Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа
Целью данной работы является: изучить и апробировать активные методы обучения математике в начальной школе.
Задачи:
• проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
• анализ методической литературы по исследованию проблем;
• определить психолого-педагогическую сущность активных методов обучения;
• изучить активные методы в системе обучения математике младших школьников;
• выявить эффективность активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе по предмету «Математика» в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………7
1.1. Особенности познавательной активности младших школьников….7
1.2. Характеристика активных методов обучения используемых в системе преподавания математики в начальных классах……………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА …………………………………………………….19
2.1. Характеристика этапов и методов исследования…………………...19
2.2. Интерпритация результатов исследования………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32
Использование
методов активизации
«Без
игры нет, и не может быть
полноценного умственного
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?» «Отвечай сразу», «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?», « Теремок», «Не скажу», «Полёт в космос» (Приложение Б).
Также привлекают детей игры-путешествия: «В цирке», «Плывём к Робинзону Крузо» (Приложение Б).
В играх-путешествиях
ненавязчиво обогащается
В 4 классах для формирования познавательного интереса на уроках по следующим темам: «Сложение и вычитание чисел», «Табличные случаи умножения», «Виды треугольников», «Письменное умножение на однозначное число» разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», например, в игре «Вычислительная машина». (Приложение Б).
Задания повышенной трудности.
Задания
повышенной трудности предлагаются
для решения на каждом уроке, начиная
с 1 класса, и способствуют развитию
внимания, памяти и мышления. Эти
задания помогают внести в учебный
процесс элемент
Среди широко известных логических задач можно выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приёмов (Приложение В):
1) задачи на соответствие и
исключение неверных вариантов;
2) задачи на упорядочивание множеств;
3) турнирные задачи;
4) числовые ребусы;
5) задачи о лгунах;
6) игровые логические задачи;
7) игры мудрецов.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы сравнили результаты полученных знаний с использованием нестандартных форм обучения.
Констатирующий эксперимент
Цели исследования:
На основе сформулированных целей, были определены задачи:
- изучить методическую литературу по использованию в работе активных форм, методов и приёмов обучения;
- организовать
опытно-экспериментальную
Прежде чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках, у учащихся 4 «Б» класса ГОУ «Дятловичская средняя школа Лунинецкого района Брестской области» было выявлено, какие знания лежат в основе сложения и вычитания. Для этого была проведена диагностика, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам. Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний.
Табл. 2.1. Уровень знаний учащихся с использованием традиционных методов.
Характер ошибок |
Февраль |
Писали работу |
19чел. |
Выполнили верно |
4чел.(21%) |
Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 1000 |
10чел.(53%) |
Допустили ошибки на состав числа |
7чел.(36,8%) |
Допустили ошибки на сравнение чисел |
8чел.(42%) |
Допустили ошибки на сложение |
10чел.(53%) |
Допустили ошибки на вычитание |
15чел.(79%) |
Обработав результаты выполнения проверочной работы мы получили, что из 19 человек которые писали проверочную работу верно выполнили 4 человека (21%), допустили ошибки разного вида 15 человек (79%).
Далее был проведён формирующий эксперимент.
Цель исследования: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Для достижения этой цели в 4 «Б» классе были созданы условия, соответствующие теоретическим положениям: использование групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; использование индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий с элементами игры; создание состязательной мотивации.
Формирующий эксперимент продолжался три недели.
«Устный счет». При использовании на этом этапе дидактических игр, задач в стихах, заданий в занимательной форме было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает.
Диаграмма 1.
Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.
На этапе закрепления при применении индивидуальных карточек, активность детей также была высокой.
Диаграмма 2.
Можно сделать вывод, что при использовании индивидуальных карточек с занимательным материалом на уроке количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что за работу он получит оценку.
Табл. 2.2. Уровень знаний с использованием различных методов обучения.
Характер ошибок |
Март |
Писали работу |
20чел. |
Выполнили верно |
10чел.(50%) |
Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 1000 |
6чел.(30%) |
Допустили ошибки на состав числа |
5чел.(25%) |
Допустили ошибки на сравнение чисел |
6чел.(30%) |
Допустили ошибки на сложение |
7чел.(35%) |
Допустили ошибки на вычитание |
10чел.(50%) |
Обработав данные после выполнения заданий мы получили, что из 20 человек, которые писали работу, 10 человек выполнили без ошибок (50%), сделали ошибки разных видов 10 человек (50%).
Контрольный эксперимент.
На данном
этапе ещё раз провели
Таблица 2.3. Сравнение результатов усвоения знаний.
Характер ошибок |
Февраль |
Март |
Писали работу |
19чел. |
20чел. |
Выполнили верно |
4чел.(21%) |
10чел.(50%) |
Допустили ошибки на нумерацию чисел в пределах 1000 |
10чел.(53%) |
6чел.(30%) |
Допустили ошибки на состав числа |
7чел.(36,8%) |
5чел.(25%) |
Допустили ошибки на сравнение чисел |
8чел.(42%) |
6чел.(30%) |
Допустили ошибки на сложение |
10чел.(53%) |
7чел.(35%) |
Допустили ошибки на вычитание |
15чел.(79%) |
10чел.(50%) |
Диаграмма 3.
Сравнив данные полученные на первом и втором этапах исследования мы получили, что дети лучше усвоили материал, выполнили работу быстрее, допустив меньше ошибок при решении.
Выводы по второй главе.
Математика в начальных
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством её осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышению уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1,54]. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2,114].
Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы сформировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Совершенствование
процесса обучения определяется стремлением
развивать познавательную деятельность
учащихся. Суть данного развития младшего
школьника заключается в такой
организации учебной
Большая роль в отборе средств, методов и приемов работы на уроке отводится учителю. Успех дела зависит здесь во многом от того, насколько глубоко проникает учитель в специфику учебного материала, насколько умело ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя результаты использования того или иного средства, метода или приема.
Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.
Система методов обучения математике состоит из: а) общих методов обучения, разработанных дидактикой и адаптированных к обучению математике; б) частных (специальных) методов обучения математике, опережающих основные методы познания, используемые в математике. Это обусловлено тем, что: