Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Содержание работы

Формирование количественных представлений у детей 4-5лет.
Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложение:
Конспекты занятий развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Планы-конспекты занятий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ по математике КПП 2.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Конечно же, не все родители добросовестно относятся  к таким заданиям, не все считают  нужным обучать ребенка дома. Но есть очень активные родители, с  которыми приятно работать, тем более, что они сами заинтересованы в  успехах своего ребенка.

Если ребенок  не усвоил какие-то задачи или долго  не посещал детский сад, то с ним  планируется и организуется индивидуальная работа с целью обучения, закрепления  или упражнения по тому или иному  направлению.

Важным фактором развития количественных представлений  у детей имеет и развивающая  среда. Поэтому в группе есть уголок сенсорики и математического  развития, где храниться разнообразный  материал по формированию у ребят  элементарных математических представлений, в том числе и по развитию количественных представлений: счетный материал, настольно-печатные игры, карточки с заданиями и др.

Такая работа приносит положительные результаты: ребята используют счетную деятельность в своих играх, хорошо справляются с упражнениями на счет, опираясь на личный опыт.

6

Заключение.

При обучении детей необходимо от нерасчлененного  восприятия множеств предметов детей  необходимо переводить к выявлению  отдельных составляющих это множество  элементов путем по парного сопоставления их, а обучение счету следует за освоением детьми действиями с множествами.

В ходе усвоения ребенком чисел, усваивается последовательность и отношения между ними, что  приводит к сознанию освоения счета  и использованию его в вычислениях, выполнении действий при выполнении арифметических задач. Элементарное знание о числе формируется у детей  в ходе накопления им опыта по сравнению  множеств. Каждый возрастной этап характеризуется  своими особенностями в освоении детьми количественных представлений.

Для развития у детей представлений о количестве необходимо использовать разнообразные  формы работы: занятие, дидактические  игры, упражнения, индивидуальная работа, организация самостоятельной деятельности. Нужно уделять внимание работе с  родителями по данной проблеме.

Работа по освоению дошкольниками количественных представлений должна вестись с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и охватывать все стороны жизни ребенка  в дошкольном учреждении.

Таким образом, проанализировав литературу по данному  вопросу мы приходим к выводу о том, что в среднем и старшем дошкольном возрасте важно дать детям представление о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета.

Обучение  детей среднего и старшего дошкольного  возраста сравнению чисел решается в основном в игровой и практической деятельности. На первом этапе обучения сравнению детей учат разграничивает понятия «один» м «много». Затем детей учат составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет. На следующих занятиях детям объясняют, что множества могут быть различными по численности. После этого воспитатель переходит к установлению равенства между двумя группами предметов. На дальнейшем этапе обучения сравнению используется разнообразный материал (объемные предметы и игрушки, плоскостные изображения, геометрические фигуры) для того, чтобы сформировать у дошкольников обобщенные представления о количестве.

При  изучения состава числа в дошкольном возрасте выделяют несколько этапов.  На первом этапе ребенка знакомят с числа в пределах до 10. Далее, воспитатель убирает картинки с изображениями предметов и вместо них

7

использует  счетные палочки, фишки, картонные  фигурки. Затем ребенка знакомят с математическими знаками: "+", "-", "=". На следующем этапе  работы педагог знакомит ребенка  с понятием "добавить до ..." и  учит добавлять к данному количеству предметов недостающее до заданного числа.

При обучении дошкольников делению сначала воспитатель  учит детей делению предметов  на 2 равные части, затем на 4 равные части, затем на 8 частей. Целесообразно  здесь же противопоставить результаты деления на части предметов, равных по величине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003

Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. Москва: Педагогика, 1982

Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет. - Москва, 2001

Математическая  подготовка детей в дошкольном учреждении /сост. Данилова В.В. -М: Просвещение, 1987

 Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада ? М., 1984

Пиаже Ж. Как  дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 1966 №4

 Пралеска А.П. Программа дошкольного образования/ сост. Панько Е.А. Минск: НИО; Аверсев Е.В., 2007

Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980

Формирование  элементарных математических представлений  у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988

 Щетинина  А.М., Смирнова Н.П. Формирование  умственных действий у дошкольников. Методическое пособие для студентов  и педагогов дошкольных образовательных учреждений . Великий Новгород, 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспекты занятий  развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки»

«Стоит в  поле теремок»

Программное содержание: учить сравнивать количество предметов, упражнять в счете  до 5, способствовать формированию умения соотносить количество предметов с  числом и цифрой;

продолжать  учить различать геометрические фигуры;

закрепить понятия  «сначала», «потом», «узкий», «широкий», «длинный», «короткий».

Материал  и оборудование: Демонстрационный: объемные игрушки: мышь, лягушка, заяц, медведь, лиса; картинки с изображением этих животных; макет теремка; сюжетные картинки по сказке «Теремок»; карточки с цифрами от 1 до 5; бумажные круги; силуэтные изображения берез и елок; поролоновые подушечки- «кочки»; фланелеграф, мольберт. Раздаточный: набор геометрических фигур разного цвета и размера; картинки с изображением камешков необычной формы; картинки с изображением шубы; геометрические фигуры - «заплатки»; флажки, вырезанные из бумаги красного, синего, желтого, зеленого и голубого цвета; картинки с изображением теремка и двух разных по цвету, длине и ширине дорог.

Организация и методика проведения:

Для ребят  полукругом в группе расставлены  стульчики по количеству детей. Перед  ними фланелеграф (на нем выложена дорожка из кружков - все кружки желтые, а один зеленый), мольберт, теремок.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

(Подводит  детей к теремку, рассаживает  на стульчики)

Как по полю, полю, мышка бежала,

(достает  игрушечную мышь)

Теремочек увидала.

К теремочку  дорожка ведет (обращает внимание детей  на дорожку из кружков, выполненную  на фланелеграфе). Посмотрела мышка  на дорожку, огорчилась: неправильная дорожка. Почему? Найдите ошибку и  исправьте(дети выполняют задание).

Воспитатель: Побежала мышка по дорожке, а вдоль  нее деревья растут(выкладывает на фланелеграфе силуэтные изображения 4-х ёлок и 2-х берез). Какие это деревья? (Ели, березы) Сколько берез? Сколько елок? Каких деревьев больше? (Ответы детей)

Забежала  мышка в теремок и стала  там жить-поживать, да песни распевать (выставляет на мольберте картинку с изображением мышки). Сколько зверушек в теремке? (одна). Найдите цифру  один. Покажите её. (Выставляет на мольберте  под картинкой карточку с цифрой один).

Лягушка скачет из болота,

(Достает  игрушечную лягушку)

В теремке  ей жить охота.

Но до теремка  ей еще допрыгать надо. Посмотрите, сколько кочек у нее на пути. Давайте попрыгаем с ней вместе по кочкам.

Разминка

Дети выполняют  движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять -

Лягушка начала скакать.

С кочки на кочку прыгает,

Лапками весело двигает.

И говорит  нам простые слова:

Ква-ква-ква!

Прыгают по поролоновым подушкам, разводят руки в стороны. На выдохе произносят «Ква-ква-ква»

Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи кочки? (на круг).Пока Лягушка скакала, свои бусы красивые потеряла. Плачет, бедная: Беда!

Помогите, детвора!

Поможем лягушке  бусы собрать? (Работа с раздаточным материалом: «Собери бусы» - геометрические фигуры разного размера и цвета.)

На тарелке  у каждого ребенка набор геометрических фигур. Воспитатель поочередно называет фигуры, а дети выкладывают их на столе перед собой. Затем педагог  показывает образец, а дети сравнивают с ним свои работы.

Воспитатель: Пока вы собирали бусы, лягушка нашла  интересные камешки. Скажите, на что  они похожи? (сосулька, косточка, гантели, человек, цветочек)

Прискакала  к теремочку Лягушка,

Пустила её Мышка-норушка.

Стали они  вместе жить,

Песни петь и не тужить.

(Выставляет  на мольберте картинку с изображением  лягушки.)

И вы не скучайте,

Зверушек  посчитайте.

Сколько их? (Две)

Воспитатель: Найдите цифру два. Покажите её. Выставляет под картинкой карточку с цифрой 2.

Воспитатель:

Как по полю, полю

Зайка бежит.

(Достает  игрушечного зайца)

У дверей остановился  и кричит:

- Ой, беда, беда, беда!

Шубку я вчера  порвал.

Вы пустите  меня в теремок

Обогреться - я весь продрог!

Посмотрите, ребята, а зайчишкина шубка совсем прохудилась: конечно же ему холодно. Поможем ему починить шубку? Выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением шубы и образцы заплаток. Дети выбирают подходящие варианты. Зайка благодарит детей.

Воспитатель:

Зайка, Зайка, не зевай,

С детворою поиграй!

(Проводит  подвижную игру «Зайка серенький  сидит»)

Воспитатель выставляет на мольберте картинку с  изображением зайки. Спрашивает у детей: Сколько зверушек в теремке? (три). Найдите цифру три. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой три).

Воспитатель:

Тихо, тихо, не шумите.

Кто-то к  нам идет сюда.

(Достает  игрушечную лису)

Что за чудо теремок-теремок,

Он не низок, не высок.

Вы пустите  в теремок меня,

Будем с вами мы друзья.

Пустили и Лисичку в теремок жить.

Ведь она  знает много игр.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

На фланелеграфе выложены сюжетные картинки к сказке «Теремок». Дети расставляют изображенные эпизоды в правильной последовательности. Дидактическая игра «Чего не стало»

Воспитатель: Лисичка решила украсить теремок  флажками (выставляет бумажные флажки). Какого они цвета? (Ответы детей). Наступила  ночь, все закрыли глазки (убирает один флажок). Утром все проснулись, открыли глазки и увидели, что одного флажка не стало. Какого?

Игра повторяется  несколько раз.

Воспитатель выставляет на мольберте картинку с  изображением лисички, спрашивает у  детей: Сколько зверушек в теремке? (четыре). Найдите цифру четыре. Покажите её. (Выставляет на мольберте под  картинкой карточку с цифрой четыре).

Воспитатель:

А по лесу уж медведь идет,

(достает  игрушечного медведя).

Вдруг увидел теремок - как заревет.

Хочет Мишка  к теремку подойти,

Да болото у него на пути.

А через болото проложены две дороги (выкладывает  на фланелеграфе картинку с изображением теремка и двух дорог).

Какого они  цвета? (желтого и зеленого).

Подскажите  Мишке, какая дорога короткая? (зеленая).

Желтая какая? (Длинная).

А какая зеленая  дорога по ширине? (широкая).

А желтая? (узкая).

Подошел медведь  к теремку и ревет:

Пустите меня в теремок!

Испугались  звери. Влезет ли медведь в теремок? (нет).

Почему? (ответы детей).

Что же делать? Ведь мишке плохо будет на улице. (Дети решают построить большой теремок).

Информация о работе Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте