Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:32, курсовая работа
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Формирование количественных представлений у детей 4-5лет.
Опыт работы по развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Выводы.
Список используемой литературы.
Приложение:
Конспекты занятий развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки».
Планы-конспекты занятий по развитию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Конечно же, не все родители добросовестно относятся к таким заданиям, не все считают нужным обучать ребенка дома. Но есть очень активные родители, с которыми приятно работать, тем более, что они сами заинтересованы в успехах своего ребенка.
Если ребенок не усвоил какие-то задачи или долго не посещал детский сад, то с ним планируется и организуется индивидуальная работа с целью обучения, закрепления или упражнения по тому или иному направлению.
Важным фактором развития количественных представлений у детей имеет и развивающая среда. Поэтому в группе есть уголок сенсорики и математического развития, где храниться разнообразный материал по формированию у ребят элементарных математических представлений, в том числе и по развитию количественных представлений: счетный материал, настольно-печатные игры, карточки с заданиями и др.
Такая работа приносит положительные результаты: ребята используют счетную деятельность в своих играх, хорошо справляются с упражнениями на счет, опираясь на личный опыт.
6
Заключение.
При обучении детей необходимо от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем по парного сопоставления их, а обучение счету следует за освоением детьми действиями с множествами.
В ходе усвоения
ребенком чисел, усваивается последовательность
и отношения между ними, что
приводит к сознанию освоения счета
и использованию его в
Для развития
у детей представлений о
Работа по освоению дошкольниками количественных представлений должна вестись с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и охватывать все стороны жизни ребенка в дошкольном учреждении.
Таким образом, проанализировав литературу по данному вопросу мы приходим к выводу о том, что в среднем и старшем дошкольном возрасте важно дать детям представление о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета.
Обучение детей среднего и старшего дошкольного возраста сравнению чисел решается в основном в игровой и практической деятельности. На первом этапе обучения сравнению детей учат разграничивает понятия «один» м «много». Затем детей учат составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из нее один предмет. На следующих занятиях детям объясняют, что множества могут быть различными по численности. После этого воспитатель переходит к установлению равенства между двумя группами предметов. На дальнейшем этапе обучения сравнению используется разнообразный материал (объемные предметы и игрушки, плоскостные изображения, геометрические фигуры) для того, чтобы сформировать у дошкольников обобщенные представления о количестве.
При изучения состава числа в дошкольном возрасте выделяют несколько этапов. На первом этапе ребенка знакомят с числа в пределах до 10. Далее, воспитатель убирает картинки с изображениями предметов и вместо них
7
использует счетные палочки, фишки, картонные фигурки. Затем ребенка знакомят с математическими знаками: "+", "-", "=". На следующем этапе работы педагог знакомит ребенка с понятием "добавить до ..." и учит добавлять к данному количеству предметов недостающее до заданного числа.
При обучении дошкольников делению сначала воспитатель учит детей делению предметов на 2 равные части, затем на 4 равные части, затем на 8 частей. Целесообразно здесь же противопоставить результаты деления на части предметов, равных по величине.
Литература
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003
Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. Москва: Педагогика, 1982
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет. - Москва, 2001
Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении /сост. Данилова В.В. -М: Просвещение, 1987
Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада ? М., 1984
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 1966 №4
Пралеска А.П. Программа дошкольного образования/ сост. Панько Е.А. Минск: НИО; Аверсев Е.В., 2007
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1980
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988
Щетинина
А.М., Смирнова Н.П. Формирование
умственных действий у
Приложение 1
Конспекты занятий развитию у детей количественных представлений в средней группе «Ромашки»
«Стоит в поле теремок»
Программное содержание: учить сравнивать количество предметов, упражнять в счете до 5, способствовать формированию умения соотносить количество предметов с числом и цифрой;
продолжать учить различать геометрические фигуры;
закрепить понятия «сначала», «потом», «узкий», «широкий», «длинный», «короткий».
Материал и оборудование: Демонстрационный: объемные игрушки: мышь, лягушка, заяц, медведь, лиса; картинки с изображением этих животных; макет теремка; сюжетные картинки по сказке «Теремок»; карточки с цифрами от 1 до 5; бумажные круги; силуэтные изображения берез и елок; поролоновые подушечки- «кочки»; фланелеграф, мольберт. Раздаточный: набор геометрических фигур разного цвета и размера; картинки с изображением камешков необычной формы; картинки с изображением шубы; геометрические фигуры - «заплатки»; флажки, вырезанные из бумаги красного, синего, желтого, зеленого и голубого цвета; картинки с изображением теремка и двух разных по цвету, длине и ширине дорог.
Организация и методика проведения:
Для ребят полукругом в группе расставлены стульчики по количеству детей. Перед ними фланелеграф (на нем выложена дорожка из кружков - все кружки желтые, а один зеленый), мольберт, теремок.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
(Подводит детей к теремку, рассаживает на стульчики)
Как по полю, полю, мышка бежала,
(достает игрушечную мышь)
Теремочек увидала.
