Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:02, реферат
Цель реферата доказать, что математические фокусы - это ни что иное как ре-шение математических задач, завуалированные в особую форму.
Задачи, которые я ставила перед собой:
I. Сбор материала по теме реферата и его обработка;
II. Обобщение материала;
III. Оформление полученного мною материала;
IV. Подготовка презентации;
V. Презентация реферата на уроках и школьном математическом вечере;
Введение
1-Магические таблицы для угадывания чисел…………………………………….3
1.1 Волшебные таблицы; 1.2 Волшебный веер; 1.3 Угадывание чисел на шестиугольни-ках………………………………………………………………...5
2-Фокусы с настенным календарем………………………………………………...9
2.1Фокус-предсказание; 2.2 Фокус с нахождением суммы; 2.3 Вычисления вслепую.
3- Фокусы с прикосновения-ми…………………………………………………….12
3.1 Волшебная карта цветов; 3.2 Задумайте животное.
4- Фокусы на нахождение числа…………………………………………………..13
4.1 Число – загадка; 4.2 Фокус с запиской.
5- Фокусы с мелкими предметами (домино, игральные кости и монеты)……...15
5.1 Фокус с домино; 5.2 Фокусы с игральными костями; 5.3 Фокус с монетами.
6- Фокус с предопределенным выбором………………………………………….19
6.1 Фокус Дэвида Копперфильда.
7- Фокусы с уравнениями………………………………………………………….21
8- Числовые фокусы…………………………………………………………….23
8.1. «Сколько братьев и сестер…» 8.2 Фокус с четным числом;
8.3 Фокус с книгой;
Заключение………………………………………………………………………..28
Приложение 1. Таблица для угадывания чисел от 1 до 63………………………30
Чтобы это сделать, нужно было сложить два числа, находящихся на двух диагонально противоположных углах квадрата (безразлично какая пара из двух возможных берется) и удвоить найденную сумму.
Сумма чисел, выбранных по одному из каждой строки и каждого столбца квадрата, равно сумме чисел на диагонали. Эта последняя есть сумма четырех членов арифметической прогрессии с разностью 8 и равна, в силу известной формулы, удвоенной суммы первого и последнего членов.
Например, рисунок приведенный выше. После вычеркивания и обведения трех чисел осталось число 12. Найдем сумму: 3+18+23+12=56. Также, если мы (5+23)*2=56
В этом фокусе фокусник очень быстро может отгадать сумму чисел, входящих в обведенный квадрат на календаре. Для этого снова просите зрителя обвести на настенном календаре в любом месяце квадрат, содержащий 16 чисел.
Взглянув на него ровно секунду, отворачиваетесь и через мгновение, необходимое для умножения суммы двух чисел, стоящих на противоположных концах любой диагонали, обведенного квадрата, на восемь.
ПН |
7 |
14 |
21 |
28 | |
ВТ |
1 |
8 |
15 |
22 |
29 |
СР |
2 |
9 |
16 |
23 |
30 |
ЧТ |
3 |
10 |
17 |
24 |
31 |
ПТ |
4 |
11 |
18 |
25 |
|
СБ |
5 |
12 |
19 |
26 |
|
ВС |
6 |
13 |
20 |
27 |
Например, из выделенного квадрата
сложим 1 и 25 и умножим сумму на 8. (1+25)*8=208.
Значит, сложив числа 1+2+3+4+8+9+10+11+15+16+17+18+
Вычисления вслепую.
Каждый следующий номер должен быть менее трудоемок для зрителей, чтобы не переутомить их и, вместе с тем, более эффектен. На этот раз вообще не смотрим на календарь и стоим, повернувшись спиной к зрителям, а один из них по нашему распоряжению выбирает на настенном календаре любой месяц и обводит на нем какой–нибудь квадрат, содержащий 9 чисел. Мы же просим самую малость : назвать наименьшее из чисел, попавших в этот квадрат, чтобы через пару мгновений назвать сумму этих девяти чисел. Объяснение наших действий. Нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9.
Если – m наименьшее число в указанном квадрате, то весь квадрат имеет вид
m |
m+7 |
m+14 |
m+1 |
m+8 |
m+15 |
m+2 |
m+9
|
m+16 |
И сумма всех чисел квадрата равна 9m+72=9(m+8).
