Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 09:42, реферат
Логика — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна¬ет окружающий его мир.
1. Определение логики…………………………………………………………………..3
2. Рассуждение как принуждение………………………………………………………3
3. Роль мышления в познании…………………………………………………………..4
4. Понятие о форме и законе мышления:
4.1. Форма мышления………………………………………………………………….5
4.2. Законы мышления…………………………………………………………………6
5. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений………………...…11
6. История логики………………………………………………………………...…….12
7. Традиционная и современная логика…………………………………………….…14
8. Список литературы…………………………………………………………………..16
Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западноевропейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц,
Французский философ Р. Декарт (1569 —1650) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на всю; последующую историю развития логики. Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724т~18Р4) и многие другие западно-европейские философы и ученые.
Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765), А.Н. Радищев (1749—-1802), Н.Г. Чернышевский (1828— 1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики ЫЦ. Каминский (1804-^19171 и Л.В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик СИ. Поварнин (1807—-1952).
Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применить разработанные в математике методы Исчисления, Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фрегё, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков полу название математической, или символической, логики.
Символическая логика — интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности — «истинно» и «ложно»— допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878-—1956) трехзначной логике вводится третье значение — «возможно» («нейтрально»).
Им же построена система модальной логики со значениями «возможно», «невозможно», «необходимо» и т.п., а также четырехзначная и бесконечнозначная логики. Перспективными являются такие разделы, как вероятностном логика, исследующая высказывания, принимающие множество степеней Правдоподобия — от 0 до 1, временная логика и многие другие.
Особое значение дли правоведения имеет раздел модальной логики, получивший название деонтической логики, исследующий структуры языка предписаний, т.е. высказываний со значением «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично», которые широко используются в правотворческой и правоохранительной деятельности.
Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на Дальнейшее развитие формальной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватывает всех проблем традиционной формальной логики и не может полностью заменить последнюю. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики.
Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, изменения, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770— 1831) и с материалистических позиций переработанная философии марксизма.
Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления, а также методологические принципы и требования, которые формируются на их основе. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.
Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Это значит; что диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.
Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию Суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.
Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность.[6]
Традиционная и современная логика
Древнегреческий философ Платон настаивал на божественном происхождений человеческого разума. «Бог создал зрение, — писал он» — и вручил его Нам, чтобы мы видели на небе Движение Разума мира и использовали его для руководства движениями нашего собственного разума». Человеческий разум оказывается, таким образом, только воспроизведением той разумности, которая господствует в мире и которую мы улавливаем благодаря милости Бога.
Первый развернутый и обоснованный ответ на вопрос о природе и принципах человеческого мышления дал ученик Платона Аристотель. «Принудительную силу наших речей» он объяснил существованием особых законов — логических законов мышления; Именно они заставляют принимать одни утверждения) вслед за другими и отбрасывать то, что не совместимо с уже принятым.
«К числу необходимого, — писал Аристотель, — принадлежит доказательство; так как если что-то безусловно доказано, то иначе уже не может быть; и причина этому — исходные посылки». Подчеркивая безоговорочность логических законов и необходимость всегда следовать им, Аристотель с грустью замечал: «Мышление — это страдание, ибо «коль вещь необходима, в тягость она нам».
Сейчас мы, конечно, думаем иначе: чем больше законов природы, общества и мышления нам известно, тем шире наша свобода.
В длинной и богатой событиями истории логики отчетливо выделяются два основных; этапа: первый именуется традиционной логикой, второй — современной логикой.
Традиционная логика — этап развития логики, начавшийся в IV в. до н.э. и завершившийся в конце XIX — начале XX в., когда сформировалась современная (математическая» символическая) логика.
Современная логика — название нынешнего этапа развитии логики, начавшегося в конце XIX — начале XX в. и связанного с проникновением, в логику математических методов и последующим отделением ее от философий.
Традиционная Логика является, таким образом, предысторией современной логики. Все собственно логическое содержание традиционной логики, вошедшее в современную логику, составило незначительную и не особенно важную часть последней.
На первом этапе логика развивалась очень медленно. Обсуждавшиеся в ней проблемы мало отличались от проблем, поставленных еще Аристотелем. Это дало Повод немецкому философу И. Канту в конце XVII в. утверждать что логика, подобно геометрии Евклида, является завершенной наукой, не продвинувшейся со времени Аристотели ни на один шаг и не имеющей собственной историй.
Ошибочность такого представления была доказана в последние, полтора века. Научная революция, произошедшая в логике, в корне изменила ее. На смену старой пришла современная логика, у истоков которой стояли английский математик и логик Д. Буль, немецкий логика. Фреге, английский философ и логик Б. Рассел и др.
В России всегда были люди, бывшие в курсе достижений логики своего времени и внесшие в ее развитие важный вклад.
Математик и логик Начала прошлого века И.О. Порецкий оказал заметное влияние на развитие алгебраических теорий логики. Он первым в России начал читай» лекции по математической логике, о которой говорил, что это «по предмету своему есть логика, а по методу математика».
Физик П. Эренфест еще в 1910 г, высказал гипотезу о возможности применения современной логики в науке и технике. В дальнейшем его гипотеза Нашла прекрасное воплощение в электронно-вычислительной технике.
Логик Н. А. Васильев уже в начале прошлого река подверг критике считавшийся в традиционной логике одним из основных закон исключенного третьего. В дальнейшем идеи, касающиеся ограниченной применимости данного закона и близких ему способов математического доказательства, были развиты математиками А.Н. Колмогоровым, В.А. Гливенко, А.А. Марковым и др.
В 1960—1970-х гг. А.А. Зиновьев предложил новую целостную концепцию логики, названную им «комплексной логикой». В ней три ветви старой философий — логика, теория дознаний и теория бытия (онтология) — должны быть слиты в нечто единое. Оценка этой концепции, охватывающей всю нынешнюю логику, остается пока делом будущего.[7]
Литература:
1. Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. - М., 1986. С. 7
2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 162
3. Ивин А.А. Логика и теория аргументации: элементарный курс: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2007. С.7-8
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. С. 5-18
5. Гетмонова А.Д. Логика: учеб. для стулентов вузов. – 12-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2007. С. 14-16
6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. С. 23-27
7. Ивин А.А. Логика: для юристов: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. С. 18-19
2
Информация о работе Формальная логика как теория правильного мышления