Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Файлы: 1 файл

Тема время.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

«По порядку стройся» (усложненный  вариант)

 

На столе в беспорядке лежат  перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу  берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:

 

- седьмой день недели, назови  свой день недели и придумай  пословицу или поговорку о  числе семь;

 

- среда, скажи какой твой день  по счету? Назови сказки в  которых встречается число три.

 

Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра повторяется.

 

Сидя за столом

 

На столах геометрические фигуры разной формы, величины, цвета.

 

Воспитатель предлагает детям разложить  фигуры по разным признакам:

 

отложите большие красные фигуры и назовите их;

 

отложите маленькие фигуры, назовите их;

 

отложите все четырехугольники и назовите их;

 

отложите все треугольники; 

 

назовите разные фигуры.

 

Отгадай-ка

 

У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спешите с ответом, его вы мне скажите на ухо, — говорит воспитатель.

 

Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.

 

Рекомендации для родителей

 

Расскажите родителям о том, что дети узнали нового на сегодняшнем  занятии. Предложите обращать на это внимание в повседневной жизни. Например, у кого из членов семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? И т.д.

 

 

Приложение 3

 

 

 

Ориентировка детей по дням недели и временам года

 

Ориентировка во времени

 

Цель занятия

 

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.

 

Материалы

 

Для воспитателя: набор карточек с  цифрами и набор карточек с  кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные  по неделям.

 

Для детей: по одной карточке, на которой  в ряд изображены три картинки с предметами, по-разному расположенными, набор фишек.

 

Ход занятия

 

Сидя за столом

 

Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Воспитатель предлагает сначала  рассмотреть картинки: «Представьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учи­теля". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.

 

Кто больше покажет пальчиков, тот  начинает задавать вопросы по картинке. Раз, два, три».

 

Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выясняет, на сколько у кого больше.

 

После этого напоминает, какие слова  должны быть в вопросах: «На какой  картинке слева находятся... ? На какой  картинке справа находятся... ? Что слева от... ?»

 

За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадривает тех, кто испытывает затруднения. В  конце работы спрашивает, кто задал  больше вопросов.

 

Поиграем

 

«Отгадай число»

 

Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.

 

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

 

Ведущий задумывает любое число  в пределах десяти и на ухо говорит  его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» — «Да». — «Оно меньше шести?» — «Да». — «Это число пять?» — «Да».

 

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

 

«Неделька, стройся»

 

(усложненный вариант)

 

На столе в беспорядке лежат  перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают  карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:

 

- выходят дни недели, которые  стоят после четверга (выходят  дети с цифрами пять, шесть,  семь);

 

- выходит день, который обозначает понедельник;

 

- выходит день, который стоит  после вторника. Игра проходит  в быстром темпе.

 

Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще  один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько  дней в неделе?

 

А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

 

 

 

Приложение 3 (продолжение)

 

 

Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в  каком месяце больше дней: в январе или в феврале? Как узнать? Что  для этого нужно сделать?»

 

Это делается без счета. Выкладываются  листочки календаря: один месяц под  другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем  воспитатель предлагает вспомнить  пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.

 

«В феврале зима с весной встретятся впервой.

 

Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»

 

Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?

 

Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в каком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, какой месяц следующий? (Март.)

 

Советы воспитателю

 

Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведите игру «Чей волчок дольше крутится».

 

С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.

 

Сутки

 

Цель. Определение уровня умения детей  ориентироваться во времени.

 

Материал. Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

 

Инструкция. Ребенок вместе с педагогом  рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рас­сказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

 

 

 

 

 

 

 

Схемы к практическому исследованию

 

 

 

Приложение 3 (продолжение)

 

 

 

Конспект комплексного занятия  по математике в старшей группе «Пробуждение весны»

 

Цели занятия. Уточнить знания детей  о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.

 

Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.

 

Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного  материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.

 

Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давайте вспомним, какой  сегодня день недели? Какой был  вчера? А какой завтра? А кто  вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.

 

—      А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?

 

—      Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все  сильнее и сильнее (давайте посмотрим  на солнышко и представим, как оно  ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)

 

—      И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежнику. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)

 

Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о  том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет.

 

—      Давайте мы ему  поможем. Поможем ему выжить. Как  вы думаете, что нужно сделать?

 

—      Нужна вода, и  не просто вода, а живая вода.

 

Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а  живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?

 

—      Мы с вами возьмем  стаканчик и посмотрим, сколько  таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько — в банке с голубой.

 

Дети измеряют и уточняют, что  розовой воды — 3 стакана, а голубой  воды — 4 стакана.

 

Что можно сказать? Что объем  посуды не зависит от количества в  ней жидкости. В маленькой банке  может быть жидкости больше, чем в большой.

 

Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И можем спокойно полить подснежник.

 

—Посмотрите, мы его полили, но ему  стало лучше только чуть-чуть. Что  же мы еще можем для него сделать?  Что бы мы могли сделать из кирпичиков?

 

—Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас измерите с помощью условной меры и выложите цифры — протяженность сторон. Первая цифра это — длина, вторая — ширина.

 

Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.

 

 

 

Приложение 3 (продолжение)

 

 

Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцвести?

 

—Нужно тучи отогнать от солнышка.

 

—А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.

 

№ 1

 

Подарил утятам ежик

 

Семь подснежников весенних.

 

Кто ответит из ребят,

 

Сколько было всех утят?        (7)

 

№ 2

 

Шесть веселых медвежат

 

За подснежником спешат,

 

Но один малыш устал,

 

От товарищей отстал,

 

А теперь ответ найди,

 

Сколько мишек впереди?   (5)

 

№ 3

 

Ежик по лесу шел

 

И подснежники нашел:

 

Два под березкой,

 

Один — у осины,

 

Сколько их будет

 

В плетеной корзине?           (3)

 

 

Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще  почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно землю прогревать.

 

Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти палочек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее  греет, оно не знает. Вот мы ему и поможем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку светить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза людей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти разной геометрической формы. Они действуют тогда, когда раз­делены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснежник здоровый и красивый.

 

А сейчас вы возьмите свои кирпичики  и постройте ему теплицу.

 

Итог   занятия

 

 

- Что вам понравилось сегодня  на занятии?

 

- Что нового вы узнали?

 

- А что не понравилось?

 

- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.

 

Приложение 3 (продолжение)

 

Игра «Живая неделя»

 

Семь детей у доски построились  и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой  день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

 

 

 

[1] Метлина Л.С. Математика в  детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.30.

 

[2] Метлина Л.С. Математика в  детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.66.

 

[3] Рихтерман Т.Д. Формирование  приставлений о времени у детей  дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.  С. 27.

Информация о работе Развитие временного представления. Представления времени у детей старшего дошкольного возраста