Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:05, реферат
Возникновение математических понятий произошло задолго до появления собственно математических текстов. Некоторые ученые, например известный немецкий математик М. Кантор (Cantor) считали, что счёт имеется уже у животных. По М. Кантору, “счёт, поскольку под ним подразумевают лишь сознательное сведение воедино определенных сущностей, не составляет особенности человека, ибо утка также считает своих утят”. Современные исследователи отмечают, что животные разных видов, начиная с рептилий, обладают способностями обобщения по признаку “соответствие”, абстрагирования, ряд позвоночных способны к зачаткам “символического мышления человека”.
Вторым предварительным условием создания числовой системы была гомогенизация перечисляемых объектов. Это осуществляется с помощью отнесения произвольно выбранных для счета предметов к элементам возможно более однородного вспомогательного множества: камешкам, раковинам, палочкам и т. п. Собственно творческим моментом является при этом перенос обозначений числа на элементы вспомогательного множества. Значение этой процедуры на пути к созданию числовой системы состоит в том, что с ее помощью осуществляется абстрагирование от всех вещественных, или предметных, свойств определенного множества, за исключением числовых характеристик. Обозначение числа и понятие о числе - далеко не одно и то же”.
На третьем
этапе появление множества
С развитием хозяйства возникла потребность в расширении пространства счета. При возникновении потребности в расширении числовой области низшие числительные, зачастую, просто повторялись.
Например, у племени обитающего в бухте Купера: 1 - “гуна”, 2- “баркула”, 3 - “баркула - гуна”, 4 - “баркула - баркула”. В некоторых языках множественное число образуется простым повторением, так, на языке хинди “бхай” - брат, “бхай-бхай” – братья.
На языке “одного из островов Торресова пролива существуют следующие наименования: 1 - урапун, 2 - окоза, 3 - окоза-урапун, 4 - окоза-окоза, 5 - окоза-окоза-урупун, 6 - окоза-окоза-окоза и т.д.
Индийское племя абипонов полтора века назад вело счет таким образом: 1 - инитара, 2 - иньоака, 3 - иньоака - инитара, а далее употреблялись специальные названия числительных, основанные уже на пятиричной системе”.
Однако необходимость счета больших количеств выявил неспособность прежнего способа счета (когда низшие числительные повторяются) справится с этой задачей. “Высшим числам даются особые названия, возникают высшие числительные”. (4., С. 16.). Крайние числительные теперь простираются гораздо дальше 10 и даже 20. За крайним числом по-прежнему простирается неопределенное “много”. (Интересно, что у русских названия “пыль”, “звезды”, “тьма” были равнозначны понятию “много”).
Серьёзную потребность в выработке количественных исчислений и оценок вызвал зарождающийся обмен между родами и племенами.
Как отмечал Э. Кольман: “Первоначально обмен не носил характера сделки. Только постепенно обмен стал строится на стоимостной оценке обмениваемых продуктов” (4., С. 14.). В те времена обмен у первобытных народов строился на основе наглядных установлений взаимных соответствий, иначе говоря, - визуального определения соответствий обмениваемых предметов. Первоначально при обмене предметов, пишет Э. Кольман, “не считали количество их элементов, а чувственно - наглядно устанавливали взаимно однозначные соответствия этих элементов…”. (4., С. 15.). “Так, по описаниям Дж. Моргана, двое мужчин австралийских племён с каждой стороны “приносили угрей и коренья на длинных кусках коры. Затем они переносили их на голове с одной стороны на другую, пока все количество не было обменено». Отдельные остатки или отголоски этого способа обмена сохранились и у некоторых африканских племен.
Позднее, через
десятки тысяч лет установилась
меновая стоимость, “однако, представление
о качестве обмениваемых предметов,
их массе, размерах, весе и т.п. еще
не играло решающей роли. Так, например,
в “Иллиаде” указывается
При своем появлении понятие числа было неотделимо от понятия измерения, “легшего затем в основу геометрии”.
О времени появления
понятия числа у народов
Стоит отметить, что у большинства народов названия десятков образуется по схеме n • 10, где n - число десятков (например, двадцать, тридцать, пятьдесят и т.д.).
“В этой связи очень интересны исключения во французском языке, где 70 - называется soixante - dix (60+10), 80 - quatre - vingt (4 • 20), 90 - quatre - vingt- dix (4 • 20+10), т.е. начиная с 70 французы считают не десятками, а двадцатками. Более последовательно счет двадцатками проведен в грузинском языке, где 10 - ати, 20 - оци, 30 - оидати (20+10), 40 - ормоци (2 • 20), 50 - ормоцдати (2 • 20+10), 60 - самоци (3 20) и т.д.”.
Интересно отметить, что в большинстве современных языков “названия числительных основаны на десятичной системе, т.е. на представлении чисел в виде суммы числа единиц (до 10), числа десятков (до 100), числа сотен (до 1000) и т.д. Несомненно, что в основе этой системы лежит счет на пальцах. Именно так полагал Аристотель, к мнению которого уместно добавить еще слова А. Лебега: “Возможно, что если бы люди имели одиннадцать пальцев, была бы принята одиннадцатиричная система счисления”.
“Двадцатиричные названия у французов и грузин представляют собой пережитки счета двадцатками, при котором считались не только пальцы рук, но и пальцы ног”. Двадцатиричные названия десятков можно встретить во многих языках: датском, осетинском, абхазском, ацтекском и др.
Литература
1. История математики с древнейших времен до начала ХIХ столетия. В 3-х тт. Т.1./ Под ред. А.П. Юшкевича. М.,“Наука”. 1970.
2. Зорина З.А., Политаева И.И. Зоопсихология. - М., 2001.
3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. - М., 1983.
4. Кольман Э.
История математики в
5. Леви-Брюль
Л. Сверхъестественное в
6. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Мариупольский державный университет
Реферат на тему:
«История развития числа и счета»
Мариуполь - 2012
Информация о работе Возникновение и эволюция счета. Появление понятия числа