Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа
В ходе исследования выдвинута гипотеза: «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Отобрать материал по теме «Виды, формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике в начальной школе».
3. Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогическая характеристика
1.1 Знания…………………………………………………………………..6
1.2 Умения………………………………………………………………….6
1.3 Навыки………………………………………………………………….7
2. Роль функции контроля знаний, умений и навыков в начальной школе
2.1 Цели контроля и его принципы…………………………………...…..9
2.2 Функции контроля…………………………………………………….10
3. Оценка результатов по математике
3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14
3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16
3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17
3.4 Характеристика цифровой отметки. Словесной оценки…………....18
3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19
3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21
4. Виды и особенности контроля по математике
4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22
4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23
4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23
5. Методы и формы организации контроля по математике
5.1 Устный опрос. Методика устной проверки……………….……...…..25
5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27
5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33
Практическая часть…………………………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………….……41
Список литературы…………………………………………..……………..43
С помощью математического диктанта можно проверить знания, умения и навыки учащихся по определенному одному вопросу. К какой форме проверки ребята должны быть приучены. Наблюдение показывает, что учащиеся плохо воспринимают на слух, не были сосредоточены на работе, не собрались с мыслями, прокрутились, прослушали.
2. Тестирование.
Цель: Выявление усвоения знаний в концентре 20, проверка вычислительных навыков.
Методика проведения теста: Для проведения тестирования, мною были розданы учащимся листы с десятью заданиями. Каждому заданию соответствовал один правильный ответ, который нужно было определить из трех данных ответов. Объем теста 7- 8 минут.
«Сложение и вычитание в пределах 20»
Вариант 2.
8 + 4; 9 + 2; 7 + 7.
2. на сколько надо увеличить 8, чтобы получить 13?
На 4; на 5; на 6.
3. Какое число больше, чем 5, на 6 единиц?
1; 11; 12.
4. К какому числу надо прибавить 3, чтобы получить 12
8; 10; 9.
5. Какое число получится, если 12 уменьшить на 8 единиц?
6; 5; 4.
6. Найди верную запись числа 17 в виде суммы двух чисел.
17 = 20 – 3 17 = 9 + 8 17 = 9 + 7.
7. Какой знак (+ или - ) надо поставить вместо точек, чтобы равенство стало верным?
14… 10 – 4 = 0
8. Найди значение выражения 16 – 7 + 8
16; 17; 1.
9. Найди значение выражения 7 + (10 – 5)
11; 12; 13.
10. Найди двузначное число, которое больше суммы чисел 9 и 5
14; 13; 16.
Оценивание.
9 – 10 баллов – «5»
6 – 8 баллов – «4»
4 – 5 баллов – «3»
3 и меньше баллов – «2»
Наблюдение показало,
что метод тестирования может
применяться в начальных
3. Контрольная работа.
Цель: Проверить и закрепить нумерацию в пределах 100, уметь заменять сложение умножением; умение находить значения выражений.
Методика проведения контрольной работы: Учитель записывает задания для двух вариантов. Затем знакомит учащихся с заданиями, и только после этого ребята приступают к их выполнению.
