Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 23:29, контрольная работа
Целью работы является изучить одно из форм умозаключений – доказательство. Также я выделила несколько задач:
1) Дать общую характеристику доказательства и опровержения;
2) Рассмотреть виды доказательства ;
3) Проанализировать способы, а также правила доказательства и опровержения, научиться находить в них ошибки.
Введение……………………………………………………………………3
1.Структура доказательства……………………………………………….4
2. Способы доказательства. Опровержение………………………………7
3. Правила доказательства и опровержения……………………………..11
Заключение………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………..
в) установлением того, что аргументы сами являются еще не доказанными;
г)определением, что источник фактов, при помощи которых обосновывается выдвинутый тезис, является недоброкачественным.
Опровержение демонстрации показывает отсутствие логической связи между аргументами и тезисом. Доказательство, как известно, протекает всегда в форме умозаключения. Поэтому успешное использование данного способа опровержения предполагает четкое представление о правилах и ошибках соответствующих умозаключений - дедукции, индукции, аналогии, в форме которых протекает обоснование тезиса. Если установлено, что тезис доказан с нарушением правил умозаключения, то такое доказательство считается опровергнутым. Вот например Аристотель отмечает ошибку в доказательствах и умозаключениях, «когда неправильно понимается связь основания и следствия»1…
Рассмотренные способы опровержения применяются не только в качестве самостоятельных операций, но и в сочетаниях. Так, прямое опровержение тезиса может быть дополнено критическим разбором аргументов; наряду с ошибками в доводах могут быть выявлены нарушения в самом процессе рассуждения и т.д.
5
Правила доказательства и опровержения
Правило № 1
Тезис должен быть сформулирован точно, он должен оставаться одним и тем же в процессе всего доказательства или опровержения.
Ошибки
а) "подмена тезиса" - доказывается (опровергается) новый тезис
б) "довод к человеку" - доказательство (опровержение) тезиса подменяется оценкой лица
в) "довод к публике" - стремление воздействовать на чувства слушающих
Правило № 2
Основания должны быть истинными, доказанными, не подлежащими сомнению. Основания должны доказываться независимо от тезиса.
Ошибки
а) "основное заблуждение" - тезис обосновывается ложными аргументами
б) "предвосхищение основания" - аргументы нуждаются в собственном обосновании
в) "порочный круг" - аргументы доказываются посредством тезиса
Правило № 3
Доказательство (опровержение) должно строиться по общим правилам умозаключения.
Ошибки
а) "мнимое следование" - тезис не следует из приведенных оснований
б) "от сказанного с условием к сказанному безусловно" - аргументы, истинные при определенных условиях, приводятся в качестве истинных при любых условиях
Таким образом, доказательство и опровержение являются необходимым и наиболее сложным этапом мыслительного процесса. Их использование в различных видах практической деятельности предполагает глубокое значение и умение применять умозаключения, правила вывода умозаключений, несоблюдение которых (осознанно или неосознанно) приводит к невозможности получить человеком истинные знания о действительности.
Старая латинская пословица говорит: «Доказательства ценятся по качеству, а не по количеству»1. В самом деле, логический вывод из истины даёт только истину. Если найдены верные аргументы и из них выведено доказываемое положение, доказательство состоялось, и ничего более не требуется.
6
7
Заключение
Знание законов логики и умение использовать их на практике необходимы любому юристу. Именно эти знания и умения позволят ему строить убедительные конструкции, избегать ошибок, выявлять софизмы. Знание и использование законов логики дает юристу большое преимущество, а логически неграмотный защитник или обвинитель обречен на поражение.
Раскрывая логическую сущность доказательства, я рассмотрела типичное для формальной логики построение доказательного рассуждения при заранее
сформулированном положении с оценкой тезиса в качестве истинного или ложного суждения.
Список литературы
1 Ивин А.А. Логика и теория аргументации: Элементарный курс: учеб. пособие. 2007.С.-106.
1
Гетманова А.Д. Логика: Для педагогоч.уч.заведений.М.1995.
1
Гетманова А.Д. Логика: Для педагогоч.уч.заведений.М.1995.
1 Ивин А.А. Искусство правильно мыслить:кн. для учащихся.М.1986.С.-108.
1 Маковельский А.О. История логики.М.1967.С.-159.
1 Ивин А.А. Искусство правильно мыслить:кн. для учащихся.М.1986.С.-10.