Формальная логика как теория правильного рассуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Основной принцип формальной логики предполагает — и это следует специально подчеркнуть, — что каждое наше рассуждение, каждая мысль, выраженная в языке, имеет не только определенное содержание, но и определенную форму. Предполагается также, что содержание и форма отличаются друг от друга и могут быть разделены. Содержание мысли не оказывает никакого влияния на Правильность рассуждений, и от него следует поэтому отвлечься. Для оценки правильности существенной является лишь форма мысли. Ее необходимо выделить в чистом виде, чтобы затем на основе одной «бессодержательной» формы решить вопрос о правильности рассматриваемого рассуждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Формальная логика как теория правильного рассуждения……………4
Список литературы………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

логика готовая.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………..3

Формальная  логика как теория правильного рассуждения……………4

Список литературы………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В теме «Формальная  логика как теория правильного рассуждения»

Мы рассмотрим что формальная логика –это  науку о правильном рассуждении.  Формальная логика отделяет правильные способы рассуждения от неправильных и систематизирует первые.

Итак, есть все  же люди, которые открыто сейчас пишут о том, что при стандартном  определении логики как науки о мышлении имеется «категориальная ошибка», и логика – это теория правильных рассуждений.

Для осознания серьезности  утверждения о том, что логика – это наука о правильных рассуждениях, а не о мышлении, можно привести и мнение ученых с мировым именем: например, Я. Лукасевич в своей книге «Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики» писал о том, что а) неверно, что логика есть наука о законах мышления, и б) исследование того, как нужно мыслить – не предмет логики.

Отдельно стоит отметить, что со времен Аристотеля и стоиков  вопрос именно о правильных рассуждениях не только считался предметом логики, но и, главное, был обозначен как  главный из возможных к решению, в отличие от определений свободной  и неулавливаемой мысли.

Почему же логика стала  пониматься как наука о мышлении?

Все дело в том, что так  стало считаться в переломные для познания времена, и сам Ф.Бэкон  в своем труде «Новый органон» определил, что предметом логики является мышление (это исходит из его более общих представлений о предназначении познания, но не только это имеет значение).Итак, при акцентировании правильных рассуждений хоть в смысле предмета, хоть в смысле цели сразу проявляется противоречие понимания логики.

 

Формальная  логика как  теория правильного рассуждения.

 

Логика (формальная логика)(от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум)наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Логика, правильность рассуждения.

Рассуждение — это цепочка  утверждений, или высказываний, определенным образом связанных друг с другом. И само рассуждение, и входящие в него утверждения представляют собой акты нашего разума, или, как говорят, наши мысли. Слово «мысль» не отличается особой ясностью. Тем не менее для наших целей можно без всяких опасений вместо термина «форма рассуждения» употреблять термин «форма мысли».

И еще одно терминологическое  замечание. В логике принято говорить не «на языке», а «в языке»: «формулируется в определенном языке», «доказывается  в языке» и т.п.

Основной принцип формальной логики предполагает — и это следует специально подчеркнуть, — что каждое наше рассуждение, каждая мысль, выраженная в языке, имеет не только определенное содержание, но и определенную форму. Предполагается также, что содержание и форма отличаются друг от друга и могут быть разделены. Содержание мысли не оказывает никакого влияния на Правильность рассуждений, и от него следует поэтому отвлечься. Для оценки правильности существенной является лишь форма мысли. Ее необходимо выделить в чистом виде, чтобы затем на основе одной «бессодержательной» формы решить вопрос о правильности рассматриваемого рассуждения.

Как известно из философии, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и  форму. Наши мысли не являются исключением  из этого общего правила. То, что они обладают определенным, меняющимся от одной мысли к другой содержанием, известно каждому. Но мысли имеют также форму, что обычно ускользает от внимания.

Формальная логика не интересуется содержанием наших мыслей. Ее внимание целиком приковано к форме, ибо только от формы зависит правильность рассуждений.

Казалось бы, все просто. Однако просто только в идеале и  абстракции.

Различие между формой и содержанием не является абсолютным. То, что в одном случае считается  относящимся к форме, в другом может оказаться содержательным компонентом рассуждения, и наоборот. Противопоставление формы мысли ее содержа¬нию является относительным и лишь в определенных границах верным. Так что интерес формальной логики только к форме не означает абсолютного отвлечения от всякого содержания. В принципе такое полное разъединение формы и содержания вообще недостижимо, поскольку формы, совершенно лишенной содержания, нет. Формальная логика, исследуя логическую форму, анализирует и содержание, с необходимостью присутствующее в ней.