«Конкретный смысл умножения»
I |
II |
1. Составь краткую запись и реши задачу: | |
В баке было 80 литров воды. На полив огорода истратили 64 литра. Затем долили в бак 45 литров. Сколько литров воды стало в баке? |
В актовом зале стояло 36 стульев. Перед праздником принесли в зал еще 55 стульев. Сколько стульев осталось в зале, если после праздника вынесли 70 стульев? |
2. Сделай к задаче рисунок и реши ее: | |
К чаю подали 3 тарелки с пирожками по 5 пирожков на каждой. Сколько всего пирожков подали к чаю? |
Дети посадили 3 ряда яблонь по 7 яблонь в ряду. Сколько всего яблонь посадили дети? |
3. замени сложение умножением, найди значение выражения: | |
6 + 6 + 6 + 6 9 + 9 + 9 7 + 7 + 37 |
5 + 5 + 5 + 5 8 + 8 + 8 9 + 6 + 9 |
4. Вычисли, заменяя умножение сложением: | |
5 * 4 8 * 5 7 * 4 |
6 * 4 9 * 5 4 * 5 |
5. Найди значение второго выражения, используя значение первого: | |
9 * 4 = 36 7 * 7 = 49 5 * 8 = 40 9 * 5 = ð 7 * 6 = ð 5 * 9 = ð |
8 * 4 = 32 6 * 6 = 36 7 * 8 = 56 8 * 5 = ð 6 * 5 = ð 7 * 9 = ð |
* Продолжи ряд (запиши еще 4 числа): | |
3 , 8 , 13 36 , 33 , 30 |
( 18 , 23 , 28 , 33 ) ( 27 , 24 , 21 , 18 ) |
Из наблюдений можно сделать вывод, что контрольная работа больше времени учащимся подумать, порешать, сделать выводы. Проверяя знания и умения этим методом мы будем иметь глубокое представление об уровне усвоения учебного материала. Ведь контрольная работа дает возможность проверки одного из разделов учебника, именно в этой форме (проверки) используются различные виды заданий.
Вывод: Что с помощью проверки знаний, умений и навыков разными формами и методами мы ведем наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала. Каждый из видов, форм и методов проверки знаний, умений и навыков имеет свое место в учебном процессе. Именно рациональное применение на определенных этапах: форм и методов проверки ЗУН, помогает «обнаружить пробелы в восприятии, осознании, осмыслении и запоминании» учащимися определенного материала. Эффективность форм и методов проверки ЗУН является использование учителем не только общепринятые формы контроля, но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Главное, чтобы контроль позволял учителю не только правильно оценивать уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и видеть свои собственные удачи и промахи.
Заключение
Совершенствование учебного воспитательного процесса в целом или отдельных его компонентов (форм, методов, и средств обучения и воспитания школьников) невозможно без проверки того, как усвоили учащиеся знания, как они умеют применять их на практике для решения самых разных задач. Значение контроля знаний, умений и навыков (далее ЗУНов) учащихся состоит в том, что с его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдения за уровнем усвоения школьниками программного материала.
Систематический контроль
знаний и умений – одно из основных
условий повышения качеств
Список литературы
1. Александрова Э.И. Математика 2 класс. М.: Инфолайн, 1995. – с.40.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение. Отметки. – М.: Знание, 1980. – с.123.
3. Антоновский М.Л. Учебник на уроках алгебры. – М.: Просвещение, 1980. – с.144.
4. Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 1988. – с.56.
5. Бантова М.А. Методика
преподавания математики в
6. Дебашина Е.Ю. Самостоятельная
работа на уроках математики
в условиях развивающего
7. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2001. – с.273.
8. Калинина И.Г. Математика //Начальная школа. – 1997. - № 11. – с.72.
9. Карпова Н.В. Организация контроля знаний, умений и навыков на уроках математики //Начальная школа. – 2004. - № 4. – с.60.
10. Кураченко З.В. Личностно-
11. Ордынкина И.С. Математический диктант // Начальная школа. – 1996. - № 11. – с.31.
12. Осипова Г.М. Для группового контроля знаний //Начальная школа. – 1986. - № 5. – с.43.
13. Полозова Т.П. Роль
самоконтроля в формировании
вычислительных навыков //
14. Рыбина Н.П. Тесты по математике //Начальная школа. – 1997. – № 11. – с.44.
15. Смирнов И.Б. Педагогика. – М.: Академия, 2001. – с.44.
16. Тикунова Л.И. Математический диктант //Начальная школа. – 1997. - № 4. – с.79.
14. Уткина Н.Г. Проверочные работы .- М.: Просвещение, 1981. – с.122.
18. Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики 1 – 3 кл. – М.: Просвещение, 1984. – с.142.
19. Фирсина Е.Г. Формирование
учебной самостоятельности
20. Шикова Р.Н. Формирование
самоконтроля в процессе