Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 07:20, доклад
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
История возникновения
и развития
В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников – прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам, в соответствии со своими способностями и возможностями.
Дифференцированный подход осуществлялся и во внеклассной работе.
Особую актуальность
дифференциация получила в 50-
Уровневая дифференциация (УД) предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Смысл УД заключается
в том, чтобы адаптировать учебный процесс
к познавательным возможностям каждого
ученика, предъявить соответствующие
уровню его развития требования, программы,
учебники, методы и формы обучения.
Под уровневой дифференциацией
понимается обучение учащихся одного
и того же класса на трех уровнях обучения:
Цель УД – научить всех обязательному (базовому) уровню, создать условия для усвоения среднего и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.
Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образования, основанная на создании технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика. УД позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста.
Я - практик, учитель математики. Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.
Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает совсем.
Как научить всех?
Вот здесь кроется первый подводный камень - требуется наличие учебно-методического комплекса. Необыкновенно большое количество разноуровневых заданий: банк заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Осуществление уровневой дифференциации на уроках (см. приложение 1)
Обобщая вышесказанное, хочу
сказать, что использование технологии
дифференцированного обучения на основе
обязательных результатов помогает
формировать и развивать у
учащихся
• самостоятельность,
• коммуникативность,
• мобильность,
• умение адаптироваться к сложившейся
ситуации,
• ответственность за собственный выбор
и результаты своей деятельности.
Самое главное – самореализоваться и
быть успешным в учебной деятельности.
При обучении математике учащихся классов VII вида технология уровневой дифференциации имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета.
Если в основу обучения
математике положить личностно-ориентированный
подход к детям и на основе этого
рассматривать и применять
На уроках математики в классах VII вида дидактический материал разрабатывается по следующим типологическим группам учащихся:
- Первая группа (уровень) - учащиеся, не достигшие минимального уровня;
- Вторая группа (уровень) - учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений;
-Третья группа (уровень) - учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений.
Способом контроля в условиях
дифференцированного
Виды контроля:
- зачеты (тематические, текущие);
- самостоятельные работы.
Дифференцированный устный счет на уроках математики проводится в форме игры; на скорость; на количество правильно решенных примеров; на развитие зрительной памяти; на развитие слуховой памяти.
Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в классах VII вида, на уроках математики способствовало повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На уроках математики была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.
Осуществление уровневой дифференциации на уроках математики в классах VII вида. (см. приложение № 2)
Приложение 1
Тема: "Квадратные уравнения. Теорема Виета"
1.
I уровень |
II уровень |
1. Решить уравнения | |
3х2-13х+4=0 2. Записать сумму и произведение корней уравнения: х2+4х-5=0 |
4х2=х-1 2. Составить квадратное уравнение, зная его корни: Х1= 4 |
III уровень
Дополнительное задание:
Составить квадратное уравнение, зная его корни:
А) 5 и -2
Б) -4 и1
2.
I уровень
1. Решить уравнения:
9х2-12х+4=0
2х (х-8)= -х-18
8х+2х?=0
9х2=25
100х?-16=0
2. Составить квадратное уравнение, если сумма корней равна 5, а произведение корней равно -4
II уровень
1. Найти корни уравнения:
4х (х-1)+х (х+2)=3 (2х-1)
х2/4-х+3/3+1=0
2. Догадайтесь, чему равны корни уравнения:
х2-7х+10=0
18х2-3х-2=0
3. Составьте квадратное уравнение, зная его корни:
А) 6 и-1
Б) 2 и1/3
III уровень
1. Решить уравнения:
х (х-10)-х (1,2-х)+12,8=0
2. Составьте квадратное уравнение по его корням
3. При каких значениях м уравнение (м+4)х2-8х+м-11=0 имеет единственный корень?
Ответы:
а) м =12, х =1/4
б) м = -5, х = - 4
Тема: «Многочлены. Вынесение общего множителя за скобки».
I уровень (на «3»):
1. Представьте тремя различными способами одночлен 15х3у2 в виде произведения двух множителей.
2. Закончите разложение на множители:
3. Разложите на множители:
4. Вычислите: а) 15 × 132 + 15 × 868; b) 15 × 0,26 – 15 × 0,16;
5. Разложите на множители: а) 15х – 5х2; b) 27а3 b – 18b3a
Указание: вынесите общий множитель за скобки: a) 5x, b) 9ab
II уровень (на «4»):
1. Закончите запись: a) 18ab + 46ac = 2a (…), b) 1,2y2c – 0,6cy = 0,6cy (…)/
2. Найдите значение выражения, разложив его на множители:
3. Разложите многочлен на множители: а) 6а + а3 – 4а2; b) 9х2 – 6х4 + 3х
4. Подставьте вместо * одночлены так, чтобы получились верное равенство:
а) 12а2b +12ab + 3b2a = 3ab (* + * + *), b) x +xy2 – 2xy = x (* + * – *)
5. Известно, что х –у =13, вычислите: а) , b) , с)
III уровень (на «5»):
1. Вынесите за скобки общий множитель: а) 50а4b – 10b4a, b) 22xy – 11x2y2
2. Найдите значение выражения: a) 3,15x – xy, при x = 2, y = 2,15
b) 0,1a2 + 0,1ab, при a = 10, b = 12
3. Закончите запись: а) – 15х × 3у × 5 + 30ху = 15ху (…),
b) – 15х × 3у × 5+ 30ху = – 15ху (…)
4. Разложите на множители: а) x(y + b) – x (y – b), b) 5m(n –c) – 3k(c – n)
5. Известно, что m – n = 6, вычислите: ; ;
Тема: "Формулы
сокращенного умножения:
1 уровень :
а) (а – 5)2;
б) (х + 4)2;
в) (х – 3)(х + 3).
а) 4а 2 + 4ав + в2 ;
б) а2 – 12а + 36;
в) 4х2 – 9 .
152 - 132
2 уровень :
а) (2а – 5в)2;
б) (3х + у)2;
в) (2в + а)(а – 2в).
а) 4а 2 + 4ав + в2 ;
б) а2 – 12а + 36;
а) 142 - 132 ;
б)152 + 112.
в) 4х2 – 9 .
3 уровень :
а) (– 5 + х)2;
б) (0,1х – 3)(0,1х + 3);
в) (0,1у – 0,5)2;
г) (– а – 5)2.
а) – 9х2 + 25;
б) 0,04х2 – 9;
в) 0,16у2 – 0,4у + 0,25;
г) а2 + 2а + 1.