + 11) – 11 (8 + 3) - 2 (22 - 12) = 81 - 121 - 20 = -60
∆3 = |
3 |
4 |
11 |
= 3 ∙ |
-1 |
4 |
- 4 ∙ |
2 |
4 |
+ 11 |
2 |
-1 |
= |
2 |
-1 |
4 |
|||||||||||
3 |
-2 |
11 |
-2 |
11 |
3 |
11 |
3 |
-2 |
= 3 (-11 + 8) – 4 (22 - 12) +11 (-4 + 3) = -9 - 40 - 11 = -60
Х1 = = = 3; Х2 = = = 1; Х3 = = = 1
Ответ: = (3, 1, 1) (х1 = 3; х2 = 1; х3 = 1)
б) Решим систему матричным
Систему можно записать и в матричном виде: А * Х = В, где
А = ( ) , Х = ( ) , В = ( ), тогда Х = А-1 В;
А-1 = А*; ∆ = -60 (см. пункт а)
А* = ( )
Аij =(-1)i + j mij; mij – минор.
Найдем все Аij:
А11 = = (-4 – 2) = -6
А12 = - = - (8 + 3) = -11
А13 = = (-4 + 3) = -1
А21 = - = - (16 – 4) = -12
А22 = = (12 + 6) = 18
А23 = - = - (-6 – 12) = 18
А31 = = (-4 – 2) = -6
А32 = - = - (-3 + 4) = -1
А33 = = (-3 – 8) = -11
Тогда А* имеет вид:
А* = ( ) = > А-1 = ( )
Тогда Х:
Х = ∙ ( ) ∙ () =
= ∙ ( ) = ∙ () = ()
Ответ: Х = (3, 1, 1) (х1 = 3; х2 = 1; х3 = 1)
в) Решим систему методом Гаусса
Для
этого воспользуемся уже
( |
1 |
5 |
-1 |
7 |
) |
= > |
|||||||||
0 |
1 |
1 |
2 |
||||||||||||
0 |
0 |
1 |
1 |
= > Х3 = 1; Х2 = 2 – 1 = 1 ; Х3 = 7 – 5 + 1 = 3
Ответ: Х = (3, 1, 1) или (х1 = 3; х2 = 1; х3 = 1)
№2. Задача на экстремум (по условию задачи необходимо составить функцию и затем исследовать ее на экстремум).
Боковые стороны и меньшее основание трапеции равны а. Определить ее большее основание b так, чтобы площадь трапеции была наибольшей.
Решение:
S = (a + b) h
h = √а2 – 2 для удобства заменим b на х = >
S = (a + х) √а2 – 2 = (a + х) ∙ √4а2 – х2 + 2ха – а2 =
(a + х) ∙ √3а2 – х2 + 2ах
S1 = (√3а2 – х2 + 2ах + ) =
= ∙ ( ) = ∙ ( ) = ∙ ( ) =
∙ ( ) = - ∙ ( )
Теперь проверим, как ведет себя производная при переходе через критические точки:
S1
-а
0
а
2а
3а
= > при х = 2а S имеет наибольшее значение, равное:
S = (a + 2а) ∙ = ∙ =
Ответ: b = 2а
№3. Найти неопределенные интегралы. Результаты проверить дифференцированием.
а) |
б) |
в) |
г) |
Информация о работе Контрольная работа по "Высшей математике"