Физическая культура для работников умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:13, реферат

Описание работы

Многие мышечные группы при этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенно мышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфически наклоненного положения тела у работников умственного труда, не занимающихся физкультурой и спортом, вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких, нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ.

Содержание работы

Введение
1. Особенности умственного труда
2. Социально-экономическое значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)
3. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
4. Средства реализации профессионально-прикладной физической подготовки
5. Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения на службе ППФП
6. Комплекс упражнений для работающих сидя
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

физическая культура для работников умственного труда.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

в) упражнения в ускоренном дыхании до 100 дыхательных движений в минуту, которые способствуют развитию подвижности дыхательных мышц.

3. Упражнения, отличающиеся повышенной интенсивностью выдоха (выдох толчком), достигаемой за счет вовлечения в дыхательный акт некоторых дополнительных групп мышц. Такие упражнения вызывают большие перепады давления в венозных сосудах головы, тем самым улучшая обменные процессы в мозге. Примером могут служить упражнения в рубке дров типа «дровосек» и им подобные, в которых завершающая фаза выдоха выполняется как бы толчком за счет сокращения мышц нижней части живота. Их можно выполнять при неподвижном положении, тела - сидя, стоя, сочетая с наклонами туловища, подъемами ног и др.

4. Упражнения, основанные на изменении просвета воздухоносных путей, например, дыхание через нос через одну ноздри. При их выполнении возрастает сопротивление воздухоносных путей, благодаря чему в грудной полости создаются большие перепады давления. Известно. что падение давления в грудной полости активизирует отток венозной крови, а повышение давления при выдохе, наоборот, замедляет. Этот процесс способствует улучшению циркуляции крови во внутричерепном пространстве и активизирует обменные процессы в мозге.

Статические упражнения характеризуются определенными позами и сохранением их в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Таких упражнений много в гимнастике, аэробике, тяжелой атлетике. Их физиологическое воздействие на организм основано на изменении положения тела по отношению к направлению гравитационных сил, изменении состояния внутренней среды и длительном напряжении определенных мышечных групп.

Стойки и висы вниз головой  создают большую дополнительную нагрузку на сосуды головы. Растяжению сосудов под действием гидростатического  напора крови препятствует физиологическая  защитная реакция в виде пропорционально  повышающегося напряжения стенок сосудов (эффект Остроумова-Бейлиса). Такая  реакция способствует поддержанию  постоянства мозгового кровообращения при любых изменениях положения  тела: ускорениях, натуживаниях и др. Упражнения такого рода совершенствуют эту способность. Улучшению мозгового  кровообращения способствуют упражнения со сгибанием позвоночника в области  шейных и грудных позвонков (стойки на лопатках, заведение ног за голову в положении лежа на спине).

Заслуживает внимания волевая гимнастика А. А. Микулина. Вот что он советует: - "Не поднимаясь с постели, лягте на спину и расслабьте все мускулы. Затем изо всех сил (оставаясь внешне в спокойном положении) начинайте волевыми импульсами биотоков сокращать поочередно все мышцы: сперва ног, затем живота, спины, груди, плеч и даже лица. Рекомендую делать по четыре сокращения каждой мышцы длительностью по 2 с каждое, затем снова начинать сокращение от ног в том же порядке. Дыхание должно быть равномерным. На волевую гимнастику надо затратить не более 3-5 минут. Если заниматься ею систематически, то результат сказывается через 8-10 дней. Организм оживает, мышцы становятся крепкими, сильными ".

Динамические упражнения отличаются тем, что их выполнение связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Большая нагрузка активизирует работу многих систем организма, интенсифицирует обменные процессы. В первую очередь это проявляется в значительном усилении кровообращения. У спортсменов во время соревнований производительность работы сердца возрастает в 10 и более раз. При выполнения физической работы интенсивность кровообращения в головном мозгу значительно ниже, чем в мышцах; в последних оно возрастает в несколько раз в сравнении с покоем, тогда как в мозгу при той же работе -лишь на несколько процентов. Чрезмерное переполнение кровью мозга не происходит благодаря надежной системе защиты, которая пропускает к нервам такое ее количество, какое необходимо для нормальной их работы. В системе головного мозга заложен принцип наиболее экономичного управления кровотоком за счет зональных переключений: усиление его в активно работающих областях при одновременном расслаблении других, менее загруженных.

Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления

Дефицит движений у большинства  работников умственного труда неизбежно  сказываемся на зрении. Работая за столом, с приборами, у мольберта  человек длительное время фиксирует  взгляд на точках, расположенных на одном и том же расстоянии. Это  вызывает перенапряжение не только двигательных мышц глаза, но и микромышц хрусталика. Поэтому рекомендуется в течение  рабочего дня неоднократно переводить взгляд на далеко отстоящие точки  и зрительно фиксировать их. Существующие системы упражнений (Е.К. Клосовского, Э.С. Аветисова) позволяют эффективно поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата.

Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются  теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия  проводятся в форме бесед и  самостоятельного изучения литературных источников. Изучаются условия труда  специалистов данной профессии, требования к их психофизической подготовленности, роль производственной физкультуры  и ППФП в улучшении дееспособности работающих.

Особое внимание уделяется  средствам и методам воспитания психических свойств и физических качеств, профессионально важных для  специалиста.

Практические занятия  проводятся в различных формах: специальные  учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия  с профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные занятия.

Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях учащимися отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества.

Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества но и развить  соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально- прикладные виды упражнений и специальные виды спорта.

Индивидуальные самостоятельные  занятия учащихся профессионально-прикладными  физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта - перспективная форма организации  ППФП будущих специалистов.

6. Комплекс упражнений, для работающих сидя

1) Сидя на стуле и опираясь на него руками, встают на носки, потягиваясь, руки поднимают в стороны и вверх - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох. Повторяют 3-4 раза.

2) Стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя одну ногу назад разводят руки в стороны - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох. Повторяют 3-4 раза с каждой ногой.

3) Стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой - выдох, возвращаются в исходное положение - вдох. Повторяют 5-6 раз для каждой ноги.

4) Стоя спиной к стулу, руки опускают вдоль тела, ноги вместе, поднимают руки вверх - вдох, сгибаясь, опускают руки вниз и назад и дотрагиваются ими до стула - выдох. Повторяют 3-4 раза.

5)Стоя перед стулом, руки  опускают вдоль тела, приседают,  держась вытянутыми руками за  спинку стула, повторяют 4-5 раз,  приседая - выдох, выпрямляясь - вдох.

6) Стоя перед стулом с опушенными вдоль тела руками, поднимают обе вытянутые руки и, поворачиваясь туловищем попеременно вправо и влево, дотрагиваются до спинки стула, при повороте выдох, при возвращении в исходное положение - вдох. Повторяют 5-6 раз.

7) Сидя на стуле и опираясь руками на него, вытянутые вперед ноги попеременно приподнимают и опускают, повторяют 6-8 раз, дыхание произвольное.

8) Сидя на стуле и опираясь на него руками, ноги вытягивают, поднимают руки в стороны и вверх - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох. Повторяют 3-4 раза.

9) Стоя боком к стулу, левую руку кладут на спинку стула, отводят правую ногу в сторону, правую руку поднимают вперед - вдох, возвращаясь в исходное положение выдох. То же для левой руки и ноги, повторяют 5-6 раз в каждую сторону.

10) Стоя боком к стулу, левую руку кладут на спинку стула, правую руку поднимают вверх и кладут на затылок - вдох, возвращаясь в исходное положение - выдох, то же для левой руки. Повторяют для каждой стороны 3-4 раза.

Вывод

Естественную потребность  в движениях человек удовлетворял на протяжении жизни в трудовом процессе. По мере развития научно-технического прогресса стали изменяться условия  жизни людей. Таким образом, научно-технический  прогресс, наряду с улучшением условий  жизни и работы в современно обществе, создает предпосылки для малоподвижного образа жизни. Поэтому общественное значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов, будущих  бакалавров, магистров и др. специалистов различного профиля современного производства повышается с каждым годом. В современных  условиях важное значение приобретает  проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения  устойчивости организма человека к  различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств  и методов физической культуры, и, в частности, физического воспитания.

Список литературы

1. Аксенова О.Э., Евсеев  С.П. Технология физкультурно-спортивной  деятельности в адаптивной физической  культуре: Учеб. пособие. - М.:Сов. спорт, 2004.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий  Г.А. Прикладная физическая подготовка. - М.: Владос, 2003.

3. Нестеров В.А. и др. Оптимизация психофизического состояния  человека, занимающегося различными  видами профессиональной деятельности. - Хабаровск: ДВ ГАФК, 2003.

4. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов  технических вузов. М., Высшая  школа, 1985.

5. Кабачков В.А. Основы физического  воспитания с профессиональной  направленностью в учебных заведениях  профтехобразования. М., 1996.- 28с.

6. http://edu.meta.ua/ru/razd/fizkultura-i-sport/

7. http://cat.gurutrader.com/url/109398.html

8. http://list.mail.ru/30933/1/0_1_0_1.html


Информация о работе Физическая культура для работников умственного труда