Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 06:30, доклад

Описание работы

Когда начинаешь работать в новом классе, обычно сталкиваешься с ситуацией что несколько учеников «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой, и предыдущим темам.
Как правило, такие дети в основном боятся выходить к доске, боятся отвечать, хотя робкими их не назовешь.

Файлы: 1 файл

Доклад работа со слабоуспевающими учащимися.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Организация работы со слабоуспевающими  учащимися на уроке математики

 

         Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

 

         Когда начинаешь работать в  новом классе, обычно сталкиваешься  с ситуацией что  несколько  учеников «выключены» из учебного  процесса. Они не воспринимают  объяснение нового материала, не могут решить простейших  примеров по новой, и предыдущим темам.    

 Как правило, такие дети в основном боятся выходить к доске, боятся отвечать, хотя робкими их не назовешь. Дело в том, что в одном классе обучаются дети совершенно разной математической подготовки, программа рассчитана на среднего ученика, на изучение отдельных тем отводится недостаточное количество часов, поэтому часто дети со слабыми знаниями остаются вне поля зрения учителя. А ведь среди этих учащихся встречаются и такие, которые просто не приучены к самым малым умственным усилиям.

Особенности слабоуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

      Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень  умственного развития.

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и. д.

2. Несформированность  учебных навыков.

Ребенок не умеет  учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания  с гиперактивностью.

Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие  познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность  произвольной сферы.

Проявляется в том, что  ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые  усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные  отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный  интерес

Не срабатывают карательные  меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные  задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при  решении учебных задач.

8. Низкий уровень  развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

        Чтобы помочь таким учащимся, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

       Нужно  установить правильность и разумность  способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

      Необходимо  систематически обучать учащихся  общеучебным умениям и навыкам.

      Нужно  так организовать учебный процесс,  жизнь учащихся в школе и  в классе, чтобы вызвать и развить  у учащихся внутреннюю мотивацию  учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как же можно  помочь слабоуспевающему ученику:

- Учитель для себя  и для ученика должен сформулировать  минимум знаний и навыков, который  должен усвоить ученик.

- Для закрепления необходимо  более длительное время и больший объем решаемых задач.

Для повышения  работоспособности учащихся необходимо:

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  • Деформированные задания.
  • “Разрезные” теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  • “карточки-информаторы”,
  • “карточки-с образцами решения”,
  • “карточки-конспекты”.

В обучении применять 

- опережающее обучение 
- различные формы групповой работы 
- взаимоопрос, самоконтроль 
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

Для разнообразия учебных  будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:

  • урок-игра
  • урок-спектакль
  • урок-путешествие
  • урок-детектив
  • урок-сказка
  • урок-силовое многоборье
  • урок-концерт
  • урок-картина

В большинстве случаев  такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.

В работе со слабыми учащимися  учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8.Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

      Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без  дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом  из этапов урока:

  • При закреплении.
  • При проверке домашнего задания.
  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально  организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному  применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

      Еще  я часто использую дифференцированный  подход при изучении нового  материала. Объяснив тему, и показав  2-3 примера по теме, я вызываю  3-4 человека к доске, даю им  индивидуально-дифференцированное  задание, класс работает параллельно  с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.

          Создание на уроке ситуации успеха, вот что является главным в моей работе:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

Хотелось бы поделиться отдельными моментами проведения уроков

1. При подготовке к уроку я выписываю формулы, отдельные фрагменты решения примеров, которые будут рассматриваться на уроке, теоремы, которые будут использованы во время урока, и начинаю урок с их повторения - это так называемая актуализация прежних знаний. Ее можно проводить фронтально, у доски, вызывая учащихся по их желанию, или, когда группа слабая, а урок насыщенный, это делает сам преподаватель. В любом случае нельзя на повторение тратить более 5 минут, поэтому рассматриваемые вопросы необходимо заранее записать на доске или воспользоваться кодоскопом. Ответы учащихся не оцениваются отдельной оценкой, но учитываются в дальнейшем.

Информация о работе Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке математики