ПН |
7 |
14 |
21 |
28 | |
ВТ |
1 |
8 |
15 |
22 |
29 |
СР |
2 |
9 |
16 |
23 |
30 |
ЧТ |
3 |
10 |
17 |
24 |
31 |
ПТ |
4 |
11 |
18 |
25 |
|
СБ |
5 |
12 |
19 |
26 |
|
ВС |
6 |
13 |
20 |
27 |
Вычисления для данного примера: (8+8)·9=144 и гораздо длиннее 8+15+22+9+16+23+10+17+24=144
3. Фокусы с прикосновениями.
Волшебная карта цветов.
Зритель задумывает цветок (Слайд 6), и фокусник начинает перебирать карандашом цветы. При каждом прикосновении зритель называет про себя одну букву из названия выбранного цветка и произносит вслух: «стоп» когда его слово будет исчерпано. Указка и будет остановлена около задуманного цветка. Первое прикосновение делается около фиалки, далее обходятся цветы против часовой стрелки через один. .
Задумайте животное.
Зритель задумывает какое-нибудь животное (Слайд 7) и произносит про себя название его по буквам, в то время как показывающий дотрагивается до рисунка. .
Начав с жеребенка, он переходит затем вверх по линии к гиппопотаму и так продолжает обход всех животных, двигаясь в направлениях, указываемых линиями, пока зритель не дойдет до последней буквы своего слова и не скажет «стоп».
4. Фокусы на нахождение задуманного числа.
Число-загадка.
Попросите зрителя написать любое трехзначное число, но только такое, чтобы крайние цифры отличались друг от друга на число, которое укажет фокусник. Пусть затем он поменяет местами в этом числе крайние цифры. Получится еще одно число. Далее предложите зрителю вычесть меньшее число из большего. Разность всегда делится на 9, и фокусник может всегда сказать наперед, каким будет частное от деления этой разности на 9.
Частное же равняется указанной фокусником разности между крайними цифрами числа, умноженной на 11. Например, если сначала взять число 845, то 845-548=279; 279/9=33=11·(8-5).
Чтобы доказать это правило, заметим, что каждое трехзначное число можно представить в виде 100a+10b+с, тогда число с переставленными цифрами будет равно 100c+10b+a.
Вычитая второе из первого и деля его на 9, имеем:
100a+10b+с-(100c+10b+a)/9=99(
Фокус с запиской.
Напишите на бумажке число 1089, вложите бумажку в конверт и запечатайте его. Затем предложите кому-нибудь написать на этом конверте любое трехзначное число, но такое, чтобы крайние цифры в нем были различны и отличались друг от друга более чем на единицу. Пусть затем он поменяет местами крайние цифры и вычтет из большего трехзначного числа меньшее. В результате пусть он опять переставит крайние числа, и получившееся число прибавит к разности первых двух. Когда он получит сумму, предложите ему вскрыть конверт. Там он найдет бумажку с числом 1089, которое, к удивлению, и есть полученное им число.
Секрет этого фокуса заключается в том, что разность между любым трехзначным числом, полученным из него перестановкой крайних цифр, всегда делится на 99. (см. предыдущий фокус). Так как крайние цифры отличаются более чем на единицу, то эта разность обязательно будет трехзначным числом, обозначим ее 100k+10l+m.
Имеем: 100k+10l+m=99k+(10l+m+k).
Так
как разность делится на 99, то
это равенство показывает, что обязательно:
10l+m+k=99, откуда вытекает, что l=9, m+k=9. Число
с переставленными крайними цифрами имеет
вид 100k+10l+k, и сумма равняется: 100k+10l+m+100m+10l+k=100(k+m)
5. Фокусы с мелкими предметами (игральной костью и домино).
Пожалуй, почти
каждый мелкий предмет, так или иначе
связанный с числами или
Фокус с домино.
Фокусник предлагает желающему задумать какую-либо косточку, после чего говорит: «Умножьте число очков одной половины на 2, к произведению прибавьте 7 и сумму умножьте на 5; теперь прибавьте к результату число очков другой половины косточки и скажите, что у вас получилось». Фокусник же скажет, какое число вы задумали. .
Так как же фокусник определил, какое число вы задумали? Для этого надо от сказанного задумавшим результата отнять 35, тогда цифры полученного двузначного числа будут указывать на соответствующие числа очков задуманной косточки домино.
Действительно, если a и b – числа очков задуманной косточки домино, то мы последовательно производим над ними следующие действия.
2а;
2а+7;
10а+35;
10а+35+b.
Отнимая от окончательного результата 35, получим двузначное число 10а+b, цифрами которого будут а и b, т.е. число очков на косточке домино.
Само собой разумеется, что мы можем предложить к произведению прибавить не 7, а любое другое число, которое мы обозначим через m, тогда от окончательного результата надо будет отнять уже не 35, а 5m. Этот же прием можно применить к угадыванию двузначных чисел.
Фокусы с игральными костями.
Атрибутом нескольких числовых фокусов служат игральные кости. Для демонстрации можно изготовить их в увеличенном масштабе, чтобы за процессом могли наблюдать зрители. Игральная кость имеет форму кубика, на гранях которого нанесены точки, количество которых соответствует числам 1, 2, 3, 4, 5, 6, причем соблюдается «принцип семерки»: числа на противоположных гранях в сумме дают семь (1-6 2-5 3-4). Ориентация первых трех чисел показана на рисунке, остальные по «принципу семерки». Такая игральная кость соответствует существующему стандарту.
Угадывание суммы выпавших очков.
Фокусник поворачивается спиной к зрителям и просит одного из зрителей бросить на стол три игральные кости. Затем предлагаете сложить три выпавших числа, взять любую из трех костей и прибавить число на нижней ее грани к только что полученной сумме. Потом снова бросить эту же кость и выпавшее число, опять прибавить к сумме. Поворачиваясь к зрителям, фокусник акцентирует их внимание на том, что ему не может быть известно, какую из трех костей бросали заново, и какое число стояло у нее на нижней грани перед этим. Затем фокусник собирает кости, встряхивает их в руке, подносит к уху, и тут же правильно называет конечную сумму. .
Объяснение фокуса. Прежде чем собрать кости, нужно быстро сложить числа на верхних гранях и добавив к сумме семерку, получите конечную сумму.
Отгадывание выпавшего числа очков на 2 костях.
Фокусник не глядя на стол, на котором лежат игральные кости, просит зрителя бросить две игральных кости и запомнить выпавшие числа. Затем зрителю предлагается:
- Выбрать одно из этих двух чисел и умножить его на 5;
- К произведению прибавить 7;
- Затем удвоить полученную сумму;
- И, наконец, прибавить к ответу второе число.
Узнав полученное таким образом число, вы сообщаете, какие числа выпали на каждой из двух костей.
Для этого, мысленно вычитаете из названного числа 14 и получаете двузначное число, две цифры которого равны двум исходным числам. В самом деле, допустим, выпали числа а и b. Нам важно, что каждое из них меньше 10. В результате проделанных операций получаем: 5а, 5а+7, 10а+14, 10а+b+14.
Таким образом, если из окончательного ответа вычесть 14, то останется двузначное число, цифры в котором соответствуют исходным числам.
Отгадывание выпавшего числа очков на 3 костях.
На этот раз вызовите зрителя посмышленнее, так как вычислений придется сделать больше. Зритель бросает три кости, фокусник демонстративно на стол не смотрит. Затем просите зрителя:
- число, выпавшее на одной из костей, умножить на два;
- к полученному произведению прибавить пять;
- и результат снова умножить на пять;
- число, выпавшее
на второй кости прибавить
к предыдущей сумме и
- наконец, к
последнему числу прибавить
Зритель сообщает полученный результат, и вы немедленно можете назвать три выпавших числа.
Объяснение фокуса. От названного результата вычислений нужно отнять 250. Три цифры полученной разности и будут искомыми числами, выпавшими на костях. Математические вычисления следуют тем же, что и в предыдущем фокусе.
Фокус с монетами.
У вашего приятеля в одной руке зажат гривенник, а в другой — копейка (или в одной руке монета десять рублей, а в другой — один рубль). Несколько волшебных действий по рецептам числовой магии — и вы способны определить, в какой руке какая из монет находится!
Попросите приятеля взять в одну руку гривенник, а в другую — копейку. Предложите ему умножить стоимость монеты в левой руке на 2, 4, б или 8, затем умножить стоимость монеты в правой руке на 3, 5, 7 или 9 и сложить получившиеся при этом числа. Выслушайте результат сложения Если это число получится нечетным, то копейка — в правой руке. Если полученное число — четное, то копейка — в левой руке. Примеры