Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:04, контрольная работа
Задача 1. Анализ одной выборки
Задача 2. Выявление достоверности различий в уровне признака (критерии Розенбаума, Манна-Уитни)
Задача 3. Оценка достоверности сдвига в значениях признака (критерии знаков, Вилкоксона)
Задача 4. Непараметрический критерий согласия «хи-квадрат» сравнения распределений признака и угловое преобразование Фишера
Задача 5. Выявление однородности двух выборок по степени различия их параметров ( критерий Стьюдента и критерий Фишера)
Задача 6. Коэффициенты корреляции Пирсона, рангов Спирмена и ассоциации
Контрольная работа
Контрольная работа по математическим методам в психологии выполняется студентами заочной формы обучения после завершения лекционного и практического курса. (в тетради).
Содержание контрольной работы:
Задача 1. Анализ одной выборки
Задача 2. Выявление достоверности различий в уровне признака (критерии Розенбаума, Манна-Уитни)
Задача 3. Оценка достоверности сдвига в значениях признака (критерии знаков, Вилкоксона)
Задача 4. Непараметрический критерий согласия «хи-квадрат» сравнения распределений признака и угловое преобразование Фишера
Задача 5. Выявление однородности двух выборок по степени различия их параметров ( критерий Стьюдента и критерий Фишера)
Задача 6. Коэффициенты корреляции Пирсона, рангов Спирмена и ассоциации
Вариант 6
Задача 1.
В таблице приведены несгруппированные данные по уровню проявления признака «уровень сформированности вербального мышления» у 20 человек.
Сгруппировать данные,
вычислить частоты каждого
Номер испытуемого п/п |
Вербальное мышление |
Номер испытуемого п/п |
Вербальное мышление |
1 |
17 |
11 |
16 |
2 |
7 |
12 |
37 |
3 |
17 |
13 |
37 |
4 |
28 |
14 |
14 |
5 |
27 |
15 |
41 |
6 |
31 |
16 |
19 |
7 |
20 |
17 |
18 |
8 |
17 |
18 |
39 |
9 |
35 |
19 |
37 |
10 |
43 |
20 |
47 |
Решение.
Обозначим за случайную величину X уровень вербального мышления человека.
Таким образом, получили
Xi |
ni |
10,75 |
2 |
18,25 |
7 |
25,75 |
2 |
33,25 |
5 |
40,75 |
3 |
48,25 |
1 |
∑ = |
20 |
Мода - варианта с наибольшей частотой, т.е. Мо = 18,25.
Построим полигон частот - ломаную линию с вершинами в точках (Xi,ni), где Xi - середины отрезков ( Xk ; Xk+1 ).
Вычислим среднее значение:
Выборочная дисперсия
.
Среднеквадратичное отклонение .
Задача 2.
Две неравные по численности группы испытуемых (8 и 9 человек) решали техническую задачу. Показателем успешности служило время решения. Испытуемые меньшей по численности группы получали дополнительную мотивацию в виде денежного вознаграждения. Получены следующие результаты времени решения технической задачи в секундах:
в первой группе (с дополнительной мотивацией) – 39, 38, 44, 16, 25, 25, 30, 43;
во второй группе (без дополнительной мотивации) – 46, 18, 50, 45, 32, 41, 41, 31, 55.
Психолога интересует вопрос: влияет ли вознаграждение на успешность решения задачи (то есть имеются ли значимые различия во времени решения технической задачи для данных групп)?
Решение.
При расчете критерия Манна – Уитни происходит проверка гипотезы об однородности двух выборок. Этот метод определяет, достаточно ли мала перекрещивающаяся зона значений между двумя группами. Чем меньше область перекрытия, тем более вероятно, что различия достоверны.
Для применения U-критерия Манна — Уитни нужно произвести следующие операции.
Составить единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок, расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшему значению меньший ранг.
Разделить единый ранжированный ряд на два, состоящие соответственно из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно сумму рангов, пришедшихся на долю элементов первой выборки, и отдельно — на долю элементов второй выборки. Определить большую из двух ранговых сумм ( ), соответствующую выборке с единиц.
Определить значение U-критерия Манна — Уитни по формуле:
Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая определяется по формуле
,
где n - общее количество ранжируемых наблюдений.
По завершению ранжирования следует подсчитать суммы рангов по каждой группе и проверить ее совпадение с расчетной суммой.
