Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:44, курсовая работа
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока математики: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Урок математики в начальных классах…………………………..…5
Урок математики в начальных классах……………………..……..5
Типы уроков математики…………………………………………...6
Различные подходы к построению урока математики…………....8
ГЛАВА 2. Методика организации и проведения устного счета …………….11
Место устного счета в структуре урока математики …………………..11
Особенности организации устного счета на уроках математики………………………………………………….……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
В каждой дидактической системе обучения урок имеет свои особенности, которые учитель может установить, изучив соответствующие методические пособия. Проведение урока по учебнику автора системы - это еще не значит, что мы получим тот же результат. Ожидаемых результатов, намеченных автором системы, можно получить, прежде всего, при соблюдении следующих условий:
1) строгое соблюдение
дидактических принципов
2) выполнение основных, специфичных для данной системы, требований к уроку;
3) владение технологией
развивающего обучения, прежде всего,
развития математических
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 (например прием для случая 900•7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9•7). К письменным, относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100. [7]
Устная работа на уроках математики в начальной школе, а особенно в первом классе, имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”. И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор. Это по мнению В.С. Кравченко, приводит к некоторым неудобствам, так как термин “устный счёт” используется, кроме того, и в своём естественном смысле, то есть вычисления, производимые устно, в уме, без записей. В связи с этим вместо термина “устный счёт”, удобнее пользоваться термином “устные упражнения”. [10]
Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка”: важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.[5]
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех трех, четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Так как уроки математики в начальных классах как правило имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению познавательного интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений. [7]
Можно выделить следующие виды устных вычислений:
1. Слуховые упражнения: считающий воспринимает данные числа на слух, ничего не пишет и никакими пособиями не пользуется.
2. Зрительные упражнения: считающий воспринимает числа зрением, при этом применяются различные наглядные пособия.
3. Зрительно - слуховые упражнения: числа воспринимаются на слух и зрением. [3]
Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.
Исторически сложилось, что одним из этапов урока является устный счет, где детям предлагаются разные виды и формы устных упражнений. Этот этап очень важен, так как именно здесь происходит подготовка детей к восприятию нового. Устные упражнения способствуют выработке вычислительных навыков, быстрой обратной связи, повышают эффективность урока, дисциплинируют детей в начале урока и помогают снять усталость в конце урока. Выполнение устных упражнений позволяет учителю вырабатывать беглость счета, самостоятельность выполнения, судить о степени усвоения материала. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность детей, развивают память, математическую речь, внимание, наблюдательность, позволяют экономить время.
Немаловажную роль при проведении устных упражнений играет форма их подачи. Всем известно, что дети запоминают все, что интересно и занимательно. Поэтому важно учителю преподнести материал таким образом, чтобы в максимальной степени развить у детей любознательность к нему, вызвать заинтересованность. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся, что позволит сделать работу школьников более продуктивной.
Готовясь к уроку, учитель должен наметить целевую установку устных вычислений и соответственно этому подобрать упражнения, соблюдая строгую последовательность в подборе материала. Устный счёт актуализирует знания детей, необходимые именно на данном уроке. Выбирает из массы полученных знаний те, которые способствуют открытию нового материала, а не запоминанию в готовом виде.
Устные упражнения весьма ценны в методическом отношении, когда используется как подготовительная ступень при объяснении нового материала (в соответствии с известным дидактическим принципом « от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному») и особенно при переходе к решению трудных задач. Они вносят разнообразие в преподавание математики, способствуют закреплению знаний и дают возможность быстро проверять эти знания.
Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне навыка. [7]
Для проведения устных упражнений существует множество форм их проведения, но все они являются деятельностными, позволяют каждому ученику проявить свои умения соответственно возрасту, интересам, уровню развития, создают ситуацию успеха.
Чтобы устный счет был интересным, занимательным, вызывал активность и внимательность детей, нужно по возможности его разнообразить.
Часто на уроках используются наглядные пособия и разнообразный дидактический материал. Чтобы разнообразить формы занятий по устному счету и развить зрительную память, учитель должен время от времени проводить устные вычисления молча, записывая четко пример или задачу на классной доске. Но это отнимает много времени, и потому в чередовании слуховых и зрительных упражнений большую помощь оказываю плакаты (на которых пишут примеры или задачи), таблицы, счетные фигуры и другие наглядные пособия.
Учитель молча (с помощью указки) предлагает учащимся решать написанные на доске или в таблице примеры.
Немые (жестом) или краткие словесные указания учителя о том, что ученики должны делать, имеют важное значение для воспитания у учащихся внимания.
Кроме того, учитель может дать каждому ученику текст одного и того же примера или задачи и предрешить самостоятельно (устно). [2]
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.
На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.
Устный счет это не случайный
этап урока, он находится в методической
связи с основной темой и носит проблемный
характер.
Устный счет активизирует мыслительную
деятельность учащихся. При их выполнении
активизируется, развиваются память, речь,
внимание, способность воспринимать сказанное
на слух, быстрота реакции.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
1) достижение поставленных
целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать,
переносить полученные знания на новые
задания. [7]
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
Устный счет может быть построен в следующей форме:
Информация о работе Устный счет на уроках математики в начальных классах