Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа
В ходе исследования выдвинута гипотеза: «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Отобрать материал по теме «Виды, формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике в начальной школе».
3. Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогическая характеристика
1.1 Знания…………………………………………………………………..6
1.2 Умения………………………………………………………………….6
1.3 Навыки………………………………………………………………….7
2. Роль функции контроля знаний, умений и навыков в начальной школе
2.1 Цели контроля и его принципы…………………………………...…..9
2.2 Функции контроля…………………………………………………….10
3. Оценка результатов по математике
3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14
3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16
3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17
3.4 Характеристика цифровой отметки. Словесной оценки…………....18
3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19
3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21
4. Виды и особенности контроля по математике
4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22
4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23
4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23
5. Методы и формы организации контроля по математике
5.1 Устный опрос. Методика устной проверки……………….……...…..25
5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27
5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33
Практическая часть…………………………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………….……41
Список литературы…………………………………………..……………..43
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется, как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверки проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков установленными государственным эталоном (стандартом), а оценка выражает реакцию на степень и качество это соответствие (отлично, хорошо, удовлетворительно). И плохо, таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности учеников класса, учителей, родителей и др. и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей о отдельных перспективах, внесение необходимых коррективов в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
Воспитательная функция выражается в рассмотрение формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, как фактору преодоления заниженной самооценке учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимает у школьников страх перед контрольными работами. Снижает уровень тревожности, формирует правильные целевые установки, ориентирует на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания трудовой воли, привычки, настойчивости, к регулярному труду.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным ученикам и классам в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая проблемы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащимся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Прогностическая функция проверки служит получении опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (темы, раздела).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Является информационная функция основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность и возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего этого процесса, так и со стороны ведомого.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить проблемы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки своей деятельности («что я делаю не так», «что нужно сделать чтобы») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь меду педагогом и обучающимся.
Оценка есть определения качества достигнутым школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
Прежде всего, нужно учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др. Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Не менее важно требование объективности оценки. Это проявляется, прежде всего, в том, что оценивается результат деятельности ученика. Личные отношения учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что не редко педагог делит учеников на отличников, хорошистов, троечников и, не взирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику – завышает, а троечнику – занижает.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценки является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить исправить ошибки. Ученик не принимает участие в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается («не подсказывай» - а он нашел у соседа ошибку; «исправил» - а он у себя нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждения в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности, является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе,: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулами положительного отношения к учению. Это касается, прежде всего, умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умения сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
В основе данного оценивания лежат следующие показатель: правильность выполнения и объем выполнения задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих
на снижение оценки по математике
Ошибки:
Недочеты:
Снижение отметки за общие впечатления от работы допускается в случаях, указанных выше.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
Недочеты:
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и годовых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увеличение «процентоманией», субъективность выставляемых отметок. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировку на «среднюю отметку», выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право использовать плохую отметку, более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за контрольную работу по математике «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.
Таким образом, следует бороться с фетишизацией отметки как единственного «орудие» формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и «процентомании». Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Еще одной важной проблемой
деятельности оценивания являются разные
подходы к использованию
Отметкой оценивание результат определенного этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы счета; пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и не осознанные знания. Исходя, из этого оценивать отметкой этот этап нецелесообразно.