Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:51, реферат
Понятие интеграл непосредственно связано с интегральным исчислением – разделом математики, занимающимся изучением интегралов, их свойств и методов вычисления. Вместе с дифференциальным исчислением интегральное исчисление составляет основу математического анализа.
Понятие интеграл непосредственно связано с интегральным исчислением – разделом математики, занимающимся изучением интегралов, их свойств и методов вычисления. Вместе с дифференциальным исчислением интегральное исчисление составляет основу математического анализа.
Истоки интегрального исчисления относятся к античному периоду развития математики и берут начало от метода исчерпывания, разработанного математиками Древней Греции.
Метод исчерпывания это набор
правил для вычисления площадей и
объёмов, разработка которых приписывается
Евдоксу Книдскому. Дальнейшее развитие
метод получил в работах
Типичная схема доказательств
методом исчерпывания выглядела
следующим образом. Для определения
величины A строилась некоторая
Предполагалось также известным такое B, что
и что для любого целого K можно найти достаточно большое n, удовлетворяющее условию:
Где D – постоянно. После громоздких рассуждений из последнего выражения удавалось получить:
Как видно из приведённой схемы метод был основан на аппроксимации рассматриваемых объектов ступенчатыми фигурами или телами, составленными из простейших фигур или пространственных тел (прямоугольников, параллелепипедов, цилиндров и т.п., обозначенных последовательностью С1, С2, …, Сn, …). В этом смысле метод исчерпывания можно рассматривать как античный интегральный метод.
Кризис и упадок древнего мира привёл к забвению многих научных достижений. О методе исчерпывания вспомнили лишь в XVII веке. Это было связано с именами Исаака Ньютона , Готфрида Лейбница, Леонарда Эйлера и ряда других выдающихся учёных, положивших основу современного математического анализа.
В конце XVII и в XVIII веке все
возрастающие запросы практики и
других наук побуждали ученых максимально
расширять область и методы исследований
математики. Понятия бесконечности,
движения и функциональной зависимости
выдвигаются на первое место, становятся
основой новых методов
В конце XVII и в XVIII веке в
математике и механике были получены
классические результаты фундаментального
значения. Основным здесь было развитие
дифференциального и
Основные понятия и
теория интегрального и
В ноябре 1613 года королевский математик и астролог австрийского двора И. Кеплер праздновал свадьбу. Готовясь к ней, он приобрёл несколько бочек виноградного вина. При покупке Кеплер был поражён тем, что продавец определял вместимость бочки, производя одно единственное действие - измеряя расстояние от наливного отверстия до самой дальней от него точки днища. Ведь такое измерение совершенно не учитывало форму бочки! Кеплер сразу увидел, что перед ним интереснейшая математическая задача - по нескольким измерениям вычислить вместимость бочки. Размышляя над этой задачей, он нашёл формулы не только для объёма бочек, но и для объёма самых различных тел: лимона, яблока, айвы и даже турецкой чалмы. Для каждого из тел Кеплеру приходилось создавать новые, зачастую очень хитроумные методы, что было крайне неудобно. Попытка найти достаточно общие, а, главное, простые методы решения подобных задач и привела к возникновению современного интегрального счисления. Но это уже была заслуга совсем другого математика.
Трудно найти другое имя, которое оказало бы столь сильное влияние на историю мировой науки и культуры, как Исаак Ньютон. Известный математик и историк науки Б. Л. Ван-дер-Варден пишет в своей книге “Пробуждающаяся наука”: “Каждый естествоиспытатель безусловно согласится, что механика Ньютона есть основа современной физики. Каждый астроном знает, что современная астрономия начинается с Кеплера и Ньютона. И каждый математик знает, что самим значительным н наиболее важным для физики отделом современной математики является анализ, в основе которого лежат дифференциальное и интегральное исчисления Ньютона. Следовательно, труды Ньютона являются основой огромной части точных наук нашего времени”. И не только наук: “Математика и техника влияют даже на нашу духовную жизнь, и настолько. что мы редко можем представить это себе полностью. Вслед за необычайным взлётом, которое пережило и XVII веке естествознание, последовал неизбежно рационализм XVIII века, обожествление разума, упадок религии... Кто отдает себе отчет в том, - спрашивает автор, - что с исторической точки зрения Ньютон является самой значительной фигурой XVII века?”
Исаак Ньютон родился в 1643
году. Мальчик посещал сначала
сельскую школу, а в двенадцать лет
его отправили учиться в
Кафедру математике в Кембридже
занимал тогда молодой
Поясним эту идею Ньютона.
Известно, что любое действительное
число можно представить
Это значит, что любое число a можно представить в виде:
где N - целая часть, а a1, a2, ... an, ... могут принимать одно из значений 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. По аналогии с таким представлением чисел Ньютон предположил, что любая функция от x, например
, может быть представлена как бесконечный многочлен или ряд, расположенный уже не по степеням
, а по степеням x:
где a1, a2, ... an, ...- коэффициенты, которые каждый раз должны быть определены. Примером такого ряда может служить известная нам геометрическая прогрессия:
Представление функции с помощью ряда очень удобно. С помощью рядов, как писал Ньютон, “удается преодолеть трудности, в другом виде представляющиеся почти неодолимыми”.
Одновременно с Ньютоном к аналогичным идеям пришёл другой выдающийся учёный - Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Готфрид Вильгельм Лейбниц
родился в Германии в г. Лейпциге
в 1646 г. Любознательный мальчик уже
6 лет вел интересные беседы по истории
со своим отцом, профессором Лейпцигского
университета. К 12 годам он хорошо изучил
латинский язык и увлёкся древнегреческим.
Особенно его интересовали древние
философы, и он мог подолгу размышлять
о философских теориях
Свои колоссальные
знания но математике Лейбниц
приобрел самоучкой. Через три
года, окончив университет, Лейбниц
покинул Лейпциг. Он был
Началась жизнь, полная напряженного
труда и многочисленных путешествии.
Легко себе представить, как неудобны
были путешествовать в неуклюжих
каретах по тряским дорогам Европы
тех времен. Лейбниц умел не терять
времени даром - много удачных
мыслей пришло ему и голову именно
во время этих продолжительных поездок.
Лейбниц отличался
Как уже отмечалось, Лейбниц
одновременно с Ньютоном и независимо
от него открыл основные принципы дифференциального
и интегрального исчислений. Теория
приобрела силу после того, как
Лейбницем и Ньютоном было доказано,
что дифференцирование и
Любой человек, изучив небольшое
число правил действия с символами,
обозначающими операции дифференцирования
и интегрирования, становится обладателем
мощного математического
действуют на функции,
“перерабатывая” их в другие,
точно вычисляемые функции.
Одинаковые операторы можно выносить за скобку:
или:
Сокращенно все перечисленные свойства можно выразить соотношением:
где: a и b - числа.
Операторы. которые обладают
таким свойством. называются линейными.
Теория линейных операторов, которую
с таким успехом начал
Многократное применение операторов можно принимать как степень оператора, например, для d( ):
То, что основные операторы
математического анализа
также взаимно обратны, как степени и корни в обычном исчислении. Употребляя так же обозначение, аналогичное обозначению a-1 числа, обратного a, причём произведение a×a-1=1. Обозначая операторы
или наоборот:
и понимая под их произведением последовательное их применение, имеем:
т. е. произведение есть “единица”, не меняющая функцию.
Однако, в подходе Ньютона-Лейбница
крылось серьёзное
Лейбниц и его последователи - братья Бернулли, Лопиталь и другие - трактовали дифференциалы как бесконечно малые разности обычных конечных величин, как тогда говорили - “реальных” величин “низшей” математики. Поэтому они обращались с теми и другими одинаково и в исчислении применяли к первым те же приемы, которые справедливы при действиях со вторыми. Вместе с тем выяснилось, что таким образом трактуемым бесконечно малым присуще свойство, противоречащее одному основному свойству основных конечных величин: если А — конечная величина, а a — бесконечно малая, то, чтобы результат исчисления получался совершенно точным, оказалось необходимым проводить вычисления в предположении, что А+a=А.
Дифференциальное исчисление, значение которого для развития науки и техники было вне сомнений, оказалось в парадоксальном положении: чтобы его методами получить точный результат, надо было исходить из ошибочного утверждения.
Ньютон пытался обосновать дифференциальное исчисление на законах механики и понятии предела. Но ему не удалось освободить свое исчисление флюксий от недостатков, присущих дифференциальному исчислению Лейбница. В практике вычисления Ньютон, как и Лейбниц, применял принцип отбрасывания бесконечно малых.
Такая непоследовательность
позволила назвать
Попытки построить анализ бесконечно малых и теорию рядов в полном соответствии с основными понятиями и истинами “низшей” математики с самого начала к успешным результатам не привели. Поэтому Лейбниц и его последователи пытались оправдать принципы анализа бесконечно малых путем сравнения бесконечно малой с песчинкой, которой можно пренебречь при вычислении высоты горы, посредством ссылок на вероятность и т. п.
Другая попытка была предпринята в конце XVIII века. Известный немецкий математик Вессель предложил оставить анализ бесконечно малых в анализе в качестве “полезных вспомогательных функций”. Однако, такая трактовка широкого распространения не получила - математики знали механическое и геометрическое истолкование dx и dy.
Примерно с последней
четверти XVIII века область приложений
математического анализа
Математики пытались сначала
решать новые задачи методами, разработанными
классиками XVIII века - Эйлером, Даламбером,
Лагранжем и другими. Однако, вскоре
выяснилось, что методы классиков
недостаточны, что надо развивать
новые, более общие и сильные
методы. Выяснилось также, что недостаточность
методов классиков нередко
Поясним сказанное одним примером.
Ньютон и Лейбниц разработали две трактовки понятия обычного определенного интеграла.
Ньютон трактовал определенный интеграл как разность соответствующих значений первообразной функции: