Технология уровневой дифференциации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 07:20, доклад

Описание работы

Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности.

Файлы: 1 файл

tehnologiya_urovnevoy_differenciacii_0.docx

— 315.43 Кб (Скачать файл)

Технология  уровневой дифференциации

  Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.

    История возникновения  и развития дифференцированного  обучения как формы организации  учебной деятельности школьников  среднего и старшего звена,  при которой учитываются их  склонности, интересы и способности,  тесно связана с развитием  педагогики и приобретает особую  значимость на определенных этапах  развития образования:

    • до средины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
    • в конце XIX века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
    • в 20-е годы XX века В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).

        В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников – прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам, в соответствии со своими способностями и возможностями.

   Дифференцированный  подход осуществлялся и во  внеклассной работе.

   Особую актуальность  дифференциация получила в 50-60 гг. При этом акцентировалось  внимание на создании в старших  классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся  наряду с получением среднего  образования, более углубленно  изучать предметы в избранной  ими области знаний. В 60-70 гг. единственным  видом дифференцированного обучения  стали факультативные занятия.  В последние годы – профильное  обучение, курсы по выбору, факультативы.

   Уровневая дифференциация (УД) предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

   Смысл УД заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. 
    Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения:

  • базовый уровень 1 – определенный программой и учебником, минимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса; этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности.
  • средний уровень 2 – осуществляется применение знаний в знакомой ситуации по образцу.
  • высокий уровень 3 – осуществляется применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески.

Цель УД – научить всех обязательному (базовому)  уровню, создать условия для усвоения среднего и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.

   Не берусь утверждать, что технология УД панацея от всех проблем в обучении, это всего лишь одна из многочисленных технологий современного образования. Прежде всего в УД привлекает демократизация образования, основанная на создании технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика. УД позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста.

 Я - практик, учитель математики. Учитель математики - это человек, который имеет дело с ребенком пять раз в неделю, преподает очень важный предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений.

 Каждый ребенок - уникален, один схватывает материал на лету, другому нужен месяц, третьему - полгода, четвертый - не воспринимает совсем.

Как научить всех?

Вот здесь кроется первый подводный камень - требуется наличие учебно-методического комплекса. Необыкновенно большое количество разноуровневых заданий: банк заданий обязательного уровня, системы специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Осуществление уровневой дифференциации на уроках  (см. приложение 1)

Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у  учащихся  
• самостоятельность,  
• коммуникативность,  
• мобильность,  
• умение адаптироваться к сложившейся ситуации,  
• ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.  
Самое главное – самореализоваться и быть успешным в учебной деятельности.

 

    При обучении математике учащихся классов VII вида технология уровневой дифференциации имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета.

Если в основу обучения математике положить личностно-ориентированный  подход к детям и на основе этого  рассматривать и применять формы  и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися  образовательным процессом.

На уроках математики в классах VII вида дидактический материал  разрабатывается по следующим типологическим группам учащихся:

- Первая группа (уровень)  - учащиеся, не достигшие минимального уровня;

- Вторая группа (уровень) - учащиеся с минимальным  уровнем знаний и умений;

 -Третья группа (уровень) - учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений.

 

Способом контроля в условиях дифференцированного образования  являются тесты с выбором ответов  и на  заполнение пропусков.

Виды контроля:

- зачеты (тематические, текущие);

- самостоятельные работы.

Дифференцированный устный счет на уроках математики проводится в форме игры; на скорость; на количество правильно решенных примеров; на развитие зрительной памяти; на развитие слуховой памяти.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма  достижения образовательного стандарта в классах VII вида, на уроках математики способствовало повышению качества знаний по предмету, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а по некоторым темам даже превышать его, а сильные учащиеся не перестали стараться. На уроках математики была создана комфортная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

 

Осуществление уровневой дифференциации на уроках математики в классах VII вида.  (см. приложение № 2)

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: "Квадратные уравнения. Теорема Виета"

1.

I уровень

II уровень

1. Решить уравнения

2-13х+4=0 
х2-2х+1=0 
2-12х=0 
1/3х2+9=0 
2=0

2. Записать сумму и произведение корней уравнения:

х2+4х-5=0 
2-6х-8=0

2=х-1 
(2х+4)2=3х2 
0,5х2+4х=0 
-3/4х2-1=0 
-0,8х2=0

2. Составить квадратное уравнение, зная его корни:

Х1= 4 
Х2= -8


III уровень

  1. При каких значениях в трехчлен 2в2+3в-1 и двучлен в2+3 принимают равные значения? Какие именно?
  2. Один из корней квадратного уравнения 2х2+16х+р=0 равен -5. Найти второй корень и р.

Дополнительное  задание:

Составить квадратное уравнение, зная его корни:

А) 5 и -2 
Б) -4 и1

2.      

I уровень

1. Решить уравнения:

2-12х+4=0 
2х (х-8)= -х-18 
8х+2х?=0 
2=25 
100х?-16=0

2. Составить квадратное  уравнение, если сумма корней  равна 5, а произведение корней  равно -4

II уровень

1. Найти корни уравнения:

4х (х-1)+х (х+2)=3 (2х-1) 
х2/4-х+3/3+1=0

2. Догадайтесь, чему равны  корни уравнения:

х2-7х+10=0 
18х2-3х-2=0

3. Составьте квадратное  уравнение, зная его корни:

А) 6 и-1 
Б) 2 и1/3

III уровень

1. Решить уравнения:

 
х (х-10)-х (1,2-х)+12,8=0

2. Составьте квадратное  уравнение по его корням 

3. При каких значениях  м уравнение (м+4)х2-8х+м-11=0 имеет единственный корень?

Ответы:

а) м =12, х =1/4 
б) м = -5, х = - 4

Тема: «Многочлены. Вынесение общего множителя за скобки».

I уровень (на «3»):

1. Представьте тремя различными  способами одночлен 15х3у2 в виде произведения двух множителей.

2. Закончите разложение  на множители: 

  1. 30хb – 6ху = 6х (…)
  2. а7 – 3а5 + а2 = а2 (…)

3. Разложите на множители: 

  1. 4а + 4b;        b)  ху – х

4. Вычислите: а) 15 × 132 + 15 × 868;   b)  15 × 0,26 – 15 × 0,16; 

5. Разложите на множители:  а) 15х – 5х2;  b) 27а3 b – 18b3a

Указание: вынесите общий множитель за скобки: a) 5x, b) 9ab

II уровень (на «4»):

1. Закончите запись: a) 18ab + 46ac = 2a (…),   b) 1,2y2c – 0,6cy = 0,6cy (…)/

2. Найдите значение выражения,  разложив его на множители: 

  1. 1,7а2 – 1,7а,  при а = 11;     b) 0,01ху2 + у3,  при х = 97,  у = 3

3. Разложите многочлен  на множители: а) 6а + а3 – 4а2;   b) 9х2 – 6х4 + 3х

4. Подставьте вместо * одночлены так, чтобы получились верное равенство:

а) 12а2b +12ab + 3b2a = 3ab (* + * + *),   b) x +xy2 – 2xy = x (* + * – *)

5. Известно, что х –у =13, вычислите:  а) ,  b) ,  с)

III уровень (на «5»):

1. Вынесите за скобки  общий множитель: а) 50а4b – 10b4a,  b) 22xy – 11x2y2

2. Найдите значение выражения:  a) 3,15x – xy, при x = 2, y = 2,15

       b) 0,1a2 + 0,1ab, при a = 10,  b = 12

3. Закончите запись: а)  – 15х × 3у × 5 + 30ху = 15ху (…),

      b) – 15х × 3у × 5+ 30ху = – 15ху (…)

4. Разложите на множители:  а) x(y + b) – x (y – b),  b) 5m(n –c) – 3k(c – n)

5. Известно, что m – n = 6,  вычислите: 

 

Тема: "Формулы сокращенного умножения:                                               разность квадратов, квадрат суммы (разности)"

1 уровень :

  1. Представьте в виде многочлена:

а) (а  –  5)2;

б) (х  + 4)2;

в) (х  – 3)(х + 3).

  1. Разложите на множители:

а) 4а + 4ав + в;

б) а– 12а + 36;

в) 4х2 – 9 .

  1. Вычислите:

152 - 132

2 уровень :

  1. Представьте в виде многочлена:

а) (2а  –  5в)2;

б) (3х  + у)2;

в) (2в + а)(а – 2в).

  1. Разложите на множители:

а) 4а 2 + 4ав + в2 ;

б) а2 – 12а + 36;

  1. Вычислите:

а) 142 - 132 ;

б)152 + 112.

в) 4х2 – 9 .

3 уровень :

  1. Представьте в виде многочлена:

 а) (– 5 + х)2;

 б) (0,1х  – 3)(0,1х + 3);

 в) (0,1у – 0,5)2;

 г) (– а – 5)2.

  1. Разложите на множители:

а)  – 9х2 + 25;

б)  0,04х2 – 9;

в)  0,16у2 – 0,4у + 0,25;

г)  а2 + 2а + 1.

  1. Вычислите:

Информация о работе Технология уровневой дифференциации