Технология современного проектного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

Содержание работы

Введение
Современный образовательный проект
Типология проектов
Этапы работы над проектом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.91 Кб (Скачать файл)

     5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

     Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно  ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный  на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического  характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики)

     Такой проект требует хорошо продуманной  структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определение  функций каждого из них, четких результатов  совместной деятельности и участия  каждого в оформлении конечного  продукта. Здесь особенно важна хорошая  организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации  полученных результатов и возможных  способов их внедрения в практику, а также организация систематической  внешней оценки проекта.

     В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:

     1.МОНОПРОЕКТЫ

     Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные  разделы или темы программы. Работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

     2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  ПРОЕКТЫ

     Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет о межпредметных связях предметов одного цикла. Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).

  1. Этапы работы над проектом

     Ход работы над проектом может быть определен  в общем виде через следующие  этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:

     - определение темы и целей проекта;

     - формирование групп для работы  над проектом;

     - планирование этапов работы.

     2. Работа над проектом в группах:

     - планирование работы;

     - исследование;

     - оформление выводов и результатов.

     3. Представление – защита проекта.

     4. Оценка проекта (несколько уровней  оценки):

     - самооценка;

     - оценка других групп;

     - оценка учителя;

     - оценка специально созданной  группы экспертов.

     5. Рефлексия – анализ меры своего  участия в общем деле:

     - Что мы делали?

     - Как мы делали?

     - Каковы результаты?

     - Каков мой личный вклад в  решение проблемы?

     Данная  последовательность работы над разными  типами и видами проектов является универсально-схематичной. Более широко можно развернуть эту схему можно  следующим образом:

     1. Подготовительный или вводный  этап (погружение в проект).

     1.1. Выбор темы и ее конкретизация  (определение жанра проекта).

     1.2. Определение цели, формулирование  задач.

     1.3. Формирование проектных групп,  распределение в них обязанностей.

     1.4. Выдача письменных рекомендаций  участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и  т.д.).

     1.5. Утверждение тематики проекта  и индивидуальных планов участников  группы.

     1.6. Установление процедур и критериев  проекта и формы его представления.

     2. Поисково-исследовательский этап.

     2.1. Определение источников информации.

     2.2. Планирование способов сбора  и анализа информации.

     2.3. Подготовка к исследованию и  его планирование.

     2.4. Проведение исследования. Сбор и  систематизация материалов в  соответствии с целями и жанром  работы, подбор иллюстраций.

     2.5. Организационно-консультационные занятия.  Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших  в ходе реализации проекта.

  1. Трансляционно-оформительский этап.

     3.1. «Предзащита» проекта.

     3.2. Доработка проекта с учетом  замечаний и предложений.

     3.3. Подготовка к публичной защите  проекта:

     3.3.1. определение даты и места;

     3.3.2. определение программы и сценария  публичной защиты, распределение  заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);

     3.3.3. стендовая информация проекта.

  1. Заключительный этап.

     4.1. Публичная защита проекта.

     4.2. Подведение итогов, конструктивный  анализ выполненной работы.

     Заключение

     Исходя  из требований, которые предъявляются  на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств  и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую  работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной  школе:

  1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.
  2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
  3. Повышение мотивации учащихся в учебе.
  4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.
  5. Активизация познавательных интересов учащихся.
  6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
  7. Предоставление каждому возможности самореализации.
  8. Развитие творческих способностей учащихся.
  9. Вовлечение всех учащихся в коллективнуюмыследеятельность.
  10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
  11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

     Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных  направлений в современном образовании  по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

     Список  использованной литературы

  1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Сэр-Вит», 2003.
  2. Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6
  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
  4. Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.

     Приложение

     Тема  “Снежная сказка зимы” (по произведениям  русских поэтов и писателей о  зиме)

     Цели  урока

     обучающие: раскрыть характерные художественные особенности в изображении образа зимы в поэтических и прозаических произведениях, в произведениях  живописи и музыки;

     развивающие: развитие ассоциативного мышления, активизация  творческой деятельности учащихся, дальнейшее формирование и развитие навыков  интерпретации и анализа художественного  текста;

     воспитательные: воспитание эстетического вкуса, любви  к литературе, искусству.

     Оборудование: магнитофонные записи Чайковского  “Времена года”, Свиридова к повести  Пушкина “Метель”, иллюстрации  картин Шишкина “Зима”, И.Грабаря  “Февральская лазурь”; сборники стихов, фотоматериалы; раздаточный материал: карточки с информацией о художниках, их картинах, композиторах, их музыкальных  пьесах.;

     Опережающие задания: вспомнить, повторить стихотворения  о зиме, изученные ранее, “зимние” песни.

     Подготовительная  работа: учащиеся до урока делятся  на группы по интересам, что дает возможность  реализовать гуманно-личностный подход в обучении и воспитании; на партах у учащихся заранее приготовлены листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Ход урока.

1. Оргмомент.

     Учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока.

     - Ребята, сегодня мы будем читать  стихи поэтов о зиме, слушать  музыку, рассматривать картины, обсуждать  их. К концу урока каждая группа  должна собрать материал и  создать проект “Образ зимы  в произведениях русских поэтов  и писателей”. Вы сами будете выбирать, в какой форме представить проект: в форме рукописного сборника, стенгазеты, номера школьной газеты

2. Основная  часть.

1 этап.

     Учитель: Ребята, прежде чем начать разговор о стихах, давайте составим свои ассоциаграммы: то есть, нарисуем снежинку и на ее лучах запишем, что вы представляете, когда слышите слово

зима” Ёлка забавы
Игры   радость
Снег Зима холод

     (Каждая  группа учащихся составляет своюассоциаграмму, а затем обменивается ими, дополняет свои).

     Учитель: Итак, мы составили ассоциаграммы. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость. А слово “ассоциаграмма” образовалось от слова “ассоциация”.

2 этап.

     1 задание. Учитель: А теперь  прочитайте свое любимое стихотворение  о зиме. Стихотворение должно  быть близко вашему представлению  о зиме, вашему настроению.

     (Учащиеся  читают стихи, дают короткие  комментарии к ним).

     2 задание. Учитель: Вы очень  хорошо прочитали стихотворения.  А теперь выпишем из своих  стихотворений наиболее яркие  и выразительные слова и сочетания,  при помощи которых автор создает  запоминающийся образ зимы.

     (Учащиеся  выписывают эпитеты, метафоры, сравнения,  например, из стихотворения Тютчева  были выписаны сочетания:

     Чародейкою-Зимою - зима- волшебница, изменила все вокруг;

     лес околдован – своей волшебной  силой зима околдовала лес;

     снежной бахромою - неровный слой снега на ветках напоминает бахрому скатерти;

     неподвижною, немою чудной жизнью он блестит - в  лесу тихо, но жизнь продолжается и  в зимнем лесу, снег блестит на солнце, и создается ощущение, что ты попал  в сказочный мир).

     3 задание. Учитель: Используя выписанные  нами сочетания, запишите небольшой  рассказ об этом стихотворении,  как поэт создает такие прекрасные  образы.

Информация о работе Технология современного проектного обучения