Все данные для решения задачи занесем в таблицу:
Ряд данных из обеих выборок |
Ряд данных , ранжированный по возрастанию |
Присвоение рангов |
Принадлежность элементов по исходным групп |
Ранги для первой группы наблюдения |
Ранги для второй группы наблюдения |
39 |
16 |
1 |
1 |
1 |
|
38 |
18 |
2 |
2 |
2 | |
44 |
25 |
3 |
1 |
3 |
|
16 |
25 |
4 |
1 |
4 |
|
25 |
30 |
5 |
1 |
5 |
|
25 |
31 |
6 |
2 |
6 | |
30 |
32 |
7 |
2 |
7 | |
43 |
38 |
8 |
1 |
8 |
|
46 |
39 |
9 |
1 |
9 |
|
18 |
41 |
10 |
2 |
10 | |
50 |
41 |
11 |
2 |
11 | |
45 |
43 |
12 |
1 |
12 |
|
32 |
44 |
13 |
1 |
13 |
|
41 |
45 |
14 |
2 |
14 | |
41 |
46 |
15 |
2 |
15 | |
31 |
50 |
16 |
2 |
16 | |
55 |
55 |
17 |
2 |
17 | |
153 |
55 |
98 |
- суммы рангов совпадают.
В нижней строке таблицы вычислены суммы рангов по соответствующим столбцам.
Определим большую из двух ранговых сумм – это сумма рангов второй группы наблюдений 98. Вычислим эмпирическое значение критерия по формуле
,
где n1 = 8 , n2 = 9 - количество испытуемых в выборках 1 и 2;
nх = 9 – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
Тх = 98 – значение большей из двух ранговых сумм.
По таблице для избранного уровня статистической значимости определить критическое значение критерия для данных и . Если полученное значение меньше табличного или равно ему, то признается наличие существенного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение больше табличного, принимается нулевая гипотеза (о незначимом различии исследуемого признака между двумя выборками). Достоверность различий тем выше, чем меньше значение критерия .
Для объёмов выборок, равных 8 и 9 и уровня значимости 0,05 (вероятность правильности принимаемого решения 0,95 %) табличное значение U критерия равно 15. Рассчитанный критерий равен 19 > табличного, и это означает, что различия по двум выборкам данных недостоверно, незначимо.
Задача 3.
Группа школьников в течение летних каникул находилась в спортивном лагере. До и после сезона у них измерили жизненную емкость легких (признак ):
до «эксперимента» ( , мл):
3400, 3600, 3000, 3500, 2900, 3100, 3200, 3400, 3200, 3400;
после «эксперимента» ( , мл):
3800, 3700,3300, 3600, 3100, 3200, 3200, 3300, 3500, 3600.
По результатам измерений нужно определить, значимо ли изменился этот показатель под влиянием интенсивных физических упражнений.
Решение.
Используем критерий Вилкоксона.
Критерий предназначен для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Алгоритм применения критерия:
Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном.
Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах. Определить, что будет считаться типичным сдвигом.
Согласно алгоритму
Составим из данных задачи таблицу и проведем необходимые расчёты в ней:
xi |
yi |
Разности индивидуальных значений yi - xi |
Ранжирование разностей между измерениями |
Ранги | |
1 |
3400 |
3800 |
400 |
-100 |
1 |
2 |
3600 |
3700 |
100 |
0 |
|
3 |
3000 |
3300 |
300 |
100 |
2 |
4 |
3500 |
3600 |
100 |
100 |
3 |
5 |
2900 |
3100 |
200 |
100 |
4 |
6 |
3100 |
3200 |
100 |
200 |
5 |
7 |
3200 |
3200 |
0 |
200 |
6 |
8 |
3400 |
3300 |
-100 |
300 |
7 |
9 |
3200 |
3500 |
300 |
300 |
8 |
10 |
3400 |
3600 |
200 |
400 |
9 |
Отметить каким-либо способом ранги, соответствующие сдвигам в нетипичном направлении и подсчитать их сумму Т:
Типичный «сдвиг» - это положительное значение разности индивидуальных показаний (увеличение жизненной силы под влиянием упражнений). Нетипичное направление - отрицательное значение разности показаний.
Получили Т-эмп = 1.
Информация о работе Вычисление типа людей с помощью математики