Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования выдвинута гипотеза: «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Отобрать материал по теме «Виды, формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике в начальной школе».
3. Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогическая характеристика
1.1 Знания…………………………………………………………………..6
1.2 Умения………………………………………………………………….6
1.3 Навыки………………………………………………………………….7
2. Роль функции контроля знаний, умений и навыков в начальной школе
2.1 Цели контроля и его принципы…………………………………...…..9
2.2 Функции контроля…………………………………………………….10
3. Оценка результатов по математике
3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14
3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16
3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17
3.4 Характеристика цифровой отметки. Словесной оценки…………....18
3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19
3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21
4. Виды и особенности контроля по математике
4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22
4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23
4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23
5. Методы и формы организации контроля по математике
5.1 Устный опрос. Методика устной проверки……………….……...…..25
5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27
5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33
Практическая часть…………………………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………….……41
Список литературы…………………………………………..……………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

С помощью математического  диктанта можно проверить знания, умения и навыки учащихся по определенному  одному вопросу. К какой форме  проверки ребята должны быть приучены. Наблюдение показывает, что учащиеся плохо воспринимают на слух, не были сосредоточены на работе, не собрались с мыслями, прокрутились, прослушали.

2. Тестирование.

Цель: Выявление усвоения знаний в концентре 20, проверка вычислительных навыков.

Методика проведения теста: Для проведения тестирования, мною были розданы учащимся листы с десятью заданиями. Каждому заданию соответствовал один правильный ответ, который нужно было определить из трех данных ответов. Объем теста 7- 8 минут.

 

«Сложение и вычитание  в пределах 20»

Вариант 2.

  1. Найди сумму, равную 12

8 + 4;           9 + 2;           7 + 7.

2. на сколько надо увеличить 8, чтобы получить 13?

На 4;             на 5;           на 6.

3. Какое число больше, чем 5, на 6 единиц?

1;        11;         12.

4. К какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 12

8;         10;         9.

5. Какое число получится, если 12 уменьшить на 8 единиц?

6;            5;         4.

6. Найди верную запись числа 17 в виде суммы двух чисел.

17 = 20 – 3                 17 = 9 + 8                17 = 9 + 7.

 

7. Какой знак (+ или - ) надо поставить вместо точек, чтобы равенство стало верным?

14… 10 – 4 = 0

8. Найди значение выражения 16 – 7 + 8

16;       17;        1.

9. Найди значение выражения 7 + (10 – 5)

11;       12;         13.

10. Найди двузначное число, которое больше суммы чисел 9 и 5

14;       13;         16.

Оценивание.

9 – 10 баллов – «5»

6 – 8 баллов – «4»

4 – 5 баллов – «3»

3 и меньше баллов  – «2»

Наблюдение показало, что метод тестирования может  применяться в начальных классах. Тестирование проверяет усвоение отдельных  разделов и тем в учебном процессе кроме того, этот процесс весьма трудоемкий и отнимает у учителя много времени при подготовке. Но главным достоинством тестов является объективность. Однако разработанных тестов нет, и приходится разрабатывать тесты и размножать на каждого учащегося. Так как тест проводился впервые в этом классе то было много затрачено времени на объяснение методики работы.

3. Контрольная работа.

Цель: Проверить и закрепить  нумерацию в пределах 100, уметь  заменять сложение умножением; умение находить значения выражений.

Методика проведения контрольной работы: Учитель записывает задания для двух вариантов. Затем  знакомит учащихся с заданиями, и  только после этого ребята приступают к их выполнению.

 

 

«Конкретный смысл умножения»

I

II

1. Составь краткую запись и реши задачу:

 В баке было 80 литров  воды. На полив огорода истратили  64 литра. Затем долили в бак  45 литров. Сколько литров воды  стало в баке?

 В актовом зале  стояло 36 стульев. Перед праздником  принесли в зал еще 55 стульев.  Сколько стульев осталось в зале, если после праздника вынесли 70 стульев?

2. Сделай к задаче  рисунок и реши ее:

К чаю подали 3 тарелки  с пирожками по 5 пирожков на каждой. Сколько всего пирожков подали к  чаю?

Дети посадили 3 ряда яблонь по 7 яблонь в ряду. Сколько всего яблонь посадили дети?

3. замени сложение  умножением, найди значение выражения:

6 + 6 + 6 + 6                 9 + 9 + 9

7 + 7 + 37

5 + 5 + 5 + 5                    8 + 8 + 8

9 + 6 + 9

4. Вычисли, заменяя  умножение сложением:

5 * 4          8 * 5                7 * 4

6 * 4           9 * 5              4 * 5

5. Найди значение второго  выражения, используя значение  первого:

9 * 4 = 36    7 * 7 = 49    5 * 8 = 40

9 * 5 = ð      7 * 6 = ð     5 * 9 = ð

8 * 4 = 32    6 * 6 = 36    7 * 8 = 56

8 * 5 = ð      6 * 5 = ð     7 * 9 = ð

* Продолжи ряд (запиши  еще 4 числа):

3 , 8 , 13

36 , 33 , 30

( 18 , 23 , 28 , 33 )

( 27 , 24 , 21 , 18 )


 

Из наблюдений можно  сделать вывод, что контрольная  работа больше времени учащимся подумать, порешать, сделать выводы. Проверяя знания и умения этим методом мы будем иметь глубокое представление об уровне усвоения учебного материала. Ведь контрольная работа дает возможность проверки одного из разделов учебника, именно в этой форме (проверки) используются различные виды заданий.

Вывод: Что с помощью  проверки знаний, умений и навыков  разными формами и методами мы ведем наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала. Каждый из видов, форм и методов проверки знаний, умений и навыков имеет  свое место в учебном процессе. Именно рациональное применение на определенных этапах: форм и методов проверки ЗУН, помогает «обнаружить пробелы в восприятии, осознании, осмыслении и запоминании» учащимися определенного материала. Эффективность форм и методов проверки ЗУН является использование учителем не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Главное, чтобы контроль позволял учителю не только правильно оценивать уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и видеть свои собственные удачи и промахи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Совершенствование учебного воспитательного процесса в целом  или отдельных его компонентов (форм, методов, и средств обучения и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся знания, как они умеют применять их на практике для решения самых разных задач. Значение контроля знаний, умений и навыков (далее ЗУНов) учащихся состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала.

Систематический контроль знаний и умений – одно из основных условий повышения качеств обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работа, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающимся. Систематический учет знаний, умений, навыков школьников помогает своевременно «обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании их действий, в применении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью» (Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 1986, с. 147). В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценивать уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не ново, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Александрова Э.И.  Математика 2 класс. М.: Инфолайн, 1995. – с.40.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметки. – М.: Знание, 1980. – с.123.

3. Антоновский М.Л.  Учебник на уроках алгебры.  – М.: Просвещение, 1980. – с.144.

4. Бабанский Ю.К. –  М.: Просвещение, 1988. – с.56.

5. Бантова М.А. Методика  преподавания математики в начальных  классах. – М.: Просвещение, 1979. –  с.121.

6. Дебашина Е.Ю. Самостоятельная  работа на уроках математики  в условиях развивающего обучения //Начальная школа. – 2003. - № 7. – с. 28.

7. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2001. – с.273.

8. Калинина И.Г. Математика //Начальная школа. – 1997. - №  11. – с.72.

9. Карпова Н.В. Организация  контроля знаний, умений и навыков  на уроках математики //Начальная школа. – 2004. - № 4. – с.60.

10. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный  подход в системе обучения  по математике //Начальная школа.  – 2004. - № 4. – с.60.

11. Ордынкина И.С. Математический  диктант // Начальная школа. –  1996. - № 11. – с.31.

12. Осипова Г.М. Для  группового контроля знаний //Начальная  школа. – 1986. - № 5. – с.43.

13. Полозова Т.П. Роль  самоконтроля в формировании  вычислительных навыков //Начальная  школа. – 1985. - № 3.

 14. Рыбина Н.П. Тесты по математике //Начальная школа. – 1997. – № 11. – с.44.

15. Смирнов И.Б. Педагогика. – М.: Академия, 2001. – с.44.

16. Тикунова Л.И. Математический  диктант //Начальная школа. –  1997. - № 4. – с.79.

14. Уткина Н.Г. Проверочные  работы .- М.: Просвещение, 1981. – с.122.

18. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики 1 – 3 кл. – М.: Просвещение, 1984. – с.142.

19. Фирсина Е.Г. Формирование  учебной самостоятельности учащихся //Начальная школа. – 2004. – №  11. – с.37.

20. Шикова Р.Н. Формирование  самоконтроля в процессе обучения  младших школьников //Начальная школа. – 2000. - № 1. – с.37.

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе