Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, курсовая работа
Определение. "Игра (в математике) - это идеализированная математическая модель коллективного поведения: несколько игроков влияют на исход игры, причем их интересы различны". [7].
Регулярное действие, выполняемое игроком во время игры, называется ходом. Совокупность ходов игрока, совершаемых им для достижения цели игры, называется стратегией.
Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением одной из трёх различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведённой по каждой технологии, предприятия могут установить цену единицы продукции на уровне 10, 6 и 2 денежных единиц соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции. (табл. 1.1.).
Таблица 1.1
Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.).
Технология |
Цена реализации единицы продукции, д.е. |
Полная себестоимость единицы продукции, д.е. | |
Предприятие 1 |
Предприятие 2 | ||
I |
10 |
5 |
8 |
II |
6 |
3 |
4 |
III |
2 |
1.5 |
1 |
В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:
Y = 6 – 0.5×X,
где Y – количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е.
Данные о спросе на продукцию в зависимости от цен реализации приведены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Спрос на продукцию в регионе, тыс. ед.
Цена реализации 1 ед. продукции, д.е. |
Средняя цена реализации 1 ед. продукции, д.е. |
Спрос на продукцию, тыс. ед. | |
Предприятие 1 |
Предприятие 2 | ||
10 |
10 |
10 |
1 |
10 |
6 |
8 |
2 |
10 |
2 |
6 |
3 |
6 |
10 |
8 |
2 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
4 |
4 |
2 |
10 |
6 |
3 |
2 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
5 |
Значения Долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены (табл. 1.3.).
Таблица 1.3
Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию
Цена реализации 1 ед. продукции, д.е. |
Доля продукции предприятия 1, купленной населением | |
Предприятие 1 |
Предприятие 2 | |
10 |
10 |
0,31 |
10 |
6 |
0,33 |
10 |
2 |
0,18 |
6 |
10 |
0,7 |
6 |
6 |
0,3 |
6 |
2 |
0,2 |
2 |
10 |
0,92 |
2 |
6 |
0,85 |
2 |
2 |
0,72 |
По условию задачи на рынке региона действует только 2 предприятия. Поэтому долю продукции второго предприятия, приобретённой населением, в зависимости от соотношения цен на продукцию можно определить как единица минус доля первого предприятия.
Стратегиями предприятий в данной задаче являются их решения относительно технологий производства продукции. Эти решения определяют себестоимость и цену реализации единицы продукции. В задаче необходимо определить:
1. Существует ли в данной задаче ситуация равновесия при выборе технологий производства продукции обоими предприятиями?
2. Существуют ли технологии, которые предприятия заведомо не будут выбирать вследствие невыгодности?
3. Сколько продукции будет реализовано в ситуации равновесия? Какое предприятие окажется в выигрышном положении?
Решение задачи
1. Определим экономический
смысл коэффициентов выигрышей
в платёжной матрице задачи. Каждое
предприятие стремится к
2. Рассчитаем коэффициенты выигрышей платёжной матрицы. Для этого необходимо определить значения прибыли предприятия 1 и предприятия 2 от производства продукции. Прибыль предприятия в данной задаче зависит:
- от цены и себестоимости продукции;
- от количества продукции,
приобретаемой населением
- от доли продукции, приобретённой населением у предприятия.
Таким образом, значения разницы прибыли предприятий, соответствующие коэффициентам платёжной матрицы, необходимо определить по формуле (1):
D = p×(S×R1-S×C1) – (1-p) ×(S×R2-S×C2) (1),
где D – значение разницы прибыли от производства продукции предприятия 1 и предприятия 2;
p - доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением региона;
S – количество продукции, приобретаемой населением региона;
R1 и R2 - цены реализации единицы продукции предприятиями 1 и 2;
C1 и C2 – полная себестоимость единицы продукции, произведённой на предприятиях 1 и 2.
Вычислим один из коэффициентов платёжной матрицы.
Пусть, например, предприятие
1 принимает решение о производст
Количество продукции,
которое население региона
a32 = 0,85×(4×2-4×1,5) – 0,15×(4×6-4×4) = 0,5 тыс. ед.
где i=3 – номер технологии первого предприятия, а j=2 – номер технологии второго предприятия.
Аналогично вычислим все коэффициенты платёжной матрицы. В платёжной матрице стратегии A1 – A3 – представляют собой решения о технологиях производства продукции предприятием 1, стратегии B1 – B3 – решения о технологиях производства продукции предприятием 2, коэффициенты выигрышей – разницу прибыли предприятия 1 и предприятия 2.