Это содержание является довольно своеобразным. Иногда его называют формальным, чтобы отличить от «конкретного содержания», содержания в обычном  смысле этого слова. Но ясно, что  какое-то содержание — пусть и  не совсем обычное — в логической форме все-таки есть.

Поэтому положение, что формальная логика интересуется одной формой рассуждений, нуждается в важной конкретизации. Оно требует прояснения самого понятия  такой формы.

Отличительная особенность  правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т. п. Неправильные выводы могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям.

Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между терминами(понятиями), операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и т. д. Но главные темы логических исследований - анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода.

Правильным является, напр., рассуждение, следующее схеме: "Если есть первое, то есть и второе; есть первое, значит, есть и второе" (см.: Модус поненс). По этой схеме из высказываний "Если сейчас день, то светло" и "Сейчас день" вытекает высказывание "Сейчас светло". Какие бы конкретные истинные высказывания ни подставлялись в указанную схему, заключение обязательно будет истинным.

В правильном рассуждении  заключение вытекает из посылок с  логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. Рассуждать логически правильно - значит рассуждать в соответствии с законами логики.

Логика не просто перечисляет некоторые схемы правильного рассуждения. Она выявляет различные типы таких схем, устанавливает общие критерии их правильности, выделяет исходные схемы, из которых по определенным правилам могут быть получены другие схемы данного типа, исследует проблему взаимной совместимости схем и т. д.

В современной логике логические процессы изучаются путем их отображения в языках формализованных, или логических, исчислений. Построение исчисления отличается тщательностью, с которой формулируются его синтаксические и семантические правила, отсутствием исключений, характерных для естественного языка. Исследованием формального строения логических исчислений, правил образования и преобразования входящих в них выражений занимается логический синтаксис. Отношения между исчислениями и содержательными областями, служащими их интерпретациями или моделями, исследуются семантикой логической.

Современная логике слагается из большого числа логических систем, описывающих отдельные фрагменты, или типы, содержательных рассуждений. Эти системы принято делить на . классическую, включающую классические  высказываний и  предикатов, и неклассическую, в которую входят модальная , интуиционистская , многозначная , неклассические теории логического следования, паранепротиворечивая , квантовой механики и др. Каждая из этих также включает, как правило, соответствующие высказываний и предикатов. Таким образом, хотя как наука едина, она слагается из множества более или менее частных систем, ни одна из которых не может претендовать на выявление логических характеристик мышления в целом. Единство логики проявляется прежде всего в том, что входящие в нее "отдельные" логика пользуются при описании логических процессов одними и теми же методами исследования. Все они отвлекаются от конкретного содержания высказываний и умозаключений и оперируют только их формальным, структурным содержанием. В каждой применяется язык символов и формул, строящийся в соответствии с общими для всех систем принципами. И наконец, "сконструированная" логика вызывает ряд вопросов, характерных для любой системы: нет ли в ней противоречий, охватывает ли она все истины рассматриваемого рода и др. (см.: Непротиворечивость, Полнота, Разрешения проблема). Между разными логическими системами имеются определенные связи. Одни системы могут быть эквивалентны другим, или включаться в них, или быть их обобщением и т. д. Единство логики проявляется также в том, что разные логики не противоречат друг другу: законами одной из них не являются отрицания законов, принятых в другой.

История логики насчитывает около двух с половиной тысячелетий и разделяется на два основных этапа. Первый начался с трудов Аристотеля (384-322 до н. э.) и продолжался до второй половины XIX - начала XX в., второй - с этого времени до наших дней. На первом этапе логики развивалась очень медленно, это дало И. Канту повод заявить, что она является с самого начала завершенной наукой, не продвинувшейся после Аристотеля ни на один шаг. Ошибочность такого представления была ясно показана в последние сто с небольшим лет, когда в логики произошла научная революция и на смену традиционной логики  пришла современная  логика называемая также математической или символической логикой. В основе последней - идеи Г. Лейбница (1646-1716) о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Д. Буль (1815-1864) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключения приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. С работ Г. Фреге (1848-1925) начинается применение  логики для исследования оснований математики. Значительный вклад в развитие  логики в дальнейшем внесли Б. Рассел (1872-1970), А. Н. Уайтхед (1861-1947), Д. Гильберт (1862-1943) и др. В 30-е годы фундаментальные результаты получили К. Гёдель (1906-1978), А. Тарский (1901-1983), А.Чёрч(р. 1903).

