Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:13, реферат
Разгадать загадки строения мира я вам не обещаю. Но Вы попытаетесь понять, какую, же всё-таки роль играет число «φ» и Золотое сечение, в вышеперечисленных областях. Попробуете открыть для себя чудесные свойства этой «математической игры». Посмотрите на математику, как на искусство, а на искусство, как на математику. Ну и, конечно же, узнаете много нового и интересного. А главное разберётесь с тем, о чём раньше и не предполагали.
Введение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3
Фибоначчи. Что или кто это?
Леонардо Пизанский «Фибоначчи» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 4
Числа и последовательность Фибоначчи ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 5
Число «φ» и немного золота
«Золотая середина» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 6
Фидий. Скульптор и художник. Нет, всё-таки скульптор ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 8
Драгоценный - «Золотой» треугольник ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 10
Мир не так прост
Символика и обозначения ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 12
Сажень тоже не останется без внимания ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 14
Что показывает практика ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 18
От золотой пропорции к её «производным» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 23
Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 28
Список используемой литературы ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙ 29
Содержание:
Введение ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Леонардо Пизанский
«Фибоначчи» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Числа и последовательность
Фибоначчи ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
«Золотая середина» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Фидий. Скульптор
и художник. Нет, всё-таки скульптор ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Драгоценный - «Золотой»
треугольник ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Символика и обозначения ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Сажень тоже не останется
без внимания ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Что показывает
практика ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Введение
Едва ли кто-нибудь
из нематематиков в состоянии
освоиться с мыслью, что цифры
могут представлять собой культурную
и эстетическую ценность или иметь какое-нибудь
отношение к таким понятиям, как красота,
сила, вдохновение. Я решительно протестую
против этого косвенного представления
о математике
НОРБЕРТ ВИНЕР
Перечитывая в очередной раз, пожалуй, самый известный и читаемый блокбастер 2006 года «Код да Винчи», я обратил своё внимание на то, чего ранее не замечал. А именно на число «φ», на последовательность Фибоначчи и на так называемое Золотое сечение. Именно об этом и будет мой рассказ.
Углубляться в раскрытие темы чисел Фибоначчи я не стал. А вот число «φ» и Золотое сечение мы рассмотрим подробно. Значение числа «φ» и Золотого сечения достаточно велико, что бы уделить ему должное внимание. Можно сказать, что огромно. Оно используется сейчас и использовалось намного раньше. Фидий, Марк Витрувий, Леонардо да Винчи, даже древние греки и египтяне использовали его. Применяли в строительстве и архитектуре, но главным образом в искусстве: в музыке, в литературе и в особенности в живописи. А сейчас на эту «божественную пропорцию» остаётся огромный спрос в современной компоновке фотографий, киносъёмке, компьютерном изображении человека. Всё, что связанно с идеалом, так или иначе, пересекается с этой темой.
Разгадать загадки строения мира я вам не обещаю. Но Вы попытаетесь понять, какую, же всё-таки роль играет число «φ» и Золотое сечение, в вышеперечисленных областях. Попробуете открыть для себя чудесные свойства этой «математической игры». Посмотрите на математику, как на искусство, а на искусство, как на математику. Ну и, конечно же, узнаете много нового и интересного. А главное разберётесь с тем, о чём раньше и не предполагали.
В свою очередь я попытаюсь наглядно показать примеры удивительной пропорциональности человека и природы. Раскрыть взаимосвязь цифр и искусства. И доказать, что математика, сыграла и играет до сих пор большую роль в остальных сферах жизни, отличных от неё.
Для начала я расскажу вам
о цифрах, последовательности и о
самом Леонардо Пизанском, более
известном под прозвищем
Фибоначчи. Что или кто это?
Л
еонардо Пизанский (1180 – 1240) — первый крупный математик средневековой Европы. Более известен под прозвищем Фибоначчи (Fibonacci) Далее я буду называть его именно так. В переводе с итальянского означает «хороший сын родился».
Отец Фибоначчи по торговым делам часто бывал в Алжире, и Леонардо изучал там математику у арабских учителей. Позже посетил Египет, Сирию, Византию, Сицилию. Фибоначчи изучал труды математиков стран ислама (таких как ал-Хорезми и Абу Камил); по арабским переводам он ознакомился также с достижениями античных и индийских математиков.
Значительную часть усвоенных им знаний он изложил в своей выдающейся «Книге абака» (до наших дней сохранилась только дополненная рукопись 1228 г.). Эта книга содержит почти все арифметические и алгебраические сведения того времени, изложенные с исключительной полнотой и глубиной. Первые пять глав книги посвящены арифметике целых чисел на основе десятичной нумерации. В VI и VII главе Фибоначчи излагает действия над обыкновенными дробями. В остальных главах этой книги не менее подробно, а главное мне кажется гениально для того времени изложены другие математические возможности, известные ему.
«Книга абака» резко возвышается
над европейской арифметико-
Ещё одна великая книга – «Практика геометрии» (Practica geometriae, 1220) содержит разнообразные теоремы, относящиеся к измерительным методам. Наряду с классическими, чужими результатами Фибоначчи приводит свои собственные — например, первое доказательство того, что три медианы треугольника пересекаются в одной точке (Архимеду этот факт был известен, но если его доказательство и существовало, до нас оно не дошло).
В XIX веке в Пизе был поставлен памятник учёному. Хотя он и был величайшим математиком средних веков, единственные памятники Фибоначчи - это статуя напротив Пизанской башни через реку Арно. Кажется странным, что так мало посетителей к 179-ти футовой Падающей башне когда-либо слышали о Фибоначчи или видели его статую. Фибоначчи был современником Бонанна (Bonanna), архитектора Пизанской башни, строительство которой тот начал в 1174 году. Оба они сделали вклад в мировую историю, но один я имею в виду Фибоначчи, чей вклад намного превосходит другого, почти неизвестен
…Мы никогда бы не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы.
Ч
исла и последовательность Фибоначчи.
Помимо написания различных великих алгебраических и геометрических книг, Фибоначчи сделал ещё один огромный вклад в развитие науки. Причём я считаю, что он даже и не подозревал, что его открытия будут так популярны. И помогут в дальнейшем развитии не одной, а многих сфер. Он создал одну из известнейших, великих и всеохватывающих последовательностей. Он создал последовательность Фибоначчи! Выглядит она так:
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597 …
Посмотрите на эти цифры внимательно. Вряд ли кто-нибудь не нашёл закономерности в этом числовом порядке. Но для тех кто её не нашёл, я покажу. В этом порядке каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел. Давайте проверим:
1+1=2 1+2=3 2+3=5 3+5=8 5+8=13 8+13=21 13+21=34 21+34=55 34+55=89 55+89=144 89+144=233 144+233=377 233+377=610 377+610=987 610+987=1597…
Эта последовательность родилась у Фибоначчи, как решение задачи из уже упомянутой книги «Книги абака». На стр. 123- 124 данной рукописи, Фибоначчи поместил следующую задачу:
Некто поместил пару кроликов в некоем месте, огороженном со всех сторон стеной, чтобы узнать, сколько пар кроликов родится при этом в течение года, если природа кроликов такова, что через месяц пара кроликов производит на свет др. пару, а рождать кролики могут со второго месяца после своего рождения.
Ясно, что если считать первую пару кроликов новорожденными, то на второй месяц мы будем по прежнему иметь одну пару; на 3-й месяц- 1+1=2; на 4-й- 2+1=3 пары (ибо из двух имеющихся пар потомство дает лишь одна пара); на 5-й месяц- 3+2=5 пар (лишь 2 родившиеся на 3-й месяц пары дадут потомство на 5-й месяц); на 6-й месяц- 5+3=8 пар (ибо потомство дадут только те пары, которые родились на 4-м месяце) и т. д. Ничего не напоминает?
Последовательность Фибоначчи имеет другие весьма любопытные особенности, не последняя из которых - почти постоянная взаимосвязь между числами.
Давайте запомним с вами это число и ещё к нему вернёмся немного попозже.
Число «φ» и немного золота
Геометрия имеет два больших сокровища: теорему Пифагора и деление отрезка в среднем и крайнем отношении. Первое можно сравнить с мерой золота; второе мы можем назвать драгоценным камнем»
З
олотая середина
Золотая середина это
одно из многочисленных
Давайте рассмотрим пример из жизни. Например, если взять вместо прямой с пустую скамейку, то большинство людей сядут на эту скамейку, не в центр и не с краю (хотя есть и такие), а сядут как раз в место разделения отрезка c на a и b. Но это конечно не тонные математические данные, а только приблизительные практические опыты. И я, правда, теперь стал замечать это явление. Помните то число, которое мы нашли в последовательности Фибоначчи, 0,618? Так вот, давайте посмотрим на деление этого отрезка в золотой пропорции с алгебраической точки зрения.
Пусть, длинна некоторого отрезка, равна а, длинна его большей части равна х, тогда длинна меньшей части будет а – х. Составим пропорцию согласно приведённому определению:
а : х = х : (а – х)
откуда
а (а – х) = х2
Раскроим скобки и перенесём всё в одну сторону. Получим:
х2 + ах – а2 = 0
Решая это уравнение, мы получили корни:
Они являются иррациональными числами.
Так как длинна отрезка х выражается положительным числом, то из двух корней следует выбрать первый:
Число иррациональное. И приблизительно равно 0,618033988. А в практических расчётах используют просто 0.618. Два независимые друг от друга математические свойства, но между ними есть сходство. Это число называется «ФИ» и обозначается греческой буквой φ.
А чему же будет равно ? Оказывается, = 1,618… Это число обозначается той же, только заглавной буквой Φ. Число 0,618 единственное число, которое с таким свойством. Любое деление каких-либо отрезков в соотношении 1 к 0,618 или к 1,618 считается делением золотого сечения
По одной версии это число названо в честь Леонардо «ФИбоначчи». Про которого я уже Вам рассказывал. А подругой в честь ФИдия.
И, поистине, искусство – это наука и законное чадо природы, ибо оно порождено природой, но хранит множество тайн.
Информация о работе Золотое сечение, число «φ» и последовательность Фибоначчи