Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 11:49, реферат
Как загадочны эти фигуры! Сколько тайн хранят они в себе! С самого детства я задумывалась об этом. Они манили меня к себе своей таинственностью. Когда я пошла в десятый класс, мы начали изучать стереометрические фигуры и, конечно, затронули тему «Пирамида». Мне стало очень интересно, и я решила изучить свойства этой необычной фигуры немного подробнее, ведь тема «Пирамиды» затрагивает глубокие аспекты современных научных дисциплин и является одной из наиболее актуальных для пытливых умов современных ученых. Пирамиды представляют интерес для математиков, историков, физиков, биологов, медиков, философов. Чем больше мы узнаем о пирамидах, тем больше у нас возникает вопросов. Хотя не стоит забывать и о том, что пирамиды таят в себе ответы на огромное количество вопросов, которыми сейчас задается наука.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Исторические сведения о пирамиде……………………………………..4
2. Различные трактовки определения пирамиды………………………….6
3. Диагональные сечения пирамиды………………………………………..7
4. Виды пирамид …………………………………………………………….8
4.1 Правильная пирамида……………………………………………...8
4.2 Усеченная пирамида……………………………………………...10
5. Площадь боковой и полной поверхности усеченной пирамиды……..13
6. Измерение объема пирамиды…………………………………………...14
7. Тетраэдр…………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..25
Центроид ортоцентрического тетраэдра лежит на отрезке между ортоцентром H и центром описанной сферыO и делит этот отрезок пополам, а точка, которая разбивает отрезок OH в отношении 1:2 является центром «сферы 12 точек» – на ней лежат ортоцентры и центроиды всех граней, а также точки, делящие отрезки от Hдо вершин в отношении 1:2. Доказательства этих теорем не так уж и сложны, хотя и требуют пространственного воображения.
Об одном виде ортоцентрических тетраэдров стоит сказать отдельно – о тетраэдре, в вершине которого сходятся три взаимно перпендикулярных ребра (рис. 22). Очевидно, эта вершина M и будет его ортоцентром. Такой тетраэдр называется прямоугольным. Для него выполняется своего рода «теорема Пифагора»: если S1, S2, S3 – площади его прямоугольных граней («катетов»), а S – площадь четвертой грани («гипотенузы»), то:
В самом деле, проекции трех «катетов» на «гипотенузу» разбивают ее на три треугольника. Поскольку при проекции площадь фигуры умножается на косинус угла между ее плоскостью и плоскостью проекции, то:
(*) S=S1 ∙cos α1+S2∙ cos α2+S3 ∙cos α3
где α1 – угол между плоскостями «гипотенузы» и соответствующего «катета». В то же время каждый из «катетов» совпадает с проекцией «гипотенузы» на его плоскость, поэтому cos αi=Si/S. Остается подставить выражение косинусов через площади в уравнение (*).
Равногранный тетраэдр
Как мы определяем правильный, или равносторонний, треугольник? Естественно, как треугольник, все стороны которого равны. А что такое «стороны» тетраэдра? Если считать, что это ребра, то аналогичное стереометрическое определение приведет к понятию правильного тетраэдра? Но может быть «сторонами» тетраэдра следует считать его грани? Тогда мы приходим к следующему определению: тетраэдр, все грани которого равны (т.е. являются равными треугольниками), называется равногранным. На первый взгляд равногранный тетраэдр – это правильный тетраэдр, и никакой другой. В действительности гранью равногранного тетраэдра может быть любой остроугольный треугольник. Перечислим важнейшие свойства равногранных тетраэдров. Первые два свойства указывают и общий способ их построения:
1. описанный параллелепипед равногранного тетраэдра – прямоугольный (рис. 23);
2. развертка тетраэдра, полученная при разрезании его по трем сходящимся в одной вершине ребрам, – треугольник (рис. 24; этот треугольник должен быть остроугольным, потому что тупоугольный или прямоугольный при сгибании по соседним линиям не сложится в тетраэдр). Набор самосовмещений произвольного равногранного тетраэдра не так богат, как у правильного тетраэдра.
3. у него имеется три оси симметрии (это общие перпендикуляры, проведенные к противоположным ребрам, они же бимедианы; рис. 23). Однако этих симметрий хватает, чтобы можно было совместить любые две указанные грани или вершины, но не ребра.
Пользуясь свойствами 1 – 3 и непосредственно определением, легко вывести, что у равногранного тетраэдра:
4. все трехгранные углы равны;
5. все медианы равны;
6. все высоты равны;
7. центры вписанной и описанной сфер и центроид совпадают;
8. радиусы описанных окружностей граней равны;
9. периметры граней равны;
10.
Некоторые из этих свойств настолько очевидны, что на первый взгляд даже не заслуживают упоминания. Замечательно другое: все эти свойства равносильны друг другу и каждое из них в отдельности обеспечивает равногранность тетраэдра. Более всего впечатляет свойство 10: Для равенства граней тетраэдра достаточно, чтобы были равны между собой их площади!
Итак, все десять перечисленных условий являются одновременно и свойствами и признаками равногранного тетраэдра. Чтобы вывести равногранность из какого-нибудь условия, надо выстроить целую цепочку промежуточных условий, в которой каждое последующее – прямое следствие предыдущего.
Задачи
1. Одно из самых
грандиозных сооружений
2. Крыша имеет форму пирамиды с квадратным основанием 4,5 м × 4,5 м и углом наклона грани к основанию в 45˚. Сколько листов железа размером70 см × 140 см нужно для покрытия крыши, если на отходы нужно добавить 10% площади крыши?
3. На рис. 25 изображена треугольная
пирамида, в которой проведены
два отрезка, соединяющие точки
на его противоположных ребрах.
Можно ли по рисунку
Решение задач
1.
Дано: SABCD – правильная четырехугольная пирамида;SO – высота; SO = 150 м; SA – боковое ребро; SA = 220 м;
Найти: VSABCD; Sбок
Решение: V = 1/3SABCD SO; Sбок = p∙SK/2
Рассм. ∆SOC ( O = 90˚)
По теореме Пифагора: OC = √SC2 – SO2 = √2202 – 1502= √48400 – 22500 = √25900 (м) ≈ 161 м
т.к. ABCD – правильный прямоугольник, то: AB = OC√2 = √25900*2 = √51800 (м) ≈ 228 (м)
Рассм. ∆ SCD (SC = CD = SD)
CK = ½ CD; CK = 228/2 = 114 (м)
Рассм. ∆SKC ( K = 90˚)
По теореме Пифагора: SK = √SC2 – CK2; SK = √2202 – 1142 = √48400 – 12996 = √35404 ≈ 188 (м)
Периметр основания: p = 4∙228 = 912 (м)
Находим Sбок = 4∙228∙114/2 = 51984 (м2)
Sосн = AB2; Sосн = 2282 = 51984 (м2)
Находим V = 1/3SABCD SO = 1/3∙51984∙150 = 2599200 (м3)
Ответ: 51984 м2; 2599200 м3.
2.
Дано: SABCD – Правильная четырехугольная пирамида. AB = BC = 4,5 м SCO = 45˚; размеры листа: 70 см × 140 см; отходы: 10%
Найти: N
Решение: N = (Sбок + Sотх )/Sл
Sбок = 4∙S∆CSD =4 ½ CD∙SK = 2CD∙SK
Рассм. ∆SOC ( O = 90˚;
т.к. сумма углов в треугольнике равна 180˚, то S = 180˚ – 90˚ – 45˚ = 45˚ → SO =OC
т.к. ABCD – правильный четырехугольник, то OK = CD/2 = 4,5/2 = 2, 25 (м)
Рассм. ∆OKC ( K = 90˚; OK = CK)
По теореме Пифагора: OC = √2OK2 = √2∙5, 0625 ≈ 3, 2 (м) → SO = 3, 2 (м)
Рассм. ∆SOK ( O = 90˚)
По теореме Пифагора: SK = √SO2 + OK2 = √10, 24 + 5, 0625 = √15, 3 ≈ 3, 9 (м)
Sбок = 2∙4, 5∙3, 9 = 35, 1 (м2)
Sотх = Sбок∙0, 1 = 35, 1∙0, 1 = 3, 51 (м2)
Sлиста = 0, 7∙1, 4 = 0, 98 (м2)
N = (35, 1 + 3, 51)/0, 98 = 40
Ответ: 40 листов
3. Можно. Отрезки
пересекаются (т.е. лежат в одной
плоскости) тогда и только тогда,
когда либо точка пересечения
синих прямых лежит на прямой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я рассмотрела большую тему о пирамидах, прочитала массу литературы об этих замечательных фигурах. Эта тема вызвала у меня неподдельный интерес. Я подробно рассмотрела элементы пирамиды, изучила основные свойства, решила множество задач на нахождение площади боковой поверхности и объема пирамиды.… Но это, конечно, не предел моего рассмотрения, на этом невозможно поставить точку. Во-первых, потому, что можно найти еще множество различной литературы по этой теме, а во-вторых, исследования пирамид продолжаются и сегодня. Этим занимаются ученые США, Японии, ФРГ и других государств. Ученые всех специальностей: астрономы и математики, химики и врачи, генетики и геронтологи – пытаются разгадать тайну пирамид и более подробно изучить их свойства.
Пирамида имеет широкое применение в строительстве домов, различных сооружений. Я думаю, что я в жизни столкнусь еще не раз с этой фигурой, и круг моих знаний будет расширен. Советую учащимся интересоваться не только элементарными сведениями о пирамиде, но и изучать их глубже, что и сделала я.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Различные трактовки определения пирамиды