Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:04, контрольная работа
Задача 1. Анализ одной выборки
Задача 2. Выявление достоверности различий в уровне признака (критерии Розенбаума, Манна-Уитни)
Задача 3. Оценка достоверности сдвига в значениях признака (критерии знаков, Вилкоксона)
Задача 4. Непараметрический критерий согласия «хи-квадрат» сравнения распределений признака и угловое преобразование Фишера
Задача 5. Выявление однородности двух выборок по степени различия их параметров ( критерий Стьюдента и критерий Фишера)
Задача 6. Коэффициенты корреляции Пирсона, рангов Спирмена и ассоциации
Определить критические значения Т для данного объема выборки:
Для уровня значимости 0,05 и n = 10 Т-кр = 10.
Если Т-эмп. меньше или равен Т-кр. – сдвиг в «типичную» сторону достоверно преобладает - Т-эмп = 1< Т-кр = 10, следовательно, показатель жизненной силы значимо изменился в сторону увеличения.
Фактически оцениваются знаки значений, полученных вычитанием ряда значений одного измерения из другого. Если в результате количество снизившихся значений примерно равно количеству увеличившихся, то подтверждается гипотеза об однородности двух выборок.
Задача 4.
Профессиональных психологов Х и У просили определить, с какой частотой встречаются в их записной книжке мужские и женские имена коллег-психологов.
Достоверно ли процентная доля признака «имена женщин» в записной книжке психолога У статистически превосходит процентную долю того же признака в записной книжке психолога Х? (угловое преобразование * Фишера)
Психологи |
Имена мужчин |
Имена женщин |
Психолог Х |
22 |
45 |
Психолог У |
59 |
109 |
Решение.
Используем для исследования вопроса о достоверном различии значений изучаемого признака критерий Фишера.
Вычислим доли, как часть от единицы или в процентах, признака «имена женщин» среди всех имён в записных книжках для каждого психолога. Эти доли – стандартные показатели двух выборок.
Показатель P1определяет долю женских имён психолога X, P2 – аналогичную долю у психолога Y:
Проверим, различаются ли эти показатели достоверно (возьмём с вероятностью 0,95).
Для этого вычислим средние ошибки показателей и критерий t (Стьюдента):
P – значение показателя, q = 1- P (или q = 100 – P, если показатель в процентах),
N = n1 + n2, где n1, n2 – объёмы выборок. Вычисляем средние ошибки показателей :
, по формуле критерия вычисляем статистику t:
< tкрит=1,96 – следовательно, нет оснований считать показатели признака в двух выборках достоверно различными.
Процентная доля признака «имена женщин» в записной книжке психолога У статистически не превосходит процентную долю того же признака в записной книжке психолога Х.
ПРИМЕЧАНИЕ. В математической литературе нет критерия «угловое преобразование * Фишера». В интернете отсутствует внятное изложение данного критерия, поэтому был применен стандартный известный критерий для оценки непараметрических показателей частоты признака по двум выборкам.
Задача 5.
Сравнивается количество наличных денег у одних и тех же студентов (в рублях) в первый день и во второй день. Определить достоверность различия между средним количеством наличных денег в разные дни.
Сумма в первый день, руб. |
Сумма во второй день, руб. |
30 |
35 |
30 |
25 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
55 |
Решение.
Обозначим за X1 и X2 – случайные величины наличия денег у студентов в первый и во второй день соответственно.
Вычислим статистические средние для двух данных выборок:
.
Критерий Стьюдента сравнения средних по двум выборкам вычисляется по формуле:
, где - выборочные дисперсии, равные:
Вычисляем критерий: < 2,78=Ткрит (для n=5 и уровня значимости (вероятности 0,95 принять правильную гипотезу)).
Следовательно,
нет оснований отвергать
Задача 6.
В таблице представлены показатели и оценки по учебному предмету (по 30-балльной шкале) учащихся колледжа. Найти коэффициент корреляции Пирсона для оценки линейной связи между признаками.
Номер школьника |
Оценка по математике, баллы | |
1 |
100 |
20 |
2 |
102 |
25 |
3 |
100 |
17 |
4 |
100 |
14 |
5 |
113 |
25 |
6 |
116 |
23 |
7 |
123 |
28 |
8 |
104 |
16 |
9 |
116 |
23 |
10 |
118 |
25 |
11 |
118 |
24 |
12 |
109 |
19 |
Решение.
Признак X – баллы по IQ, признак Y – оценки (баллы) по предметам.
Формула для вычисления коэффициента корреляции Пирсона:
.
Необходимые вычисления удобно проводить в таблице:
i |
Xi |
Yi |
Xi - Xср |
Yi -Ycр |
(Xi - Xср)^2 |
(Yi -Ycр)^2 |
(Xi-Xср)(Yi-Ycр) |
1 |
100 |
20 |
-9,92 |
-1,58 |
98,34 |
2,51 |
15,70 |
2 |
102 |
25 |
-7,92 |
3,42 |
62,67 |
11,67 |
-27,05 |
3 |
100 |
17 |
-9,92 |
-4,58 |
98,34 |
21,01 |
45,45 |
4 |
100 |
14 |
-9,92 |
-7,58 |
98,34 |
57,51 |
75,20 |
5 |
113 |
25 |
3,08 |
3,42 |
9,51 |
11,67 |
10,53 |
6 |
116 |
23 |
6,08 |
1,42 |
37,01 |
2,01 |
8,62 |
7 |
123 |
28 |
13,08 |
6,42 |
171,17 |
41,17 |
83,95 |
8 |
104 |
16 |
-5,92 |
-5,58 |
35,01 |
31,17 |
33,03 |
9 |
116 |
23 |
6,08 |
1,42 |
37,01 |
2,01 |
8,62 |
10 |
118 |
25 |
8,08 |
3,42 |
65,34 |
11,67 |
27,62 |
11 |
118 |
24 |
8,08 |
2,42 |
65,34 |
5,84 |
19,53 |
12 |
109 |
19 |
-0,92 |
-2,58 |
0,84 |
6,67 |
2,37 |
сумма |
1319 |
259 |
0,00 |
0,00 |
778,92 |
204,92 |
303,58 |
среднее |
109,92 |
21,58 |
Вычисляем коэффициент корреляции:
Значение коэффициента положительно и больше 0,7 – это говорит о том что между признаками X и Y существует прямая сильная зависимость.
Информация о работе Вычисление типа людей с помощью математики