Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:29, контрольная работа
Задача – раскрыть свойства присущие этим процессам и явления, их место и роль в обществ. развитии.
Теория научного познания – представления ученого, совокупность посылок и идей.
Исторические материализм – теория научного познания, позволяющая наиболее объективно и глубоко объяснить ход исторического развития.
ГЛАВА 1. Место количественных методов в ист. исследованиях.
1. Методы научного исследования. Их виды и содержание. Объект ист. исслед. – многообразная совокупность проявлений общественной и экономической жизни. Предмет – определенные стороны этого.
Задача – раскрыть свойства присущие этим процессам и явления, их место и роль в обществ. развитии.
Теория научного познания – представления ученого, совокупность посылок и идей.
Исторические материализм – теория научного познания, позволяющая наиболее объективно и глубоко объяснить ход исторического развития.
Метод исследования – определенные способы, пути и принципы познания и разработанные на их основе средств, правила и процедуры.
Методы:
философские – общие принципы научного познания и тенденции его развития.
марксистская диалектика – основывается на рассмотрении явлений во всех их сложной взаимосвязи.
общенаучные – анализ и синтез, дедукция и индукция, описательный и количественный анализ. охватывают процесс познания не в целом, а лишь отдельные его аспекты.
специально-научные – совокупность методов присущих одной конкретной науке (исторический анализ – синхронный и диахронный методы).
проблемно-научные – отдельные черты и стороны действительности, которые являются объектом соответствующей науки. изучение определенных явлений и процессов.
Три компонента любого метода познания:
1. методология – пути и принципы познания, являющиеся теорией метода.
2. правила и процедуры практической реализации этих принципов.
3. техника научного исследования- орудия и инструменты в широком понимании.
2. Количественный анализ и его место в исторических исследованиях.
Основная цель исторического иссл. - раскрытие сущности по средствам качественного анализа.
Качественные анализ – совокупность аналитических и синтетических процедур, имеющих своей целью выявление коренных свойств, особенностей закономерностей и возникновения и функционирования исследуемых объектов и явлений, что позволяет раскрыть их истинную роль в реальности.
На основе кач. анализа:
происходит выбор объекта и предмета изучения и стравиться иссл. задача.
определяется круг тех признаков и своих, которые должны быть учтены и изучены.
базируется выбор источников и методов исследования.
выявляется соответствующая
Для осуществления кач. анализа требуется соответствующая информация – сведения об используемых объектах и явлениях. Источники - совокупность письменных , вещественных, изобразительных и фонетических материалов, в которых отражена нужная информация.
Способы выражения информации об объективной реальности – описательный и количественный – характеризуют видимые черты и свойства исследуемых объектов, но их внутреннюю, скрытую часть. опис. и кол. анализ характеризует явление, а кач. – его сущность. в научном исследовании имеет место либо сущностно-описательный либо сущностно-количественный анализ.
Описательный анализ
плюсы:
историч. источники имеют описательный характер.
многие явления общ. жизни и науки на данной стадии развития не поддаются измерению вообще либо это измерение может быть приближенным или даже условным.
наиболее эффективны при освещении всякого рода индивидуальных явлений общественной жизни, ибо здесь существенное значение имеет учет деталей и нюансов.
позволяют выделить существенные черты явлений, раскрыть их качественное своеобразие и причинную обусловленность, показать типичные и специфические формы их проявления.
техническая простота.
минусы:
малопригодны для обобщения характеристик объектов (необходимого при изучении массовых явлений).
не показывает абсолютной и относительной меры свойств объектов.
выявляя взаимосвязь, не измеряет силы воздействия одних факторов на другие.
Количественный анализ
плюсы:
позволяет установить абсолютную и относительную меру рассматриваемых черт и свойств явления и объектов и выявить степень или силу их проявления.
кол. анализ незаменим в изучении массовых процессов и явлений, различные демографические, экономические, социальные, политические, культурные и другие системы с присущими им структурами, включающими большие совокупности объектов, обладающих много образными свойствами.
минусы:
потеря информации из-за усреднения данных и отвлечения от частных черт и свойств объектов.
более трудоемки.
ГЛАВА 2. Измерение исторических явлений.
1. Общие принципы и методы измерения.
Измерение в широком смысле – способ установления отношений между объектами. Информация об объектах выражается в системе количественных, числовых характеристик (всякое качество имеет количественную меру).
признаки:
количественные – показывают меру определенных свойств.
атрибутивные (качественные) – наличие свойств и их сравнительную интенсивность:
простые атрибутивные признаки – однозначные свойства объектов (пол).
сложные – интегральные оценки (успеваемость школьников).
каждый объект неисчерпаем по своим свойствам -> необходимо определить, какие из его свойств должны измеряться.
в силу того, что признаки иссл. объектов различаются по своему характеру и потому, что цели измерения могут быть разными, существуют различные принципы и методы измерений.
шкала измерений – правила придания рассматриваемому признаку числового значения.
Шкалы измерений:
шкала наименований – классификация объектов по тем или иным признакам.
шкала порядка – ранжирование объектов по тому или иному признаку - расположение по интенсивности проявления у объекта того или иного свойства (интервалы между объектами остаются неизвестными).
метрическая шкала – процедура – определение числовых значений признаков посредством какой-либо меры или ед. измерения (шкала интервалов имеет свойства порядковой шкалы + точное определение величины интервала).
пропорциональная шкала – позволяет установить, во сколько раз те или иные свойства у одного объекта больше, чем у другого (характеры метрические единицы измерения и начальная нулевая точка отсчета).
Условие корректности измерения – неизменность и размерная однородность единиц измерения в процессе измерения.
Единицы измерения, применяемые в естественных науках, слабо подходят для измерения социальных явлений. Единица измерения должна ориентироваться на тот минимальный компонент, которые лежит в основе структуры измеряемой совокупности. часто применяют натуральные ед. измерения (чтобы добиться больше точности – двойные).
индексы широко применяются для измерения разнородных по своему содержанию количественных признаков.
Измерение атрибутивных (качественных) признаков по интервальной и пропорциональной шкалам.
методы:
определение численности объектов однородной совокупности посредством счета (количество работников мужчин и женщин).
квалиметрия – измерение атрибутивных признаков (ед. измер. - балл – количественное выражение совокупных качеств объекта). баллы определяются на основе экспертных оценок, они являются наиболее неопределенными и неоднородными единицами измерения.
2. Измерение исторических явлений.
Измерение кол. признаков (они уже зафиксированы в каких-то ед. метрич. или натур.).
Вариационные ряды – ряды данных, показывающие количественную меру того или иного признака у разных объектов, составляющих тут или иную их совокупность.
численный показатель величины признака в тот или иной момент – динамический ряд (численность населения страны в тот или иной период).
единицы учета подбираются в соответствии с задачей исследователя. при отсутствии ясность использую несколько ед., чтобы выяснить какие больше отвечают поставленной задаче.
усреднение показателей – масштаб усреднений должен выбираться таким, чтобы выявлять типичное и существенное, но вместе с тем позволял выделить и особенное.
итоги измерений кол. признаков сводятся в таблицы (матрицы).
восполнение пробелов:
1. замещение их средним значение
данного признака во всей
2. расчет недостающих данных (неточен, приблизителен).
3. исключение из матрицы
Измерение качественных признаков проводиться посредством счета.
значения качественных признаков относятся не к каждому объекту, а лишь в их совокупности.
счет является эффективным методом при исследовании как индивидуальных, так и массовых явлений, как простых, так и сложных оценочных качественных признаков. широко применяется в исторических исследованиях.
контект-анализ - количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал.
экспертные оценки используются для измерения сложных качественных признаков. ед. измерения является балл. служит для углубления анализа в области сложных качественных признаков ист. явлений, особенно массовых.
трудности экспертных оценок:
1. определение количественного
интервала между низшим и
2. условность и субъективность.
ГЛАВА 3. Основные проблемы методологии количественного анализа исторических явлений.
1. Постановка исследовательской задачи.
1. учет достижений предшествующего изучений данных. учет результата их анализа.
2. постановка задачи не должна
исходить из стремления
2. Репрезентативность количественных данных
1. Достоверность – точность измерения соответствующих признаков.
Ошибка – разница между величиной, полученной в результате измерения и реальным значением признака.
Ошибки могут быть качественными и количественными, они вызываются разными причинами:
1.ошибки, вызванные несостоятельность
или ограниченность теоретико-
2. ошибки в регистрации данных:
- систематические ( преднамеренные
и непреднамеренные –
- случайные (небрежность регистраторов)
3. ошибки исчисления.
Необходимая точность определяется исходя из иссл. задачи.
Качественная
количественная
Для обработки данных часто используют выборочный метод.
Множество всех единиц статистической совокупности называется генеральной совокупностью.
виды выборочного изучения, позволяющие формировать репрезентативные выборки: случайный, механический, типический и серийный отбор. Случайным является такой отбор, при котором все элементы генеральной совокупности имеют равную возможность быть отобранными. На практике случайный отбор производится с помощью жеребьевки или использования разработанных в статистике таблиц случайных чисел. Механический отбор сводится к тому, что генеральная совокупность разбивается на равные части и из каждой части берется одна единица. Например, 7, 17, 27, 37 и т.д.Типический отбор заключается в том, что генеральная совокупность разбивается на типические группы, образованные по какому-либо признаку. Затем из каждой выделенной группы отбираются единицы либо случайно, либо механически. Серийный отбор предусматривает разбиение всей генеральной совокупности на группы (серии), из которых путем случайного или механического отбора выделяется их определенная часть, которая и подвергается сплошной обработке.
естественные выборки – частичные данные, репрезентативность которые неизвестна.
требуют проверки случайности – насколько данные этой выборки равномерно охватывают исследуемую генеральную совокупность.
3. Методологические
аспекты применения
Цель мат. методов в ист. иссл. – получить новую информацию, непосредственно не выраженную в исходных данных. Для применения (суждения о том, какие наиболее применимы в задаче) тех или иных методов историк должен ясно представлять себе их логическую суть.
способы проверки:
1. применения различных методов обработки и анализа данных.
2. формирование двух выборок
с существенно различными
корректность применения мат. методов. – соблюдение диапазона применения.
подведение итогов – интерпритация результатов мат. обработки и анализа колич. данных. успех определяется уровнем качественного, сущностно-содерательного исторического анализа, глубиной и конкретность перевода мат. показателей на содержательный исторически уровень.
Суть и цели моделирования.
модель – абстрактное выражение основной сущности иссл. явлений и процессов.
Информация о работе Место количественных методов в ист. исследованиях