Математическая статистика и ее роль в медицине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 19:27, реферат

Описание работы

Накопление огромных массивов количественных данных и доступность вычислительной техники усилило математизацию биологии и медицины. В подавляющем большинстве медицинских научных работ авторы используют в том или ином объеме методы статистики.
Математические статистические методы являются универсальным аппаратом исследования числовых данных. Сами данные, предоставляющие область медицины, биологии, экономики вносят свою специфику в постановку задачи и интерпретацию результатов.

Содержание работы

Введение 3
История медицинской статистики 5
Современное применение медицинской статистики 11
Заключение 25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Зилара.docx

— 30.59 Кб (Скачать файл)

и т.д...............

Заключение:

         Математика имеет почти такое  же значение для остальных  наук, как и логика. Роль математики  заключается в построении и  анализе количественных математических  моделей, а также в исследовании  структур, подчинённых формальным  законам. Обработка и анализ  экспериментальных результатов,  построение гипотез и применение  научных теорий в практической  деятельности требует использования  математики. Математика  всем нужна. Наборы чисел, как ноты, могут быть мертвыми значками, а  могут звучать музыкой, симфоническим  оркестром... И медикам тоже. Хотя бы для того, чтобы грамотно прочитать  обычную кардиограмму. Без знания азов математики нельзя быть докой  в компьютерной технике, использовать возможности компьютерной томографии... Ведь современная медицина не может  обходиться без сложнейшей техники.

Когда-то математики пришли в  медицину с наивным представлением, что они легко вникнут в  наши симптомы и помогут улучшить  диагностику. С появлением первых  ЭВМ будущее представлялось просто  замечательным: заложил в компьютер  всю информацию о больном и  получил такое, что врачу и  не снилось. Казалось, что машина  может все. Но поле математики  в медицине предстало огромным  и невероятно сложным, а ее  участие в диагностике - вовсе  не простым перебором и компоновкой  многих сотен лабораторных и  инструментальных показателей.

 

Рекомендуемая литература:

1. Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

 

 

Тема: Математическая статистика и ее роль в медицине и здравоохранении.

Медицинская статистика (санитарная статистика) — отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения.

Основными задачами медицинской статистики являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.

Цели занятия

Студент должен уметь:

рассчитать интенсивные показатели (коэффициент рождаемости, смертности, естественного прироста), экстенсивные показатели, структуру населения;

дать оценку демографическим показателям; определить тип структуры на-селения;

рассчитать показатели медицинской деятельности: нагрузка в день на приеме, посещаемость на дому в день, число обращений на 1 жителя в год и т.д.

Студент  должен знать:

задачи медицинской статистики;

основные формулы расчета экстенсивных и интенсивных показателей;

примеры показателей медицинской деятельности и формулы их расчета.

Оснащение: дидактический материал.

Материал для повторения: лекция  14,15,16,17,18

Этапы самостоятельной работы:

№ п/п

Содержание этапа

Задания

1

Медицинская статистика, этапы статистического исследования, статистическая  совокупность

задания 1-8

2

Относительные величины и их графическое изображение.

задание 9-15

3

Средние величины

 задание 16-19

4

Показатели работы поликлиники и стационара.

задание 20-21

5

Медико-демографические показатели

задание 22

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

Гилярова М.Г. Математика для медицинских колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Омельченко В.П. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. / Е.В. Филимонова. –  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Михеев В.С., Стяжкина О.В., Шведова О.М. Математика: Учебное пособие для среднего профессионального образования. /  В.С.Михеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних учебных заведений. /  Н.В. Богомолов. – 7-е изд. М.: Высшая школа, 2004.

Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. – Форум, 2011. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

www.slovari.yandex.ru

www.wikiboks.org

revolution.allbest.ru

Блок информации

EСтатистическая совокупность – группа, состоящая из множества относительно однородных элементов (единиц наблюдения), например группа оперированных, население на врачебном участке, больные стационара, новорожденные в данном районе, пациенты поликлиники, больные на дому и др.

Единица наблюдения – каждое отдельное явление, подлежащее учету, наделенное признаками сходства (признаками единицы наблюдения).

Численность единиц наблюдения составляет объем статистической совокупности и обозначается  n .

В большинстве социально-гигиенических исследований учитываемыми признаками являются: пол, возраст, семейное положение, уровень образования (описательные учитываемые признаки), доход и размер жилплощади на 1 чел., масса тела, рост, длительность пребывания в стационаре и др. (количественные учитываемые признаки, выраженные числом).

Схема 1. Этапы статистического исследования

 

EНа 3 этапе статистического исследования  при сводке материала производится занесение данных в таблицы, которые подразделяются на:

Простая таблица  составляется только по одному признаку (например, по возрасту).

Распределение больных детей по возрасту.

Возраст в годах

Число больных детей

0-4

5-6

7-9

10-14

Всего:

Групповая таблица может иметь 2 признака: заболевание, возраст, пол срок госпитализации и т.д. При этом  сочетаться должны только 2 признака: заболевание и возраст, заболевание и пол и т.д.

Заболеваемость детей инфекционными болезнями

 в зависимости от возраста в г. Минусинске в 2002 году.

Название болезни

Возраст в годах

Всего

0-4

5-6

7-9

10-14

Корь

Скарлатина

Инфекционный гепатит

Итого:

Комбинационная таблица содержит комбинации 3-х и более признаков.

Заболеваемость детей инфекционными болезнями

в зависимости от возраста и пола в г. Минусинске в 2002 году.

Название болезни

Возраст в годах

Всего

0-4

5-6

7-9

10-14

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Корь

Скарлатина

Итого:

Схема 2.  Виды относительных величин и их графическое изображение

EПри построении секторной диаграммы окружность 3600 принимается за 100 %, следовательно, сектор, соответствующий 1% площади круга, имеет дугу 3.60 . с помощью транспортира находят точки на окружности и соединяют их с центром круга (отсчет дуг окружности ведут от 00 , соответственно 12 ч, и по ходу часовой стрелки). Полученные секторы являются частью целого явления.

При построении внутристолбиковой диаграммы ширина и высота столбика берутся произвольные. Высота столбика (целое явление принимается за 100%, соответственно каждая единица измерения высоты столбика будет равна 1% показателя. Умножая  величину показателя каждого явления на единицу высоты столбика, находим, какую часть столбика занимает данное явление.

Столбиковая диаграмма применяется для изображения интенсивных показателей однородных, но не связанных между собой. Столбики строятся на одном основании, с одинаковыми интервалами и одинаковой шириной. Столбики различаются лишь по высоте. Высота столбика соответствует величине соответствующего интенсивного показателя (в масштабе).

Линейная диаграмма применяется для иллюстрации нескольких интенсивных показателей, связанных между собой, изменяющихся во времени. Она как бы символизирует непрерывность наблюдения.

Для построения линейной диаграммы следует построить оси координат, разделив каждую на равные отрезки.

Интенсивные показатели являются точками пересечения проекций от соответствующих точек на осях ординат и абсцисс. Соединение этих точек представляет собой линейную диаграмму.

Частным видом линейной диаграммы является радиальная диаграмма, которая применяется для  графического изображения динамики какого-либо явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделя, год). При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность разделенная на равные отрезки времени того или иного цикла. Осью ординат служат радиусы окружности или их продолжения. Например, при изучении изменений явления по месяцам используют 12 радиусов. При этом радиус для января соответствует 12 ч на циферблате часов, радиус для июля – 6 ч и т.д. Помесячные показатели откладывают в масштабе по длине радиуса. Все 12 полученных точек соединяются ломаной линией в радиальную диаграмму.

В графическом изображении относительных величин используются так же картограммы и картодиаграммы.

Картограмма – представляет собой географическую карту, на которой отдельные территории заштрихованы с различной интенсивностью соответственно уровню интенсивного показателя или показателя или показателя соотношения или наглядности (схема 2).

        Картодиаграмма – сочетание географической карты с диаграммой (чаще столбиковой). Столбики в одном масштабе расставляются на тех территориях, которые они иллюстрируют.

Медицинская статистика, этапы статистического исследования, статистическая  совокупность.

Выполните задания:

Приведите пример статистической совокупности и ее структурных элементов.

Определите единицу наблюдения, учитываемые признаки и объем совокупности: 

В городе М в 2002 году  изучался рост новорожденных. Первенцев было 343, рост их колебался от 51 до 54 см. Детей  от вторых родов было 62, рост их колебался от 52 до 55 см.

Определите единицу наблюдения, укажите учитываемые признаки и объем статистической совокупности:

Изучались рецидивы после комплексного метода лечения в стационаре 400 больных со стенокардией. Через год после курса лечения у 125 больных, которые курили, снова возникали боли за грудиной (рецидивы), а остальные – некурящие – жалоб не предъявляли.

Ниже приведены цифры, полученные из разного типа таблиц:

120 мужчин до 20 лет с гипертонией I стадии;

300 мужчин  с гипертонией I стадии;

600 больных с гипертонией I стадии.

Указать из каких таблиц (простой, групповой, комбинационной) они получены.

Составьте макет таблицы  с названием «Распределение больных туберкулезом в регионах России».

Составьте макет таблицы с названием «Заболеваемость взрослого населения сердечно-сосудистыми заболеваниями в зависимости от возраста в г. Минусинске в 2002 году».

Составьте макет таблицы «Заболеваемость взрослого населения туберкулезом в зависимости от возраста и пола в России по регионам».

Составьте макеты своих таблиц: простой, групповой и комбинационной.

Относительные величины и их графическое изображение.

С целью сравнительного анализа статистических данных на основании  абсолютных данных сводки определяют 4 типа относительных величин: экстенсивный и интенсивный показатели, показатели соотношения и наглядности (схема 2).

Для углубленного анализа относительные величины изображают в виде различных диаграмм: линейной, столбиковой, секторной, радиальной, картограммы, картодиаграммы. Причем каждая относительная величина изображается соответствующим ей видом диаграммы.

Следует научиться различать и вычислять каждую из относительных величин и уметь изображать их графически. Как это сделать, поясним на примере решения конкретной задачи.

Задача (записать).  Главный педиатр города М поставил перед медицинским работниками детских поликлиник данного города следующие вопросы:

Какую долю занимает корь среди всех инфекционных заболеваний у детей в возрасте от 0 до 4 лет?

Какой уровень заболеваемости корью детей 0-4 лет. Сравнить с показателями  2000 г. – 60%0  и 2001 г. – 50%0.

Сколько медицинских сестер приходится на 1000 детей?

В каком из 4 районов города выше заболеваемость корью детей 0-4 лет?

Для решения этих задач по городу М за 2002 г. Был собран следующий статистический материал.

Численность детей 0-4 лет составила 8000. Случаев инфекционных заболеваний – 1600, из них случаев кори – 320. Медицинских сестер в детских поликлиниках города – 150, а всех детей в возрасте 0-14 лет насчитывалось 25000.

Для ответа на запрос главного педиатра необходимо было определить 3 вида относительных  и изобразить их графически.

Экстенсивный показатель, или показатель распределения целого на части, указывает, какую долю занимает данное явление в общей совокупности. Экстенсивный показатель характеризует структуру. Он может быть выражен в процентах (%), в промиллях (%0), реже продецимиллях (%00) в зависимости от того за 100, 1000 или 10000 принимается целое явление.

 

Ответ на 1-й вопрос: в городе М в 2002 году корь среди всех инфекционных заболеваний у детей в возрасте 0-4 лет составила 20%, следовательно, другие инфекции – 80%.

Экстенсивные показатели изображаются только секторной или  внутристолбиковой диаграммой (схема 2).

 

Интенсивный показатель, или показатель частоты  указывает на уровень, распространенность явления во взаимосвязанной с ним среде. Интенсивный показатель может исчисляться  на 100 в процентах (5); на 1000 в промиллях  (%0); на 10000 в продецимиллях (%00).

0

Ответ на 2-й вопрос: в городе М в 2002 году уровень заболеваемости корью детей 0-4 лет составил 40%0.  Это значит, что на 1000 детей в возрасте 0-4 лет 40 случаев заболевания корью. Этот показатель характеризует распространенность кори среди детей.

Информация о работе Математическая статистика и ее роль в медицине