Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель – выявить особенности самооценки у детей младшего школьного возраста.
Объект – младшие школьники.
Предмет – самооценка младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы ………………………………………………………..... 6
Виды таблиц по характеру подлежащего…………………………………………………...…9
Виды таблиц по разработке сказуемого……………………………………………………….12
Основные правила построения таблиц………………………..13
Чтение и анализ таблицы……………………………………....17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
2.1 Организация и методы исследования…………………………21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Исследования…………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..29
ПРИЛОЖЕНИЯ.……………………………………………………………31
§ Название таблицы, заглавия граф и строк следует формулировать точно и лаконично.
§ В таблице обязательно должны быть указаны: изучаемый объект, территория, и время к которым относятся приводимые в таблице данные, единицы измерения.
§ Если какие-то данные отсутствуют, то в таблице либо ставят многоточие, либо пишут "нет сведений", если какое-то явление не имело места, то ставят тире
§ Значения одних и тех же показателей приводятся в таблице с одинаковой степенью точности.
§ Таблица должна иметь итоги по группам, подгруппам и в целом. Если суммирование данных невозможно, то в этой графе ставят знак умножения "*".
§ В больших таблицах после каждых пяти строк деляют промежуток, чтобы было удобнее читать и анализировать таблицу.
Анализ таблиц позволяет решать многие задачи при изучении изменения явлений во времени, структуры явлений и их взаимосвязей. Таким образом, статистические таблицы выполняют роль универсального средства рационального представления, обобщения и анализа статистической информации.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАБЛИЧНОГО СПОСОБА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование
проводилось в Калиновской
В соответствии с целями и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
- выявление структурных
компонентов и уровней
- определить особенности проявления самооценки у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование было проведено в 3 этапа.
Первый этап включал в себя установление наблюдения за поведением экспериментальной группы, беседа с самими испытуемыми экспериментальной группы.
Второй этап включал исследование проявление самооценки при помощи методик «Лесенка» и «Какой Я?».
Третий этап экспериментальной работы включал в себя обработку полученных экспериментальных данных, изучение особенностей проявления самооценки.
Изучение самооценки при помощи методики «Какой Я?» направлено на определение самооценки младшего школьника. Экспериментатор, пользуясь протоколом, спрашивает у ребёнка как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках, а затем переводятся в баллы.
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
1. «Лесенка»
Данная методика направлена на определение 4 типов самооценки: неадекватно завышенная, завышенная, адекватная, заниженная самооценка.
Оборудование: лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, карандаш.
Инструкция: ребёнку предлагается поставить себя на одну из семи ступенек изображённой лесенки.
Номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем выше ступень, на которую себя ставит ребёнок, тем выше уровень самооценки, и наоборот.
После обработки результатов
я подсчитала количество детей и
выбранные ими ступеньки, нашла
процентное соотношение, среднее арифметическое,
дисперсию и среднее
Таблица № 2
№ ступени |
кол-во выборов |
% |
1 |
5 |
25 |
2 |
5 |
25 |
3 |
3 |
15 |
4 |
7 |
35 |
5 |
0 |
0 |
6 |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
ср. арифметическое |
2,6 |
|
Дисперсия |
1,44 |
|
Ср. кв. отклонение |
1,2 |
Формула для расчета среднего арифметического:
Формула для расчета дисперсии:
Формула для расчета среднего квадратического отклонения:
По результатам проведённой методики были выявлены следующие результаты:
а) на первую ступень себя определили 5 детей, что составляет 25% от всей выборки;
б) на вторую ступень себя поставили 5 детей, что составляет 25% от всей выборки;
в) на третью ступень себя определили 3 ребёнка, что составляет 15% от выборки;
г) на четвёртую ступень себя поставили 7 детей, что составляет 35% от выборки.
Это означает, что среди обследуемых мной детей 50% имеют завышенную самооценку, 50% адекватно себя оценивают. Детей с заниженной самооценкой не выявлено.
2. «Какой Я?»
Эта методика предназначена для определения самооценки ребёнка-дошкольника.
Оборудование: протокол к методике, ручка
Инструкция: ребёнку предлагается отметить то, как он себя воспринимает и оценивает.
Чем выше балл, по данной методике, тем выше самооценка ребёнка, и наоборот.
После обработки результатов я подсчитала количество детей и выбранные ими ступеньки, нашла процентное соотношение, среднее арифметическое, дисперсию и среднее квадратическое отклонение (все результаты занесены в таблицу №3 и №4).
Таблица №4
Баллы |
кол-во выборов |
% |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
5,5 |
1 |
5 |
6 |
1 |
5 |
7 |
3 |
15 |
7,5 |
3 |
15 |
8 |
7 |
35 |
8,5 |
4 |
20 |
9 |
1 |
5 |
10 |
0 |
0 |
ср. арифметическое |
7,7 |
|
Дисперсия |
7,32 |
|
Ср. кв. отклонение |
2,7 |
По результатам проведённой методики были выявлены следующие результаты:
а) высокий уровень самооценки имеют 12 детей, что составляет 60% от общей выборки группы;
б) средний уровень самооценки имеют 8 детей, что составляет 40% от общей выборки группы.
Детей с заниженной самооценкой не выявлено.
Для обработки результатов по методикам «Лесенка и «Какой Я?» я применила следующие формулы:
2) определение среднего арифметического ряда;
3) определение дисперсии данного вариационного ряда;
4) определение
среднего квадратического
Выводы по главе 2
При анализе результатов, прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок поставил себя. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке достаточно высокая самооценка. Это является, как уже было сказано, позитивным признаком, но, исходя из этих данных, мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, т.к. не изучалось взаимоотношение ребёнка в семье, а также не проводилось повторное исследование уровня самооценки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При сопоставлении результатов исследования с выдвинутой ранее гипотезой можно говорить о том, что главные задачи работы удалось реализовать.
Мной были определены основные теоретические подходы к табличному способу представления статистических данных в психологических исследованиях.
Было организовано
эмпирическое исследование, направленное
на выявление особенностей
Полученные факты, подтвердили мое предположение о том, что существует зависимость между особенностями проявления самооценки у младших школьников и уровнем развития самооценки.
Было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.
Результаты показали, что из 20 учащихся данного класса: у 12 учащихся высокий уровень самооценки, у 8-средний, низкого уровня самооценки не выявлено.
Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста. Тем самым я подтвердила гипотезу о том, что в младшем школьном возрасте самооценка детей имеет достаточно высокий уровень.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бызов Л.А. Графические методы в статистике, планировании и учете: Пособие для экономических вузов и для самообразования. / Бызов Л.А. – М.: Госпланиздат, 1993
2. Герчук Я.П. Графические методы в статистике. / Герчук Я.П. – М.: Статистика, 1998
3. Долгушевский Ф.Г., Козлов В.С., Полушин М.И., Эрлих Я.М. Общая теория статистики / Долгушевский Ф.Г., Козлов В.С., Полушин М.И., Эрлих Я.М. – М.: Статистика, 1997
4. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов./ Ермолаев О.Ю. – М.: МПСИ, 2002.
5. Кан Ю. Описательная и индивидуальная статистика. / Кан Ю. – М.: Финансы и статистика, 2001
6. Колмогоров А. Предисловие к книге Г. Лебега «Общие величины». / Колмогоров А – М.: Госстатиздат, 1998
7. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика./ Кремер Н.Ш. М: ЮНИТИ, 2002.
8. Курс лекций по общей теории статистики / Под ред. В.Е. Овсиенко. – М.: МЭСИ, 1996
9. Ланге О., Банасиньский А. Теория статистики./ Ланге О., Банасиньский А. – М.: Статистика, 2001
10. Лившиц Ф.Д. Статистические таблицы./ Лившиц Ф.Д. – М.: Госстатиздат, 1998
11. Мюллер П., Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике./ Мюллер П., Нойман П., Шторм Р. – М., 1993.
12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования./ Наследов А.Д – СПб.: Речь, 2004.
13. . Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии./ Сидоренко Е.В. - СПб.: СПЦ, 1996.
14. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов./ Суходольский Г.В. - Л.: ЛГУ, 1996.
15. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии./ Тарасов С.Г. – СПб.: СПГУ, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Результаты по методике «Лесенка» Таблица №1
№ п/п. |
Ф.И. ребёнка |
Место |
1 |
Катя П. |
4 |
2 |
Даша П. |
3 |
3 |
Николай С. |
2 |
4 |
Александр А. |
1 |
5 |
Артём Ш. |
1 |
6 |
Сергей К. |
3 |
7 |
Екатерина К. |
1 |
8 |
Артём Я. |
4 |
9 |
Полина А. |
2 |
10 |
Анастасия С. |
1 |
11 |
Денис П. |
2 |
12 |
Андрей Б. |
2 |
13 |
Елизавета Ш. |
3 |
14 |
Александр С. |
2 |
15 |
Снежана Г. |
4 |
16 |
Яна П. |
4 |
17 |
Диана П. |
4 |
18 |
Максим О. |
4 |
19 |
Илья В. |
4 |
20 |
Антон Ш. |
1 |