Табличный способ представления статистических данных в психологических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель – выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект – младшие школьники.
Предмет – самооценка младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы ………………………………………………………..... 6
Виды таблиц по характеру подлежащего…………………………………………………...…9
Виды таблиц по разработке сказуемого……………………………………………………….12
Основные правила построения таблиц………………………..13
Чтение и анализ таблицы……………………………………....17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1 Организация и методы исследования…………………………21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Исследования…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..29
ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

математика-курсач Фурман.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Простые таблицы содержат лишь описательные сведения. Они не дают возможность выявить социально-экономические типы изучаемых явлений, их структуру, а также взаимосвязи и взаимозависимости между характеризующими их признаками.

Эти задачи более полно  решаются с помощью групповых, и  особенно комбинационных таблиц.4

Групповыми называются статистические таблицы, подлежащие которых содержит группировку единиц совокупности по одному количественному или атрибутивному признаку.

 

 

 

Рис. 3

 

Простейшим видом групповых  таблиц являются атрибутивные и вариационные ряды распределения. Групповая таблица может быть более сложной, если в сказуемом приводится не только число единиц в каждой группе, но и ряд других важных показателей, количественно и качественно характеризующих группы подлежащего. Такие таблицы часто используются в целях сопоставления обобщающих показателей по группам, что позволяет делать определенные практические выводы.

Для более полной характеристики сложных социально-экономических явлений бывает недостаточно провести группировку по одному признаку. Изучаемые объекты обычно характеризуются многими свойствами, многими признаками, часто взаимосвязанными. Для того чтобы раскрыть эти связи и полнее охарактеризовать типы явлений, прибегают к сложной группировке по двум и более признакам. При статистической сводке материалов сложной группировки применяется комбинационная таблица.5

Комбинационными называются статистические таблицы, подлежащее которых  содержит группировку единиц совокупности одновременно по двум и более признакам  каждая из групп, построенная по одному признаку, разбита в свою очередь на подгруппы по какому-либо другому признаку и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды таблиц по разработке сказуемого

В сказуемом статистической таблицы, как уже говорилось, приводятся показатели, которые являются характеристикой изучаемого объекта. Эту характеристику можно давать небольшим числом показателей или целой системой показателей.

Статистические таблицы  различаются по простой или сложной разработке.

При простой разработке сказуемого показатель, определяющий его, не подразделяется на подгруппы, и итоговые значения получаются путем простого суммирования значений по каждому признаку отдельно независимо друг от друга.

Сложная разработка сказуемого предполагает в сказуемом комбинацию одного признака с другим.7

В табл. 3.1 сложная разработка сказуемого; она дает больше информации, чем простая разработка, так как позволяет видеть состав экономически активного населения по категориям, а внутри групп - по полу.

Однако сложная разработка сказуемого может привести к увеличению размерности статистической таблицы, что, в свою очередь, снижает ее наглядность, ухудшает чтение и анализ.

Поэтому исследователь  при построении статистических таблиц должен руководствоваться оптимальным  соотношением показателей сказуемого и учитывать как положительные, так и отрицательные моменты сложной разработки показателей сказуемого.4

 

 

 

 

 

 

1.4. Основные правила построения таблиц

Статистические таблицы  как средство наглядного и компактного  представления цифровой информации должны быть статистически правильно оформлены.

Приемы, определяющие технику формирования статистических таблиц.

1. Таблица должна быть компактной и содержать только те исходные данные, которые непосредственно отражают исследуемое социально-экономическое явление в статике и динамике и необходимы для познания его сущности.

2. Следует избегать ненужной, второстепенной, бессодержательной к данному объекту исследования информации. Цифровой материал необходимо представлять таким образом, чтобы при анализе таблицы сущность явления раскрывалась чтением строк слева направо и сверху вниз.

3. Заголовок таблицы и названия граф и строк должны быть четкими, краткими, лаконичными, представлять собой законченное целое, органично вписываться в содержание текста.7

Необходимо избегать большого количества точек и запятых в названиях таблицы и граф, затрудняющих чтение таблицы.

Если название таблицы состоит  из двух и более предложений, ставится точка, чтобы отделить предложения  друг от друга; после последнего предложения  точка не ставится. В заголовках граф допускаются точки только при необходимых сокращениях. В заголовке таблицы должны найти отражение объект, признак, время и место совершения события. Но при этом следует помнить: чем короче и лаконичнее заголовок таблицы, тем она яснее для чтения и анализа, естественно, если краткость достигается не в ущерб точности и познавательности. Заголовки таблицы, граф и строк пишутся полностью, без сокращений.

1.Информация, располагаемая в столбцах (графах) таблицы, завершается итоговой строкой. Существуют различные способы соединения слагаемых граф с их итогом:

• строка «Итого» или «Всего» завершает статистическую таблицу,

• итоговая строка располагается первой строкой таблицы и соединяется с совокупностью ее слагаемых словами «в том числе»

В групповых и комбинационных таблицах всегда необходимо давать итоговые графы и строки.

2.Для того чтобы легче читать  и анализировать достаточно большие  таблицы (по количеству приведенных  строк), целесообразно оставлять  двойной промежуток после каждых  пяти (и далее кратных пяти) строк.

3.Если названия отдельных граф  повторяются между собой, содержат  повторяющиеся термины или несут  единую смысловую нагрузку, то  им необходимо присвоить общий  объединяющий заголовок.

Данный прием используется и  для подлежащего, и для сказуемого таблиц.

4.Графы и строки полезно нумеровать. Графы, слева заполнений названием строк, принято обозначать заглавными буквами алфавита (А), (Б) и т.д., а все последующие графы - номерами в порядке возрастания.

5.Взаимосвязанные и взаимозависимые  данные, характеризующие одну из сторон анализируемого явления (например, число предприятий и удельный вес заводов (% к итогу), абсолютный прирост и темп роста и т.д.), целесообразно располагать в соседних друг с другом графах.

6.Графы и строки должны содержать  единицы измерения, соответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения (чел., руб., кВт-ч и т.д.).

7.Лучше всего располагать в  таблицах сопоставляемую в ходе  анализа цифровую информацию  в одной и той же графе, одну под другой, что значительно облегчает процесс их сравнения.

Поэтому в групповых таблицах, например, группы по изучаемому признаку более грамотно располагать в порядке убывания или возрастания его значений при сохранении логической связи между подлежащим и сказуемым таблицы.

10.Для удобства работы числа  в таблицах следует представлять  в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая  под запятой, четко соблюдая  при этом их разрядность.

11.По возможности числа целесообразно округлять. Округление чисел в пределах одной и той же графы или строки следует проводить с одинаковой степенью точности (до целого знака или до десятой и т.д.).

Если все числа одной и  той же графы или строки даны с  одним десятичным знаком, а одно из чисел имеет два и более знака после запятой, то числа с одним знаком после запятой следует дополнять нулем, тем самым подчеркивая их одинаковую точность.

12.Отсутствие данных об анализируемом социально-экономическом явлении может быть обусловлено различными причинами, что по-разному отмечается в таблице:

• если данная позиция (на пересечении соответствующих графы и строки) вообще не подлежит заполнению, то ставится знак «X»;

• когда по какой-либо причине отсутствуют сведения, то ставится многоточие «...» или «Нет свед.», или «Н. св.»;

• при отсутствии явления клетка заполняется тире «-» и остается пустой.

Для отображения очень  малых чисел используют обозначения (0,0) и (0,00), предполагающие возможность  наличия числа.

13.В случае необходимости  дополнительной информации - разъяснений  к таблице могут даваться примечания.

Соблюдение приведенных  правил построения и оформления статистических таблиц делает их основным средством представления, обработки и обобщения статистической информации о состоянии и развитии анализируемых социально-экономических явлений.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Чтение и анализ таблицы

Анализу статистических таблиц предшествует этап ознакомления - их чтение.

Чтение и анализ таблиц должны осуществляться не хаотично, а  в определенной последовательности.

Чтение предполагает, что исследователь, прочитав слова и числа таблицы, усвоил ее содержание, сформулировал первые суждения об объекте, уяснил назначение таблицы, понял ее содержание в целом, дал оценку явлению или процессу, описанному в таблице.9

Анализ таблицы как  метод научного исследования путем разбиения предмета изучения на части делится на структурный и содержательный. На рис. 5 приведено содержание основных этапов анализа статистических таблиц.

Структурный анализ предполагает анализ строения таблицы, характеристику представленных в таблице:

• совокупности и единиц наблюдения, формирующих ее,

• признаков и их комбинаций, формирующих подлежащее и сказуемое таблицы;

• признаков количественных или атрибутивных;

• соотношения признаков подлежащего с показателями сказуемого,

• вида таблицы: простая или сложная, а последняя - групповая

или комбинационная;

• решаемых задач - анализ структуры, типов явлений или их взаимосвязей.

Содержательный анализ предполагает изучение внутреннего содержания таблицы: анализ отдельных групп подлежащего по соответствующим признакам сказуемого; выявление соотношения и пропорций между группами явлений по одному и разным признакам, сравнительный анализ и формулировку выводов по отдельным группам и по всей совокупности в целом; установление закономерностей и определение резервов развития изучаемого объекта.

Прежде чем приступать к анализу числовой информации, необходимо проверить ее достоверность и научную обоснованность. Исследователь должен убедиться в достоверности и надежности источника информации данных и критически оценить их цифровые значения. Следует провести логическую и счетную проверки данных (рис. 3.5).

Логическая проверка состоит в возможности определения конкретных признаков теми или иными числовыми значениями (например, абсурдно, если численность работающих на фирме составила 106,7 человека). Счетная проверка предполагает выборочный расчет отдельных значений признаков по группе либо итоговых значений строк или граф и т.д.

Анализ данных таблиц производится по каждому признаку в  отдельности, затем в логико-экономическом сочетании всей совокупности признаков в целом.

Анализ отдельных признаков  и групп необходимо начинать с изучения абсолютных, затем связанных с ними относительных величин. При анализе данных следует рассматривать динамику каждого признака за весь период, переходя при этом от одного к другому.

Анализ таблиц может  быть дополнен расчетными относительными и средними величинами, если этого требуют задачи исследования.

Для получения более  полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным статистических таблиц строятся графики, диаграммы и т.д.

Комплексный анализ таблиц, содержащих ряды динамики, дает возможность  исследователю выявлять и обобщать тенденции и закономерности в развитии совокупности единиц наблюдения.

Анализ групповых и комбинационных таблиц позволяет охарактеризовать типы социально-экономических явлений, структуру совокупности, соотношения и пропорции между отдельными группами и единицами наблюдения; выявить характер и направление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными, определенными логикой экономического анализа сочетаниями признаков и найти зависимости признаков - следствия от признаков - причин.

Соблюдение правил и  последовательности работы со статистическими таблицами помогает исследователю осуществить научно обоснованный экономико-статистический анализ объектов и процессов.10

 

 

Вывод по главе 1

На основании всего  вышесказанного можно сделать вывод  о правилах составления статистических таблиц:

§ Таблица должна быть выразительной и компактной. Поэтому вместо одной громозкой таблицы по множеству признаков лучше сделать несколько небольших по объему, но наглядных, отвечающих задаче исследования таблиц.

Информация о работе Табличный способ представления статистических данных в психологических исследованиях