Особенности функционирования финансовых институтов и финансово-кредитной системы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 02:46, курсовая работа

Описание работы

Эта тема наиболее актуальна для Республики Беларусь, т.к. сильного влияния финансовых институтов не прослеживается и необходимо выявить причину этого действия/бездействия. В работе поставлены следующие задачи:
 Оценка развития финансовых институтов в РБ;
 Взаимосвязь финансовых институтов;
 Сравнение финансового рынка Республики Беларусь и Российской Федерацией;
 Поиск путей повышения эффективности работы финансового рынка;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….4
1. Финансовые институты и их роль в развитии экономики страны…………..5
1.1. Основные понятия и сущность финансовых институтов………………..5
1.2. Финансово-кредитная система Республики Беларусь……………….….11
2. Практические приложения по анализу развития финансового рынка…….13
2.1. Анализ развития финансовых институтов в Республике Беларусь…….13
2.2. Экономико-математическая модель прогнозирования ставки МБК..........................................................................................................23
3. Направления совершенствования развития и эффективности финансовых институтов и финансово-кредитной системы……………………..……….....25
Заключение……………………………………………………………..………….27
Список использованных источников..………………………………..…………28

Файлы: 1 файл

Особенности функционирования финансовых институтов и финансово-кредитной системы в РБ - Бахар.docx

— 209.55 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в  Республике Беларусь наиболее развитым оказался первичный рынок размещения ценных бумаг. Он рассматривается как рынок, на котором осуществляется реализация новых и повторных эмиссий ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг — один из источников финансовых ресурсов, привлекаемых для решения определенных целей. Она используется как государством, органами власти и управления, так и отдельными юридическими лицами, которым предоставлено право выпуска ценных бумаг (Рисунок 1).

Эмиссия корпоративных  ценных бумаг – это акции и облигации, составляющие основу фондового рынка, как по объёму, так и по количеству совершаемых сделок. Особенность корпоративных ценных бумаг заключается в том, что он в наибольшей мере среди всех ценных бумаг несут в себе регулирующие функции в системе общественного воспроизводства. Значение корпоративных ЦБ для эмитентов определяется, прежде всего, целями и возможной реализацией этих целей.

Основной задачей первичного фондового  рынка является мобилизация  временно свободного денежного капитала и инвестирование его в целях экономического развития.

Значение первичного фондового  рынка заключается в том, что:

  • обеспечивает увеличение объёмов накоплений (сбережений) и масштабов их инвестирования в экономику, способствуя увеличению темпов экономического роста;
  • является стихийным регулятором отраслевых и других пропорций общественного хозяйства в соответствии изменяющимся потребностям.

 

Эмитенты




Акционерные общ-ва


Частные предприятия


Государство




Правительство



Производственный сектор



Респ. органы власти



Банковский сектор



Местные органы власти



Финансовый сектор




Унитарные предприятия, акц. общ-ва




 

Рисунок 1 – Состав эмитентов ценных бумаг


Примечание – Источник: [4, стр.53].

 


 

 

Масштабы функционирования и роль первичного рынка зависят  от уровня развития экономики и кредитной  системы страны.

Несмотря на важную роль первичного рынка, его объём в  развитых странах не очень велик  по сравнению со вторичным рынком и значительное место на нем занимают операции по размещению государственных ценных бумаг.

В результате в развитых странах наблюдается тенденция  уменьшения масштабов первичного рынка  и его регулирующей роли в экономике. Вместе с тем эффективно работающий первичный фондовый рынок очень важен для нормального функционирования современного рыночного хозяйства. Во-первых, рынок даёт возможность эмитенту размещать выпущенные им ценные бумаги среди большого числа инвесторов, не только позволяя расширить источники мобилизации капитала, но и способствует установлению наиболее выгодных цен за предлагаемые ценные бумаги. Во-вторых, сокращение объёмов первичного рынка оказывает негативное влияние на функционирование фондового рынка в целом, так как способствует снижению ликвидности вторичного рынка.

Вторичный фондовый рынок создаёт условия для обращения ценных бумаг, ранее размещённых на первичном рынке. Обращение ценных бумаг осуществляется путём передачи прав собственности на эти ценные бумаги одним владельцем другому путём купли-продажи, обмена, дарения и др.

В процессе совершения сделок с ценными бумагами на вторичном  фондовом рынке их эмитенты не получают никаких дополнительных денежных средств, происходит просто смена владельцев. Эмитенты также заинтересованы в  создании вторичного рынка для выпускаемых  ими ценных бумаг, чтобы обеспечить их ликвидность.

Цель функционирования вторичного рынка является создание условий для свободной перепродажи ценных бумаг и поддержание на этой основе доверия инвесторов, которое является стимулом для вложений капитала в инструменты фондового рынка.

Значение вторичного фондового  рынка:

  • обеспечивает ликвидность ценных бумаг;
  • содействует структурной перестройке экономики;
  • обеспечивает регулярную котировку рыночных цен на обращающиеся ценные бумаги;
  • предоставляет участникам рынка информацию, позволяющую оценивать состояние экономики и отдельных хозяйствующих субъектов, и на этой основе принимать обоснованные решения об инвестировании капитала. [1, стр. 37-40]

Ценная бумага обладает стоимостью в качестве представителя действенного капитала (номинальная стоимость) и  рыночная стоимость (фактическая).

Номинальная стоимость -  представляет собой сумму денег, которая закрепляется за конкретной ценной бумагой на стадии ей выпуска либо на стадии погашения. Эмиссия ценной бумаги в обязательном порядке содержит сведения о номинальной стоимости ценной бумаги (акции, облигации). Обязательства эмитента состоят в том, чтобы при необходимости возместить владельцу ценной бумаги ей номинальную стоимость в установленный срок и по оговорённому вознаграждению.

Фактическая стоимость -  это результат капитализации её имущественных прав. Получение дохода и других преимуществ положено в основу рыночной стоимости. Процесс формирования рыночной стоимости ЦБ зависит от множества факторов: кто эмитент, вид ценной бумаги; рыночные ожидания по её стоимости относительно номинала; уровень начисляемого капитального дохода; степень рыночного риска; инфляция, темпы экономического роста, величина госдолга и др.

Качество ЦБ находит отражение  в таких показателях, как её ликвидность, доходность, степень риска.

Торговля ценными бумагами осуществляется в соответствии с  правилами бирж или внебиржевых  торговых систем и может проводиться различными способами.

Биржевой рынок – осуществляется торговля ценными бумагами наиболее надёжных эмитентов в строгом соответствии с установленными биржей правилами, которые обязательны к исполнению. Имеет постоянное место торговли, где осуществляется купля-продажа стандартных финансовых инструментов (NYSE).

Внебиржевой рынок, как правило, организуется дилерами, которые могут одновременно являться членами фондовой биржи. Для этого рынка характерны не такие жесткие требования к качеству ценных бумаг и организации торговли, как для биржи, на нём обращаются ценные бумаги, не прошедшие биржевой листинг, а также размещается большинство новых выпусков ЦБ. Основой этого рынка являются компьютерные системы торговли, объединяющие профессиональных посредников, а процедура купли-продажи практически полностью автоматизирована (NASDAQ). [3, стр. 94]

В американской экономике  функционирует множество финансовых институтов. Помимо рынков акций и  облигаций, банков и взаимных фондов существуют также пенсионные фонды, кредитные союзы, страховые компании и обыкновенные ростовщики. Все эти институты заметно отличаются друг от друга. Однако при анализе макроэкономической роли финансовой системы следует обращать больше внимания на их сходство, так как все финансовые институты призваны служить одной и той же цели — направлять ресурсы кредиторов заемщикам. [5, стр.210]

 

 

 

    1. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

 

 

Финансово-кредитная  система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан [7].

В настоящее время  в законодательных актах Республики Беларусь нет определения “кредитная система” и институциональные аспекты рассматриваются либо как банковская система, либо как отдельные финансовые институты, входящие в финансово-кредитную систему.

Вместе с тем  Банковским кодексом Республики Беларусь установлено, что банковская система в нашей стране является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки. Кроме этого, финансово-кредитная система Республики Беларусь наряду с банками включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации [9].

Таким образом, банковская система и небанковские кредитно-финансовые организации входят в финансово-кредитную систему Республики Беларусь на паритетных условиях.

Однако в современном  мире трехъярусная схема структуры  кредитной системы является базовой для многих промышленно развитых стран, таких как США, Япония, страны Евросоюза. Следовательно, современная кредитная система — это механизм, состоящий из множества уровней, предназначенный для распределения финансовых активов. Кредитная система состоит из следующих звеньев:

1.Центральный (национальный) банк;

2.Коммерческие банки (сберегательные, инвестиционные, ипотечные банки);

3.Страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые, финансовые компании и т.д. [25]

С институциональной  точки зрения – это система кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих кредитные отношения (банки, страховые, ипотечные и финансовые компании, пенсионные фонды, биржи и т. п.). С функциональных позиций кредитная система – это совокупность видов и форм кредита.

Ядро кредитной  системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота. Органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, обеспечивающий устойчивость денежно-кредитной системы, стабильность функционирования коммерческих банков.

Одна из основных функций центрального банка – реализация монетарной политики государства.

Третий уровень  кредитной системы, представляют такие специализированные кредитно-финансовые учреждения, как страховые организации, лизинговые компании.

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь этот сегмент финансовой системы недостаточно развит. В настоящее время такие институты, как пенсионные фонды, небанковские кредитно-финансовые организации и другие, находятся в стадии становления. [25]

Наиболее ресурсоемким институтом денежно-кредитной системы является страховой сектор Республики Беларусь. На 1 января 2011г. он включал в себя 24 страховые компании, в том числе 4 компании, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и РУП “Белорусская национальная перестраховочная организация”. [11]

На страховом  рынке страны в 2010 г. страховую деятельность осуществляли 8 страховых компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству.

Необходимо отметить, что в последние годы развитие страхового сектора заметно ускорилось, однако по такому показателю, как доля собранных страховых взносов по отношению к ВВП, составляющему 0,82 %, Беларусь значительно отстает от большинства европейских стран. [11]

Таким образом, в  Республике Беларусь присутствуют все  три уровня структуры кредитной  системы, предназначенной для распределения финансовых активов.

Вместе с тем  нужно отметить значительный дисбаланс  в кредитной системе между банковским и небанковским секторами. В первую очередь, это связано с недостаточно развитой инфраструктурой небанковского сектора, где до настоящего времени нет таких институтов, как пенсионные, всевозможные взаимные и паевые фонды, кредитные союзы, факторинговые и форфейтинговые компании, отсутствуют правовые основы для создания инвестиционных и венчурных фондов. [25]

 

 

 

 

  1. Практические приложения по анализу развития финансового рынка

2.1. Анализ развития  финансовых институтов в Республике Беларусь

 

 

Как уже говорилось ранее в составе финансовых институтов - организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на финансовом рынке Республики Беларусь, можно выделить операторов (финансовых посредников) и инфраструктурные институты финансового рынка, а также в качестве институциональных инвесторов - инвестиционные фонды и страховые компании.

Состав и численное  соотношение профессиональных участников финансового рынка Республики Беларусь также имеют ряд особенностей (в сравнении с российской моделью). Характерной чертой профессионального  сообщества Республики Беларусь является малочисленность составляющих его  финансовых институтов.

 

Рисунок 2.1 – Объем эмиссии облигаций в национальной валюте

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [10-15]

 

 

На рисунке 2.1 отображен объём эмиссий облигаций за 6 лет помесячно, включая январь 2013. На графике прослеживается восходящий тренд после падения с января 2009 года. Падение в январе 2009 года обусловлено одномоментной девальвацией белорусского рубля на 20 %, вследствие чего сократился объём эмиссий облигаций с 357 млрд. рублей до 1,3. Но уже в марте 2009 года рынок оправился от падения и вырос до 93,9 млрд. руб.

Ещё одной из причин такого резкого падения объёма эмиссий  является двойная вершина, которая  наблюдалась в сентябре и ноябре 2009 года. Обоснование двойной вершины  исходит из технического анализа  фондового рынка/forex и др. После двойной вершины всегда происходит падение стоимости котировок ценных бумаг. На графике отображены три таких вершины, после которых происходило падение объёма эмиссий акций. Однако после двух других, такое резкое падение не наблюдается как в январе 2009 г., т.к. там произошло слияние технического анализа (прослеживание двойной вершины) и фундаментального (девальвация рубля на 20 %).

Информация о работе Особенности функционирования финансовых институтов и финансово-кредитной системы в Республике Беларусь