Действуя с разнообразными
дидактическими средствами вне
занятий, ребенок не только
закрепляет знания,- полученные на
занятиях, но и в отдельных
случаях, усваивая дополнительное
содержание, может опережать требования
программы, исподволь готовиться
к ее усвоению. Самостоятельная
деятельность под руководством
педагога, проходящая индивидуально,
группой, дает возможность обеспечить
оптимальный темп развития каждому
ребенку, учитывая его интересы,
склонности, способности, особенности.
Многие из дидактических
средств, применяемых вне занятий,
чрезвычайно эффективны. Примером
могут служить «цветные числа»
— дидактический материал преподавателя
из Бельгии X. Кюзенера, получивший
большое распространение в детских садах
за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться,
начиная с ясельных групп и кончая последними
классами средней школы. «Цветные числа»
— это набор палочек в виде прямоугольных
параллелепипедов и кубиков. Все палочки
окрашены в разные цвета. Исходным является
белый кубик — правильный шестигранник
размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка
— единица, розовая — два, голубая — три,
красная — четыре и т. д. Чем больше длина
палочки, тем больше значение того числа,
которое она выражает. Таким образом, цветом
и величиной моделируется число. Имеется
и плоскостной вариант цветных чисел
в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая
из палочек разноцветные коврики, составляя
поезда из вагонов, выстраивая лесенку
и производя другие действия, ребенок
знакомится с составом числа из единиц,
двух чисел, с последовательностью
чисел натурального ряда, выполняет
арифметические действия и т. д., т. е. готовится
к усвоению различных математических
понятий. Палочки дают возможность сконструировать
модель изучаемого математического понятия.
/Таким же универсальным и весьма
эффективным дидактическим средством
являются блоки 3. Дьенеша (логические
блоки), венгерского психолога и математика
(этот дидактический материал описан в
главе , § 2).
Одним из средств
формирования у детей дошкольного
возраста элементарных математических
представлений являются занимательные
игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот
занимательный математический материал
чрезвычайно разнообразен по
содержанию, форме, развивающему
и воспитательному влиянию.
В конце прошлого
— начале нашего столетия считалось,
что через использование занимательного
математического материала можно
выработать у детей умение
считать, решать арифметические
задачи, развивать у них желание
заниматься, преодолевать трудности.
Рекомендовалось использовать его
в работе с детьми до школьного
возраста.
В последующие годы
был замечен спад внимания
к занимательному математическому
материалу, и вновь повысился
интерес к нему в последние
10—15 лет в связи с поисками
новых средств обучения, которые
в наибольшей степени способствовали
бы выявлению и реализации потенциальных
познавательных- возможностей каждого
ребенка.
Занимательный математический
материал в силу свойственной
ему занимательности, скрытой
в ней серьезной познавательной
задачи, увлекая, развивает детей.
Единой, общепризнанной его классификации
не существует. Чаще всего какая-либо
задача или группа однородных
задач получает название, в котором
отражается либо содержание, либо
игровая цель, либо способ действия,
либо используемые предметы. Иногда
название содержит описание задачи
или игры в свернутой форме.
Из занимательного математического
материала в работе с дошкольниками
могут использоваться самые простые
его виды:
— геометрические
конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово
яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых
из набора плоских геометрических фигур
требуется создать сюжетное изображение
на основе силуэтного, контурного образца
или по замыслу;
— «Змейка» Рубика, «Волшебные
шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб»
и другие игрушки-головоломки, состоящие
из объемных геометрических тел, вращающихся
или складывающихся определенным образом;
— логические упражнения,
требующие умозаключений, построенных
на основе логических схем
и правил;
— задачи на нахождение
признака (признаков) отличия или сходства
фигур (например: «Найди две одинаковые
фигуры», «Чем отличаются друг от друга
данные предметы?», «Какая фигура здесь
лишняя?»);
— задачи на поиск
недостающей фигуры, в которых,
анализируя предметные или геометрические
изображения, ребенок должен установить
закономерность в наборе признаков,
их чередовании и на этой
основе осуществить выбор необходимой
фигуры, достраивая ею ряд или
заполняя пропущенное место;
— лабиринты — упражнения,
выполняемые на наглядной основе и требующие
сочетания зрительного и мыслительного
анализа, точности действий для того, чтобы
найти кратчайший и верный путь от начальной
до конечной точки (например: «Как мышонку
выбраться из норки?», «Помоги рыбакам
распутать удочки», «Угадай, кто потерял
варежку»);
— занимательные упражнения
на распознавание частей в
целом, в которых от детей
требуется установить, сколько и
каких фигур содержится в рисунке;
— занимательные упражнения
на восстановление целого из
частей (собрать вазу из осколков,
мячик из разноцветных частей
и т. д.);
— задачи-смекалки
геометрического характера с
палочками от самых простых
на воспроизведение по образцу
узора и до составления предметных
картинок, на трансфигурацию (изменить
фигуру путем перекладывания
указанного количества палочек);
— загадки, в которых
содержатся математические элементы
в виде термина, обозначающего
количественные, пространственные
или временные отношения;
— стихи, считалки,
скороговорки и поговорки с
математическими элементами;
— задачи в стихотворной
форме;
— задачи-шутки и
т. д.
Этим далеко не исчерпывается
весь занимательный математический
материал, который может использоваться
в работе с детьми. Перечислены
отдельные его виды.
Занимательный математический
материал по своей структуре
близок детской игре: дидактической,
сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной,
драматизации. Как и дидактическая
игра, он прежде всего направлен на развитие
умственных способностей, качеств ума,
способов познавательной деятельности.
Познавательное его содержание, органически
сочетаясь с занимательной формой, становится
действенным средством умственного воспитания,
непреднамеренного обучения, наилучшим
образом соответствуя возрастным особенностям
ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки,
головоломки, занимательные упражнения
и вопросы, потеряв авторство, передаются
из поколения в поколение, как и народные
дидактические игры. Наличие правил, организующих
порядок действий, характер наглядности,
возможность соревнования, во многих случаях
ярко выраженный результат роднят занимательный
материал с дидактической игрой. Одновременно
он содержит и элементы других видов игр:
роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо
жизненное явление, действия с предметами,
решение конструктивной задачи, любимые
образы сказок, рассказов, мультфильмов,
драматизацию — все это свидетельствует
о многосторонних связях занимательного
материала с игрой. Он как бы вбирает в
себя многие ее элементы, черты и особенности:
эмоциональность, творчество, самостоятельный
и самодеятельный характер.
Занимательный материал
имеет и свою собственную педагогическую
ценность, позволяя разнообразить
дидактические средства в работе
с дошкольниками по формированию
у них простейших математических
представлений. Он расширяет возможность
создания и решения проблемных
ситуаций, открывает эффективные
пути активизации умственной
деятельности, способствует организации
общения детей между собой
и со взрослыми.
Исследования свидетельствуют
о доступности отдельных математических
занимательных задач с 4—5 лет.
Являясь своеобразной умственной
гимнастикой, они предупреждают
возникновение интеллектуальной
пассивности, с ранних лет формируют
настойчивость и целенаправленность
у детей. Сейчас повсеместно
наблюдается тяга детей к интеллектуальным
играм и игрушкам. Это стремление
следует шире использовать в
работе с дошкольниками.
Отметим основные педагогические
требования к занимательому математическому
материалу как дидактическому средству.
1. Материал должен быть
разнообразным. Это требование
вытекает из основной его функции,
заключающейся в развитии и
совершенствовании количественных,
пространственных и временных
представлений у детей. Разнообразными
должны быть занимательные задачи
по способам решения. Когда
способ решения найден, то аналогичные
задачи решаются без особого
труда, сама задача из нестандартной
становится шаблонной, ее развивающее
влияние резко снижается. Разнообразить
следует и формы организации работы с
этим материалом: индивидуальные и групповые,
в свободной самостоятельной деятельности
и на занятиях, в детском саду и дома и
т. д.
2. Занимательный материал
должен использоваться не эпизодически,
случайно, а в определенной системе,
предполагающей постепенное усложнение
задач, игр, упражнений.
3. Организуя деятельность
детей с занимательным материалом и руководя
ею, необходимо сочетать методы прямого
обучения с созданием условий для самостоятельных
поисков способов решения.
4. Занимательный материал
должен отвечать разным уровням
общего и математического развития
ребенка. Это требование реализуется
благодаря варьированию заданий,
методических приемов и форм
организации.
5. Использование занимательного
математического материала должно
сочетаться с другими дидактическими
средствами по формированию у
детей элементарных математических
представлений.
Занимательный математический
материал является средством
комплексного воздействия на
развитие детей, с его помощью
осуществляется умственное и
волевое развитие, создается проблемность
в обучении, ребенок занимает активную
позицию в самом процессе учения. Пространственное
воображение, логическое мышление, целенаправленность
и целеустремленность, умение самостоятельно
искать и находить способы действия для
решения практических и познавательных
задач — все это, вместе взятое, требуется
для успешного усвоения математики и других
учебных предметов в школе.
К дидактическим средствам
относятся пособия для воспитателя
детского сада, в которых раскрывается
система работы по формированию
элементарных математических представлений.
Основное их назначение — помочь
воспитателю осуществить на практике
предматематическую подготовку детей
к школе.
К пособиям для воспитателя
детского сада как дидактическому
средству предъявляются высокие
требования. Они должны:
а) строиться на
прочном научно-теоретическом фундаменте,
отражать основные современные
научные концепции развития и
формирования элементарных математических
представлений у дошкольников, выдвигаемые
педагогами, психологами, математиками;
б) соответствовать
современной дидактической системе
предматематической подготовки: целям,
задачам, содержанию, методам, средствам
и формам организации работы в детском
саду;
в) учитывать передовой
педагогический опыт, включать лучшие
достижения массовой практики;
г) быть удобными
для работы, простыми, практичными,
конкретными.
Практическая направленность
пособий, служащих настольной
книгой воспитателя, отражается
на их структуре и содержании.
Возрастной принцип
чаще всего является ведущим
в изложении материала. Содержанием
пособия могут быть методические
рекомендации для организации
и проведения работы по формированию
элементарных математических представлений
у дошкольников в целом
или по отдельным разделам, темам,
вопросам; конспекты занятий игр.
Конспект — это
краткое описание, содержащее цель
(программное содержание: образовательные
и воспитательные задачи), перечень
наглядных пособий и оборудования,
освещение хода (основных частей,
этапов) занятия или игры. Обычно
в пособиях дается система
конспектов, последовательно раскрывающих
основные методы и приемы обучения,
с помощью которых решаются
задачи из разных разделов
программы развития элементарных
математических представлений: работа
с демонстрационным и раздаточным
материалом, показ, объяснение, демонстрация
образцов и способов действия
воспитателем, вопросы к детям
и обобщения, самостоятельная
деятельность ребят, индивидуальные
и коллективные задания и другие
формы и виды работ. Содержание конспектов
составляют разнообразные упражнения
и дидактические игры, которые могут использоваться
на занятиях по математике в детском саду
и вне их с целью формирования у детей
количественных, пространственных и временных
представлений.
Используя конспекты, воспитатель
конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах
обычно указываются образовательные задачи
в самой общей форме), может изменить наглядный
материал, по своему усмотрению определить
число упражнений и их частей на занятии
или в игре, привлечь дополнительные приемы
активизации познавательной деятельности,
индивидуализировать вопросы, задания
по степени трудности для того или иного
конкретного ребенка.
Существование конспектов
отнюдь не означает прямое
следование готовому материалу,
они оставляют возможность для
творчества в использовании разнообразных
методов и приемов, дидактических
средств, форм организации работы
и т. д. Педагог может комбинировать,
выбирать оптимальные варианты
из нескольких, создавать новое
по аналогии с имеющимся.