Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 01:48, дипломная работа
Цель работы: выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований.
Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до эксперимента и после.
Введение…………………………………………………..3
Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного
возраста……………………………………………………5
Понятие, история, проблемы
математического развития младших
дошкольников…………………………………..5
Современные требования к математическому
развитию детей дошкольного возраста……….28
Психолого-педагогические основы
математического развития
детей-дошкольников……………………………33
Глава II Методы и организация исследования…………..34
Глава III Результаты исследования и их обсуждение….. 41
Выводы……………………………………………………..45
Практические рекомендации……………………………..46
Литература…………………………………………………48
Приложение………………………………………………..50
- формирующий эксперимент,
- контрольный эксперимент.
3. Методы математической обработки данных.
Организация исследования:
Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 1998г. по май 1999г. на базе Детского сада № 30 г. Ейска. В исследовании принимали участие две однородные группы детей, каждая из которых насчитывала по десять детей в возрасте 4-5 лет.
На первом этапе (сентябрь- октябрь)изучалась и анализировалась литература, подбиралась система игр. При анализе литературы были изучены 44 источника, куда вошли работы учёных, монографии, статьи, освещающие передовой педагогический опыт. Проанализировано 8 источников зарубежной литературы.
На втором этапе (ноябрь-декабрь) проводилось обследование двух групп детей (экспериментальной и контрольной) с целью выявления их уровня математического развития перед началом эксперимента, а также после его окончания.
Основной педагогический эксперимент проходил с января 1998г. по апрель 1999г. с целью проверки эффективности разработанной системы игр. На третьем этапе проводились обобщения, математическая обработка полученных результатов.
Педагогический эксперимент:
Взяла две группы детей (по десять человек) среднего дошкольного возраста: контрольную группу, работающую по "Программе воспитания и обучения в детском саду " под ред. Васильевой, экспериментальную группу, работающую по предложенной мною методике.
Констатирующий эксперимент
проводился с целью выявления
уровня развития каждого ребёнка. В
качестве основного метода исследования
использовалась диагностика математического ра
Сосчитай себя.
1. Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).
Зажги звёзды.
Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки( до пяти).
1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.
2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.
Помоги Буратино.
Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать такое количество монет, которое ему подарил Карабас Барабас.
II Величина
Ленточки.
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.
1.Самую длинную "ленточку"
закрась синим карандашом, "ленточку"
покороче закрась красным
2. Уравнять все "ленточки" по длине.
Разложи карандаши.
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.
Разложи коврики.
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
III. Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
Какой формы ?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
1. Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.
2. Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо- овал и т.д.
Мозаика.
Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм выложить сложные картинки.
Почини коврик.
Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков.
Найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и "починить" (наложить) её на дырку.
IV. Методы исследования пространственных представлений.
Исправь ошибки.
Игровой материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов- модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.
Узор.
Определить направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
Игровой материал: карточка с узором, составленным из геометрических форм.
Описать узор от себя.
Найди различия.
Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.
Найти различия.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась десятибалльная система.
8-10 баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения(уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4-7 баллов - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 4-7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1-3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3-5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Критерии констатирующего эксперимента.
1. Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т.д. Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).
2. Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.
3. Классификация предметов по одному, двум признакам. Число как показатель количества, итог счёта; порядок следования и место в общей последовательности чисел.
4. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера как по образцу, так и по собственному замыслу.
Формирующий эксперимент предполагал разработку системы математического развития детей 4-5 лет в контексте разных видов деятельности. При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:
- создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей 4-5 лет;
- составить систему игр;
- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы игр на формирование математических представлений.
Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по развитию математических представлений у детей 4-5 лет. Для этого мы разделили все игры по принципу от простого к сложному. Формирующий эксперимент проходил в три этапа с экспериментальной группой. (Приложение 1 )
Эксперимент проводился в естественных условиях.
После формирующего эксперимента с экспериментальной группой детей был проведён контрольный эксперимент по этой же методике, целью которого было выявление успешности обучения математическим представлениям по разработанной системе.
Математическая обработка и анализ результатов
Определение среднего арифметического величины показателей вычислялось по формуле:
- знак суммирования
- варианты или значения признака (данные одного ребенка)
n – количество детей
Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом.
Затем определялось среднеквадратичное отклонение:
Хмакс – наибольшее значение варианта
Хмин – наименьшее значение варианта
R – табличный коэффициент
Ошибка среднеарифметической величины определялась по формуле:
n- число вариантов
- среднеквадратичное отклонение
Уровень
достоверности различий
t =
Х1 – среднеарифметическое значение экспериментальной группы
Х2
– среднеарифметическое
Процент
прироста получился, когда мы
отняли среднее арифметическое
до эксперимента от среднего
арифметического после
Глава III Результаты исследования и их обсуждение.
В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.
Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
Контрольная группа Х± m |
Экспериментальная группа Х ± m |
t |
Р |
Количество и счёт |
3,6 ± 0,2 |
3,5 ± 0,2 |
0,3 |
>0,05 |
Величина |
3,1±0,2 |
3,5 ± 0,3 |
1 |
>0,05 |
Геометрические фигуры |
3,6±0,3 |
3,5 ± 0,2 |
0,7 |
>0,05 |
Ориентировка в пространстве |
3,1 ±0,3 |
3,0 ± 0,2 |
0,25 |
>0,05 |
Разработанная система
дидактических игр и апробация
этой системы предусматривала отбор
дидактических игр в
- соответствие игрового материала задачам исследования;
- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
-доступность и эмоциональная
привлекательность игрового
Игры использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей» способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное -развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
Необходимо отметить, что с контрольной группой проводилась работа по формированию элементарных математических представлений, в основе которой лежала "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой, а в экспериментальной - работа шла по разработанной мною системе дидактических игр.
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.
Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Экспериментальная группа Х± m |
Контрольная группа Х± m |
t |
Р |
Количество и счёт |
6,42 ± 0,2 |
3,9 ± 0,2 |
8,4 |
<0,05 |
Величина |
5,82 ± 0,2 |
4,3 ± 0,2 |
5,0 |
<0,05 |
Геометричес-кие фигуры |
6,29 ± 0,2 |
4,4 ± 0,2 |
6,3 |
<0,05 |
Ориентировка в пространстве |
6,13±0,2 |
4,0 ± 0,2 |
7,1 |
<0,05 |