B1 |
B2 |
B3 |
Minj | |
A1 |
0,17 |
0,62 |
0,24 |
0.17 |
A2 |
3 |
-1,5 |
-0,8 |
-1.5 |
A3 |
0,9 |
0,5 |
0,4 |
0.4 |
Maxi |
3 |
0.62 |
0.4 |
Рис. 1.6. Платёжная матрица в игре «Борьба двух предприятий за рынок продукции региона».
В данной матрице нет ни доминируемых, ни дублирующих стратегий. Это значит, что для обоих предприятий нет заведомо невыгодных технологий производства продукции. Определим минимальные элементы строк матрицы. Для предприятия 1 каждый из этих элементов имеет значение минимально гарантированного выигрыша при выборе соответствующей стратегии. Минимальные элементы матрицы по строкам имеют значения: 0,17, -1,5, 0,4.
Определим максимальные элементы столбцов матрицы. Для предприятия 2 каждый из этих элементов также имеет значение минимально гарантированного выигрыша при выборе соответствующей стратегии. Максимальные элементы матрицы по столбцам имеют значения: 3, 0,62, 0,4.
Нижняя цена игры в матрице равна 0,4. Верхняя цена игры также равна 0,4. Таким образом, нижняя и верхняя цена игры в матрице совпадают. Это значит, что имеется технология производства продукции, которая является оптимальной для обоих предприятий в условиях данной задачи. Эта технология III, которая соответствует стратегиям A3 предприятия 1 и B3 предприятия 2. Стратегии A3 и B3 – чистые оптимальные стратегии в данной задаче.
Значение разницы прибыли предприятия 1 и предприятия 2 при выборе чистой оптимальной стратегии положительно. Это означает, что предприятие 1 выиграет в данной игре. Выигрыш предприятия 1 составит 0,4 тыс. д.е. При этом на рынке будет реализовано 5 тыс. ед. продукции (реализация равна спросу на продукцию, таблица 1.2).. Оба предприятия установят цену за единицу продукции в 2 д.е. При этом для первого предприятия полная себестоимость единицы продукции составит 1,5 д.е., а для второго – 1 д.е (таблица 1.1). Предприятие 1 окажется в выигрыше лишь за счёт высокой доли продукции, которую приобретёт у него население.
Практическая часть |
Задание 3.1
Два предприятия производят продукцию и поставляют её на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе.
Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением одной из пяти различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведённой по каждой технологии, предприятия могут установить цену реализации единицы продукции на уровне 10, 8. 6, 4 и 2 денежных единицы соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции. (табл. 1.4).
Таблица 1.4
Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.).
Технология |
Цена реализации единицы продукции, д.е. |
Полная себестоимость единицы продукции, д.е. | |
Предприятие 1 |
Предприятие 2 | ||
I |
10 |
5 |
8 |
II |
8 |
4 |
6 |
III |
6 |
3+0.1*N |
4-0.2*N |
IV |
4 |
2 |
2 |
V |
2 |
1,5-0.1*N |
1+0.1*N |
N –номер варианта, предложенный преподавателем.
В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию:
Y = 8 – 0.3×X,
где Y – количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е.
Значения долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию
Цена реализации 1 ед. продукции, д.е. |
Доля продукции предприятия 1, купленной населением | |
Предприятие 1 |
Предприятие 2 | |
10 |
10 |
0,31 |
10 |
8 |
0,33 |
10 |
6 |
0,25 |
10 |
4 |
0,2 |
10 |
2 |
0,18 |
8 |
10 |
0,4 |
8 |
8 |
0,35 |
8 |
6 |
0,32 |
8 |
4 |
0,28 |
8 |
2 |
0,25 |
6 |
10 |
0,52 |
6 |
8 |
0,48 |
6 |
6 |
0,4 |
6 |
4 |
0,35 |
6 |
2 |
0,3 |
4 |
10 |
0,6 |
4 |
8 |
0,58 |
4 |
6 |
0,55 |
4 |
4 |
0,5 |
4 |
2 |
0,4 |
2 |
10 |
0,9 |
2 |
8 |
0,85 |
2 |
6 |
0,7 |
2 |
4 |
0,65 |
2 |
2 |
0,4 |
Информация о работе Решение матричных игр в чистых стратегиях