Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:51, контрольная работа
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
«По порядку стройся» (усложненный вариант)
На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней недели. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставшиеся без карточек, задают играющим вопросы:
- седьмой день недели, назови свой день недели и придумай пословицу или поговорку о числе семь;
- среда, скажи какой твой день по счету? Назови сказки в которых встречается число три.
Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра повторяется.
Сидя за столом
На столах геометрические фигуры разной формы, величины, цвета.
Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по разным признакам:
отложите большие красные
отложите маленькие фигуры, назовите их;
отложите все четырехугольники и назовите их;
отложите все треугольники;
назовите разные фигуры.
Отгадай-ка
У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спешите с ответом, его вы мне скажите на ухо, — говорит воспитатель.
Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.
Рекомендации для родителей
Расскажите родителям о том, что дети узнали нового на сегодняшнем занятии. Предложите обращать на это внимание в повседневной жизни. Например, у кого из членов семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? И т.д.
Приложение 3
Ориентировка детей по дням недели и временам года
Ориентировка во времени
Цель занятия
Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.
Материалы
Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор карточек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.
Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изображены три картинки с предметами, по-разному расположенными, набор фишек.
Ход занятия
Сидя за столом
Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Воспитатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Представьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учителя". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.
Кто больше покажет пальчиков, тот начинает задавать вопросы по картинке. Раз, два, три».
Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выясняет, на сколько у кого больше.
После этого напоминает, какие слова должны быть в вопросах: «На какой картинке слева находятся... ? На какой картинке справа находятся... ? Что слева от... ?»
За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадривает тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спрашивает, кто задал больше вопросов.
Поиграем
«Отгадай число»
Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.
На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» — «Да». — «Оно меньше шести?» — «Да». — «Это число пять?» — «Да».
После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.
«Неделька, стройся»
(усложненный вариант)
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:
- выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);
- выходит день, который обозначает понедельник;
- выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?
А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)
Приложение 3 (продолжение)
Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»
Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.
«В феврале зима с весной встретятся впервой.
Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»
Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?
Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в каком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, какой месяц следующий? (Март.)
Советы воспитателю
Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведите игру «Чей волчок дольше крутится».
С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.
Сутки
Цель. Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.
Материал. Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Инструкция. Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
Схемы к практическому исследованию
Приложение 3 (продолжение)
Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе «Пробуждение весны»
Цели занятия. Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.
Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.
Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.
Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.
— А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?
— Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на солнышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)
— И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежнику. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)
Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет.
— Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?
— Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.
Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?
— Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько — в банке с голубой.
Дети измеряют и уточняют, что розовой воды — 3 стакана, а голубой воды — 4 стакана.
Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.
Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И можем спокойно полить подснежник.
—Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать? Что бы мы могли сделать из кирпичиков?
—Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас измерите с помощью условной меры и выложите цифры — протяженность сторон. Первая цифра это — длина, вторая — ширина.
Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.
Приложение 3 (продолжение)
Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцвести?
—Нужно тучи отогнать от солнышка.
—А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.
№ 1
Подарил утятам ежик
Семь подснежников весенних.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (7)
№ 2
Шесть веселых медвежат
За подснежником спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)
№ 3
Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно землю прогревать.
Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти палочек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и поможем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку светить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза людей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти разной геометрической формы. Они действуют тогда, когда разделены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснежник здоровый и красивый.
А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему теплицу.
Итог занятия
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали?
- А что не понравилось?
- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.
Приложение 3 (продолжение)
Игра «Живая неделя»
Семь детей у доски
[1] Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.30.
[2] Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. с.66.
[3] Рихтерман Т.Д. Формирование
приставлений о времени у