Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 15:07, курсовая работа
Комбинаторика - раздел математики, посвященный решению задач выбора и расположения элементов некоторого, обычно конечного, множества в соответствии с заданными правилами. Каждое такое правило определяет способ построения некоторой конструкции из элементов исходного множества, называемой комбинаторной конфигурацией. Поэтому можно сказать, что целью комбинаторики является изучение комбинаторных конфигураций, в частности, вопросы их существования, алгоритмы построения, решение задач на перечисление.
Введение………………………………………………………………………2
Типы комбинаторных задач…………………………………………………3
Разные статистики…………………………………………………………..4-6
Выбор без возвращения с учетом порядка…………………………………...7
Выбор без возвращения и без учета порядка……………………………….8
Выбор с возвращением и с учетом порядка………………………………9
Выбор с возвращения без учета порядка…………………………………..10
Примеры…………………………………………………………………11-12
Таблица решения комбинаторных задач……………………………………13
Дополнение………...………………………………………………………14-18
Заключение………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………20
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Типы комбинаторных задач………………
Разные статистики…………………………………
Выбор без возвращения с учетом порядка…………………………………...7
Выбор без возвращения и без учета порядка……………………………….8
Выбор с возвращением и с учетом порядка………………………………9
Выбор с возвращения без учета порядка…………………………………..10
Примеры……………………………………………………………
Таблица решения
комбинаторных задач……………………………
Дополнение………...……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Комбинаторика - раздел математики,
посвященный решению задач
Примерами комбинаторных конфигураций являются перестановки, размещения и сочетания блок-схемы и латинские квадраты.
Комбинаторика1 - один из разделов дискретной математики, который приобрела важное значение в связи с использованием его в теории вероятностей, математической логике, теории чисел, вычислительной технике, кибернетике.
Целый ряд комбинаторных задач возникает при разбиении множеств на части: найти, сколькими способами можно разложить n предметов по k ящикам; найти, сколькими способами можно число n записать в виде суммы k слагаемых, и т.д.
Типы комбинаторных задач.
1. Магический квадрат - квадратная таблица (n * n) целых чисел от 1 до nќ такая, что суммы чисел вдоль любого столбца, любой строки и двух диагоналей таблицы равны одному и тому же числу s= n(nќ+1)/2. Число n называют порядком магического квадрата. Доказано, что магический квадрат можно построить для любого n , начиная с n = 3. Уже в средние века был известен алгоритм построения магических квадратов нечетного порядка. Существуют магические квадраты, удовлетворяющие ряду дополнительных условий, например магический квадрат с n=8 , который можно разделить на четыре меньших магических квадрата 4x4. В Индии и некоторых других странах магические квадраты употреблялись как талисманы. Однако общей теории магических квадратов не существует. Неизвестно даже общее число магических квадратов порядка n.
2. Латинский квадрат - квадратная матрица порядка n, каждая строка и каждый столбец которой являются перестановками элементов конечного множества S, состоящего из n элементов.
3. Задача размещения - одна из классических комбинаторных задач, в которой требуется определить число способов размещения m различных предметов в n различных ячейках с заданным числом r пустых ячеек.
4. Задача коммивояжера, задача о бродячем торговце - комбинаторная задача теории графов. В простейшем случае формулируется следующим образом: даны n городов и известно расстояние между каждыми двумя городами; коммивояжер, выходящий из какого-нибудь города, должен посетить n-1 других городов и вернуться в исходный. В каком порядке должен он посещать города (по одному разу каждый) чтобы общее пройденное расстояние было минимальным? Методы решения задачи коммивояжера, по существу, сводятся к организации полного перебора.
Мы знаем, что n различных частиц можно распределить no m ячейкам тn способами. Если все эти тn способов при заданной энергии имеют равную вероятность, то говорят о статистике Максвелла — Больцмана.
Изучение квантовых явлений показало, что к участвующим в них частицам (фотонам, электронам и т. д.) не применима статистика Максвелла — Больцмана, При этом все частицы распадаются на два класса. К одному из них принадлежат частицы, неразличимые друг от друга. Поэтому для таких частиц имеет значение лишь то, сколько частиц попало в ту или иную ячейку, а не то, какие именно частицы в ней находятся.
Статистику неразличимых частиц, в которой все эти способы считаются равновероятными, разработали Эйнштейн и индийский ученый Бозе. Поэтому ее называют статистикой Бозе — Эйнштейна. Ей подчиняются фотоны, атомные ядро и атомы, содержащие четное число элементарных частиц.
Еще необыкновеннее статистика, которой подчиняются такие частицы, как электроны, протоны и нейтроны. Для этих частиц действует так называемый запрет Паули, по которому две частицы не могут одновременно попасть в одну и ту же ячейку. Поэтому в соответствующей статистике, разработанной английским физиком Дираком и итальянским ученым Ферми, статистике Ферми-Дирака, в каждой ячейке находится не более одной частицы, причем различные распределения, удовлетворяющие указанному условию, считаются равновероятными.
Есть урна, (то есть ящик), содержащая n занумерованных объектов, которые мы без ограничения общности будем считать шариками. Мы выбираем из этой урны k шариков. Нас интересует, сколькими способами можно выбрать k шариков из n, или сколько различных результатов (то есть наборов, состоящих из k шариков) получится.
На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, пока мы не определимся с различными результатами выбора.
Рассмотрим следующие возможные схемы выбора:
1. Выбор с возвращением:
каждый выбранный шарик
2. Выбор без возвращения: выбранные шарики в урну не возвращаются, и в полученном наборе не могут встречаться одни и те же номера (выборка без повторений).
И в том, и в другом случае результатом выбора является набор из k номеров шариков. Удобно считать, что шарики всегда выбираются последовательно, по одному (с возвращением или без).
Условимся, какие результаты мы будем считать различными.
Есть ровно две возможности.
1. Выбор с учетом порядка:
два набора номеров шариков
считаются различными, если они
отличаются составом или
2. Выбор без учета порядка:
два набора номеров шариков
считаются различными, если они
отличаются составом. Наборы, отличающиеся
лишь порядком следования
Подсчитаем теперь, сколько же возможно различных результатов при каждой из четырех схем (выбор с возвращением и без, и в каждом из этих случаев учитываем ли мы порядок или нет).
Выбор без возвращения, с учётом порядка.
Общее количество различных наборов при выборе k элементов из n без возвращения и с учётом порядка равняется
Общее количество выборок в схеме выбора k элементов из n без возвращения и с учетом порядка определяется формулой и называется числом размещений из n элементов по k элементов.
Первый шарик можно выбрать n способами. При каждом из этих способов второй шарик можно выбрать n-1 способом, и т.д. Последний k-й шарик можно выбрать (n-k+1) способом. Общее число способов выбора равно
Число возможных перестановок множества из n элементов есть n!
Выбор без возвращения и без учёта порядка
Общее количество различных наборов при выборе k элементов из n без возвращения и без учёта порядка равняется
Заметим, что из каждой выборки данного состава (состоящей из k элементов) можно образовать k! выборок, отличающихся друг от друга только порядком элементов.
То есть число выборок, различающихся еще и порядком, в k! раз больше, чем число выборок, различающихся только составом.
Выбор с возвращением и с учетом порядка.
Общее количество выборок в схеме выбора k элементов из n с возвращением и с учетом порядка определяется формулой
Первый шарик можно выбрать n способами. При каждом из этих способов второй шарик можно выбрать также n способами, и так k раз.
Выбор с возвращением и без учёта порядка
Общее количество различных наборов при выборе k элементов из n с возвращением и без учёта порядка равняется
и называется числом сочетаний из n элементов по k элементов.
Задача 1. Сколькими способами можно выбрать три из пяти букв слова «пенал»?
Решение: n=5(общее количество букв), выбираем три, значит к=3.
Подставляем в формулу: =5!/3!(5!–3!)=5!/3!2!=10.
Задача 2. Сколькими способами можно выбрать двух из четырёх гостей?
Решение: n=4, выбираем двух, значит к=2. Подставляем в формулу:
Задача 3.Сколько трёхзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, если цифры в числах не повторяются?
Решение: Из множества, содержащего 7 различных элементов, выбираются 3 элемента. Порядок существенен (31 и 13 – разные числа), элементы не могут повторяться. Следовательно, необходимо найти число размещений без повторений из семи элементов по три элемента в каждом, т. е.
Задача 4. 10 спортсменов разыгрывают одну золотую, одну серебряную и одну бронзовую медали. Сколькими способами эти медали могут быть распределены между спортсменами?
Решение. Предположим, что спортсмены пронумерованы числами от 1 до 10 и – номера спортсменов, получивших золотую, серебряную и бронзовую медали. (х1,х2,х3)
Каждому такому распределению медалей соответствует строка (х1,х2,х3) , состоящая из различных чисел (номеров спортсменов).
Обратно каждой строке (х1,х2,х3) соответствует способ распределения медалей.
Следовательно, число
способов распределения
Задача 5. В почтовом отделении продаются открытки десяти видов. Сколькими способами можно купить здесь набор из восьми открыток, если открыток каждого вида имеется не менее восьми штук?
Решение: Рассматриваемое множество состоит из 10 различных элементов (виды открыток), а подмножество – из 8 (открытки каждого вида). Следовательно, наборов можно составить
= (10+8–1)!/8!(10–1)!=17!/8!9!=
Задача 6. Сколько можно построить различных прямоугольных параллелепипедов, если длина каждого его ребра может выражаться любым целым числом от1 до10?
Решение: Рассматриваемое множество состоит из 10 различных элементов (длина ребра), а подмножество – из 3х (высота, ширина, длина – т. е. по три разных ребра). Следовательно, различных прямоугольных параллелепипедов можно построить =(10+3–1)!/3!(10–1)!= 12!/3!9!=220
Задача 7. Сколькими способами можно разложить в два кармана 9 монет разного достоинства?
Решение: Рассматриваемое множество состоит из 2 элементов (2 кармана), а выборка –из 9 (количество монет). Здесь необходимо составить размещения с повторениями.
Задача 8. Сколькими способами можно распределить 12 различных учебников между четырьмя студентами?
Решение: Рассматриваемое множество состоит из 4 элементов (4 студента), а выборка – из 12 (количество учебников). Здесь необходимо составить размещения с повторениями.
Таблица решения
комбинаторных задач.
Анализируя условие задачи, определяют, какой из двух моделей оно соответствует (какое «действие» осуществляется с предметами: выбирают их, или размещают).
В случае если необходимо найти количество комбинаций размещений, находят в таблице «Число исходов размещения m шаров по n коробкам» (это верхняя часть таблицы). Затем определяют тип предметов (шаров), различимы они или неразличимы и тип размещений (с повторением или без повторения). На пересечении выбранных столбца и строки находят способ определения количества комбинаций.