На первых порах  современная логика ориентировалась почти всецело на анализ только математических рассуждений. Это поддерживало иллюзию, что развитие логики не зависит от эволюции теоретического мышления и не является в смысле отображением последней.

В 20-е годы XX в. предмет логических исследований существенно расширился. Начали складываться многозначная  логика , предполагающая, что наши утверждения являются не только истинными или ложными, но могут иметь и другие истинные значения; модальная логика, рассматривающая понятия необходимости, возможности, случайности и т. п.; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативных высказываний, и др. Все эти новые разделы не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные и гуманитарные науки.

В дальнейшем сложились и нашли интересные применения: логика времени, описывающая логические связи высказываний о прошлом и будущем; паранепротиворечивая логикат, не позволяющая выводить из противоречий все что угодно; эпистемическая логика, изучающая понятия "опровержимо", "неразрешимо", "доказуемо", "убежден", "сомневается" и т. п.; оценок логики имеющая дело с понятиями "хорошо", "плохо", "безразлично", "лучше", "хуже" и т. п.; Логика. изменения, говорящая об изменении и становлении нового; причинности логика, изучающая утверждения о детерминизме и причинности; парафальсифицирующая логика, не позволяющая отвергать положения, хотя бы одно следствие которых оказалось ложным; релевантная логика  и др. Экстенсивный рост логики не завершился и сейчас. Основные ее ветви, или разделы, можно сгруппировать так:

о базисная логика, в которую входят классическая логика, модальная логика, многозначная логика, неклассические теории логического следования;

> металогика, исследующая сами логические теории, их внутреннюю структуру и связи с описываемой ими реальностью;

о разделы математического  направления, включающие теорию доказательства, теорию множеств, теорию функций, логика вероятностей, обоснование математики;

о разделы, ориентированные  на приложение в естественных и гуманитарных науках, такие, как индуктивная логика, изучающая проблематичные выводы, логические теории времени, причинности, норм, оценок, действия, решения и выбора и др; разделы, находящие применение при обсуждении определенных философских проблем: логики бытия, логики. изменения, логики части и целого, логические теории вопросов, знания, убеждения, воображения, стремления и т. п. Границы между этими областями не являются четкими, одни и те же ветви логики могут иметь одновременно отношение к философии и естествознанию, к математике и металогике и т. д.

Прояснение  и углубление оснований современной логики сопровождалось пересмотром и уточнением таких центральных ее понятий, как логическая форма, логический закон, доказательство, логическое следование и др.

Законы  логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанными с опытом. Однако возникновение конкурирующих логических теорий, отстаивающих разные множества законов, показало, что  логика складывается в практике мышления и что она меняется с изменением этой практики. Логические законы - такие же продукты человеческого опыта, как и аксиомы евклидовой геометрии, тоже казавшиеся когда-то априорными. Именно постоянно повторяющаяся практика выявляла некоторые общие и инвариантные отношения между вещами, вовлеченными в трудовую деятельность, и закрепляла их в сознании в виде некоторых логических структур, лежащих в основе формулирования правил логики.

Доказательство, и в особенности математическое, принято было считать императивным и универсальным указанием, обязательным для всякого непредубежденного ума. Развитие логики показало, однако, что доказательства вовсе не обладают абсолютной, вневременной строгостью и являются только опосредствованными средствами убеждения. Даже способы математической аргументации на деле историчны и социально обусловлены. В разных логических системах доказательствами считаются разные последовательности утверждений, и ни одно доказательство не является окончательным.

Перемены, происшедшие в логики в XX в., приблизили ее к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности, одной из разновидностей которой оно является.

Для правильного  понимания предмета и задач формальной  логике важно четко представлять ее соотношение с диалектической логике. Диалектика как логика исследует становление и развитие понятий и представлений, их отношения, переходы, противоречия. Диалектические принципы историзма, конкретности истины, единства абстрактного и конкретного, практики как критерия истины и т. д. направлены на познание закономерностей мышления, взятого в его движении и развитии, в последовательном постижении реальности. Формальная логика главное внимание направляет на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных связей и элементов. Диалектическая и формальная логика - две разные науки, различающиеся как предметами своего исследования, так и методами.

Информация о работе Формальная логика как теория правильного рассуждения