К теремочку дорожка ведет (обращает внимание детей на дорожку из кружков, выполненную на фланелеграфе). Посмотрела мышка на дорожку, огорчилась: неправильная дорожка. Почему? Найдите ошибку и исправьте(дети выполняют задание).
Воспитатель: Побежала мышка по дорожке, а вдоль нее деревья растут(выкладывает на фланелеграфе силуэтные изображения 4-х ёлок и 2-х берез). Какие это деревья? (Ели, березы) Сколько берез? Сколько елок? Каких деревьев больше? (Ответы детей)
Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать, да песни распевать (выставляет на мольберте картинку с изображением мышки). Сколько зверушек в теремке? (одна). Найдите цифру один. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой один).
Лягушка скачет из болота,
(Достает игрушечную лягушку)
В теремке ей жить охота.
Но до теремка ей еще допрыгать надо. Посмотрите, сколько кочек у нее на пути. Давайте попрыгаем с ней вместе по кочкам.
Разминка
Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять -
Лягушка начала скакать.
С кочки на кочку прыгает,
Лапками весело двигает.
И говорит нам простые слова:
Ква-ква-ква!
Прыгают по поролоновым подушкам, разводят руки в стороны. На выдохе произносят «Ква-ква-ква»
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похожи кочки? (на круг).Пока Лягушка скакала, свои бусы красивые потеряла. Плачет, бедная: Беда!
Помогите, детвора!
Поможем лягушке бусы собрать? (Работа с раздаточным материалом: «Собери бусы» - геометрические фигуры разного размера и цвета.)
На тарелке
у каждого ребенка набор
Воспитатель: Пока вы собирали бусы, лягушка нашла интересные камешки. Скажите, на что они похожи? (сосулька, косточка, гантели, человек, цветочек)
Прискакала к теремочку Лягушка,
Пустила её Мышка-норушка.
Стали они вместе жить,
Песни петь и не тужить.
(Выставляет
на мольберте картинку с
И вы не скучайте,
Зверушек посчитайте.
Сколько их? (Две)
Воспитатель: Найдите цифру два. Покажите её. Выставляет под картинкой карточку с цифрой 2.
Воспитатель:
Как по полю, полю
Зайка бежит.
(Достает игрушечного зайца)
У дверей остановился и кричит:
- Ой, беда, беда, беда!
Шубку я вчера порвал.
Вы пустите меня в теремок
Обогреться - я весь продрог!
Посмотрите, ребята, а зайчишкина шубка совсем прохудилась: конечно же ему холодно. Поможем ему починить шубку? Выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением шубы и образцы заплаток. Дети выбирают подходящие варианты. Зайка благодарит детей.
Воспитатель:
Зайка, Зайка, не зевай,
С детворою поиграй!
(Проводит
подвижную игру «Зайка
Воспитатель
выставляет на мольберте картинку с
изображением зайки. Спрашивает у детей:
Сколько зверушек в теремке? (три).
Найдите цифру три. Покажите её. (Выставляет
на мольберте под картинкой
Воспитатель:
Тихо, тихо, не шумите.
Кто-то к нам идет сюда.
(Достает игрушечную лису)
Что за чудо теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
Вы пустите в теремок меня,
Будем с вами мы друзья.
Пустили и Лисичку в теремок жить.
Ведь она знает много игр.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
На фланелеграфе выложены сюжетные картинки к сказке «Теремок». Дети расставляют изображенные эпизоды в правильной последовательности. Дидактическая игра «Чего не стало»
Воспитатель: Лисичка решила украсить теремок флажками (выставляет бумажные флажки). Какого они цвета? (Ответы детей). Наступила ночь, все закрыли глазки (убирает один флажок). Утром все проснулись, открыли глазки и увидели, что одного флажка не стало. Какого?
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель выставляет на мольберте картинку с изображением лисички, спрашивает у детей: Сколько зверушек в теремке? (четыре). Найдите цифру четыре. Покажите её. (Выставляет на мольберте под картинкой карточку с цифрой четыре).
Воспитатель:
А по лесу уж медведь идет,
(достает игрушечного медведя).
Вдруг увидел теремок - как заревет.
Хочет Мишка к теремку подойти,
Да болото у него на пути.
А через болото проложены две дороги (выкладывает на фланелеграфе картинку с изображением теремка и двух дорог).
Какого они цвета? (желтого и зеленого).
Подскажите Мишке, какая дорога короткая? (зеленая).
Желтая какая? (Длинная).
А какая зеленая дорога по ширине? (широкая).
А желтая? (узкая).
Подошел медведь к теремку и ревет:
Пустите меня в теремок!
Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? (нет).
Почему? (ответы детей).
Что же делать? Ведь мишке плохо будет на улице. (Дети решают построить большой теремок).
Информация о работе Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте