Анализ инфляции РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основы описательной статистики и провести анализ инфляции РК, используя изученный материал.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие инфляции.
Рассмотреть методы описательной статистики.
Использовать описательную статистику в анализе инфляции РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ПОКАЗАТЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1 Понятие инфляция 6
1.2 Основные причины возникновения инфляции 8
1.3 Виды и классификация современной инфляции 10
1.4 Методы измерения инфляции 11
2 МЕТОДЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ 13
2.1 Описательная статистика как часть математической статистики 13
2.2 Показатели положения 14
2.3 Показатели разброса 16
2.4 Показатели асимметрии 18
2.5 Показатели закона распределения 19
3 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ 20
3.1 Анализ инфляции РК за 1996 – 2010 гг. 20
3.2 Анализ инфляции РК за 2006 – 2010 гг. по месяцам 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 643.00 Кб (Скачать файл)
    1. Основные  причины возникновения  инфляции
 

   Причины возникновения инфляции чрезвычайно  многообразны. Часто бывает трудно определить, какая именно причина вызвала инфляцию в каждом конкретном случае, так как они всегда существуют в какой-то комбинации.

   Рост  цен может быть связан с превышением  спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом  и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример – энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9% [7].

   Независимо  от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен – инфляция, поэтому  особенно важно выделить действительно инфляционные.

   Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.

   Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда  повышение производительности труда  приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли  сопровождается повышением общего уровня цен.

   Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на  какой-то территории разрушены  дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.

   Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

  • Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
  • Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
  • Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.  Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).
  • “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
  • Инфляционные ожидания – возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

   В теориях, разрабатываемых западными  экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

   Инфляция  спроса – нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса [6]. Основными причинами здесь могут быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства  в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы), в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров и цены начинают расти.

   Инфляция  издержек - рост цен вследствие увеличения издержек    производства [8]. Причинами увеличения издержек могут быть огополистическая политика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.

   На  практике нелегко отличить один тип  инфляции от другого, все они тесно  связаны и постоянно взаимодействуют. Например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

   Необходимо  также отметить, что ни в одной  экономически развитой стране не наблюдалось  во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен. Цены по ряду причин в это время росли постоянно и даже в периоды застоя производства. Такое явление называется стагфляцией - инфляционным ростом цен в условиях застоя производства, экономического кризиса.

    1. Виды  и классификация современной инфляции
 

   Ранее инфляция возникала, как правило, в  чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства часто  выпускали большие количества необеспеченных бумажных денег, для покрытия военных  расходов. В последние двадцать-тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.

   Существует  несколько видов инфляции.

  • Инфляция спроса – порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)
  • Инфляция предложения (издержек) – рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованный производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
  • Сбалансированная инфляция – цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
  • Несбалансированная инфляция – цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
  • Прогнозируемая инфляция – это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
  • Непрогнозируемая инфляция – становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
  • Адаптированные ожидания потребителей – изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

   Подавление  инфляции характеризуется внешней  стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

   В зависимости от темпов роста различают:

  • Ползучую (умеренную) инфляцию – рост цен менее 10% в год. Западные экономисты рассматривают ее как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составляет 3 – 3,5%. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
  • Галопирующую инфляцию – годовой рост цен от 10 до 50%. Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах.
  • Гиперинфляцию – цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год. Возникает за счет того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.
    1. Методы  измерения инфляции
 

   Наиболее  распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

   В Казахстане служба государственной  статистики публикует официальные  индексы потребительских цен, которые  характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчете размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчета, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины, как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.

   Помимо  индекса потребительских цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используют несколько основных методов:

  • Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) – отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PI опережает по времени данные CPI.
  • Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) – учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
  • Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
  • Дефлятор ВВП (GDP Deflator) – рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
  • Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
  • Индекс Пааше – показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

   Инфляция  является достаточно существенной проблемой в экономическом развитии любого государства, поэтому остается актуальной тема анализа и прогнозирования возможной инфляции на ближайшее время. Для более точного анализа инфляции используют различные математические методы.

     Математические методы в экономике — научное направление в экономике, посвящённое исследованию экономических систем и процессов с помощью математических моделей. Включают в себя: математическую экономику, эконометрику, исследование операций. Но так как темой курсовой является описательная статистика (часть эконометрики), то мы более подробно остановимся именно на ней.

  1.   МЕТОДЫ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
    1. Описательная  статистика как часть  математической статистики
 

   Математическая  статистика — это раздел математики, посвященный методам сбора, анализа и обработки статистических данных для научных и практических целей [3].

   Математическая  статистика подразделяется на две обширные области: описательную и аналитическую статистики.

   К описательной статистике относятся  методы описания статистических данных, представления их в форме таблиц, распределений.

   К аналитической статистике или теории статистических выводов относятся  обработка данных, полученных в ходе эксперимента, и формулировка выводов, имеющих прикладное значение для конкретной области человеческой деятельности. Теория статистических выводов тесно связана с другой математической наукой – теорией вероятностей и базируется на ее математическом аппарате.

   Статистические  данные представляют собой данные, полученные в результате обследования большого числа объектов или явлений (то есть, математическая статистика имеет дело с массовыми явлениями).

   Методы  анализа массовых явлений — предмет многих научных дисциплин; но только в том случае, когда для анализа привлекаются формальные (абстрактные) математические модели, эти методы становятся статистическими.

   Трудно  найти современную область научных  исследований, где бы ни использовались методы математической статистики. В последнее время они нашли широкое применение в медицине, биологии, социологии, то есть в областях, сравнительно недавно считавшихся далекими от математики.

   Описательная  статистика используется для описания основных характеристик данных, которые получают в экспериментальных исследованиях всевозможных направлений. Эта статистика дает исследователю простое понимание о выборке и данных, участвующих в исследовании. Одновременно с графическим представлением данных описательные статистики используются, наверное, в каждом исследовании, в котором оцениваются количественные данные. Если необходимо разобраться в представленных данных, необходимо иметь представление об описательной статистике и обладать определенными знаниями. В описательной статистике используются методы, они классифицируются:

   1. Графический показывает данные в виде графиков, в которых обозначены необходимые данные, он помогает облегчить сравнение данных визуально.

   2. Табличный – суммарные данные представлены в виде таблиц, в них данные показываются с помощью суммарных статистик с подразделением на категории.

   3. Краткий – исходные данные представлены кратко (можно провести параллель с табличным методом представления), но без подразделения на группы.

   В целом, статистические данные, можно кратко охарактеризовать как набор групп и их категории для каждой переменной. В большинстве исследований используются различные виды данных (количественные, качественные) и данная заметка должна использоваться как введение, в самом начале изучения статистики.

Информация о работе Анализ инфляции РК