Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:56, контрольная работа
Эскизный компоновочный чертеж представляет собой изображение автомобиля или трактора в трех проекциях. Для автомобилей за начальные координатные плоскости на чертеже принимают:
- вертикальную продольную плоскость симметрии;
- вертикальную поперечную плоскость, проходящую через геометрическую ось передних колес;
- горизонтальную произвольно выбранную плоскость, часто проходящую по верхним или нижним поверхностям лонжеронов рамы грузового автомобиля или пола несущего кузова.
Разработка общего образа машины…………………………………………………. 2
Макетирование автомобиля ……………………………………………….... 3
Климатическая комфортабельность автотранспорта ……………………………… 4
Список использованной литературы …………
По некоторым зарубежным данным, водители автомобилей должны работать при более низких температурах (15... 17 °С в зимний период эксплуатации и 18...20 °С в летний) при относительной влажности воздуха 30...60% и скорости его движения 0,1 м/с. Кроме того, перепад температур наружного воздуха и внутри кузова в летний период не должен превышать 10 °С. Разность температур внутри ограниченного объема кузова во избежание простудных заболеваний человека не должна превышать 2...3 °С. Допустимый предел относительной влажности воздуха 30...70%. Для обеспечения комфортных условий рекомендуемая скорость движения воздуха для зимних условий 0,15 м/с, для летних - 0,25 м/с, но не более 0,4 м/с. Рекомендуемая кратность обмена воздуха в небольших помещениях 20.. .30, а подача воздуха не менее 30 м /ч на одного человека.
В зависимости от условий работы для обеспечения комфортных условий температуру в зимний период можно принимать при легкой работе 21 °С, умеренной 18,5 °С, тяжелой 16 °С.
В настоящее время микроклиматические условия на автомобилях и тракторах регламентированы. Так, температура воздуха в кабине (кузове) в летний период не должна быть выше 28 °С, в зимний (при наружной температуре -20 °С) - не менее 14 °С. В летнее время при движении автомоби-
Ля со скоростью 30 км/ч перепад между внутренней и наружной температурой воздуха на уровне головы водителя не должен быть более 3°С при наружной температуре +28 °С и более 5 °С при наружной температуре +40 °С. В зимнее время в зоне расположения ног, пояса и головы водителя следует обеспечить температуру не ниже +15°С при наружной температуре -25°С и не ниже +10°С при наружной температуре -40°С.
Влажность воздуха в кабине должна быть 30.. .70 %.
Подвод свежего воздуха в кабину должен быть не менее 30 м7ч на одного человека, скорость движения воздуха в кабине и салоне автомобиля 0,5... 1,5 м/с.
Предельная концентрация пыли в кабине (салоне) не должна превы-шать 5 мг/м.
В кабине трактора в теплый период года температура воздуха не должна превышать для всех зон 28 °С при относительной влажности 40...60 %. При этом в теплый период года (температура наружного воздуха +10 °С и выше) для зон с расчетной средней температурой в 13 ч дня самого жаркого месяца до 25 °С температура воздуха в кабине не должна превышать 28°С. Для зон с расчетной средней температурой воздуха в 13 ч дня самого жаркого месяца 25...30 °С температура воздуха в кабине не должна превышать 31 °С, а для зон с расчетной средней температурой воздуха в 13 ч дня самого жаркого месяца свыше 30 °С температура воздуха в кабине не должна превышать 33 °С.
Перепад температур в кабине трактора не должен превышать 3 °С, а относительная влажность воздуха - 60 %. В районах с повышенной влажностью допускается увеличение относительной влажности на 10 %.
В периоды года с температурой наружного воздуха ниже 10 °С температура воздуха в кабине должна быть не ниже 14 °С.
Направление и скорость движения воздуха в кабине должны регулироваться. Скорость движения воздуха в зоне дыхания водителя (оператора) не должна превышать 1,5 м/с.
Средневзвешенная температура всех внутренних поверхностей кабины трактора (за исключением поверхностей стекол и панели, расположенной под щитком приборов) должна быть не выше 35 °С.
Устройства системы вентиляции должны создавать в закрытой кабине избыточное давление не менее 10 Па.
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочих зон салона и кабины автомобиля и трактора регламентируются ГОСТ Р 51206-98 для автомобилей и ГОСТ 12.2.019-86 для тракторов, в частности: оксид углерода (СО) - 20 мг/м ; оксиды азота в пересчете на NO2 - 5 мг/м ; углеводороды суммарные (CnHm) - 300 мг/м ; акролеин (С2Н3СНО) - 0,2 мг/м3.
Паров бензина в салоне и кабине автомобиля не должно быть больше 100 мг/м3.
Температурный режим в кабине (кузове) может быть ориентировочно рассчитан по уравнению теплового баланса, согласно которого температура воздуха в кабине (кузове) остается постоянной:
Еа=о,
Где Qi - поступления теплоты в кабину от различных источников. В большинстве случаев
Ха=&+а»+бНпо+бд.+аР+бго+ао+йи=
Таким образом, тепловой баланс кабины (салона) определяется рядом факторов, основными из которых являются: количество людей в кабине (салоне) и количество теплоты Q4, поступающей от них; количество теплоты, поступающей через прозрачные ограждения бп0 (главным образом от солнечной радиации) и непрозрачные ограждения бшо \ Количество теплоты, поступающей от двигателя Q№, трансмиссии бтр, гидрооборудования бго s электрооборудования Q30 И вместе с внешним воздухом QB3, подаваемым вентилятором. Следует отметить, что слагаемые теплового баланса, входящие в уравнение (9.1), следует учитывать алгебраически, т. е. с положительным знаком при выделении теплоты в кабину и с отрицательным при ее отводе из кабины.
Очевидно, что условие теплового баланса (9.1) выполняется в том случае, если количество теплоты, поступающее в кабину, равно количеству теплоты, отводимому из нее.
Температурные условия и подвижность воздуха в кабинах автомобилей и тракторов обеспечиваются системами отопления, вентиляции и кондиционирования.
В настоящее время существует большое число систем вентиляции и отопления кабин и салонов автомобилей и кабин тракторов, отличающихся компоновкой и конструкцией отдельных узлов. Наиболее экономичной и широко применяемой на современных автомобилях системой отопления является система, использующая теплоту водяного охлаждения двигателя. Совмещение систем отопления и общеобменной вентиляций кабины позволяет повысить экономичность всего комплекса устройств обеспечения микроклимата в кабине в течение года. Системы отопления и вентиляции отличаются в основном расположением воздухозаборника на наружной
Поверхности автомобиля, типом применяемого вентилятора и его расположением относительно радиатора отопителя (на входе или на выходе из радиатора), типом применяемого радиатора (трубчато-пластинчатый, трубчато-ленточный, с интенсифицированной поверхностью, матричный и др.), методом управления работой отопителя, наличием или отсутствием обводного воздушного канала, рециркуляционного канала и т. д.
Забор воздуха снаружи кабины в отопитель производится в месте минимальной запыленности воздуха и максимального динамического давления, возникающего при движении автомобиля. В грузовых автомобилях и тракторах воздухозаборник располагают на крыше кабины. В воздухозаборнике устанавливают водоотражательные перегородки, жалюзи и крышки, приводимые в действие изнутри кабины.
Для обеспечения подачи воздуха в кабину и преодолений аэродинамического сопротивления радиатора и воздуховодов используется вентилятор осевого, радиального, диаметрального, диагонального или другого типа. В настоящее время наибольшее распространение получил двухкон-сольный радиальный вентилятор, так как он имеет сравнительно малые размеры при большой производительности.
Для привода вентилятора применяют электродвигатели постоянного тока. Регулирование частоты вращения электродвигателя и соответственно рабочего колеса вентилятора производят с помощью двух - или трехступенчатого переменного резистора, включенного в цепь питания электродвигателя.
От конструктивного и технологического исполнения теплопередаю-щей поверхности радиатора зависят производительность теплоты отопителя и его аэродинамическое сопротивление. Для повышения эффективности теплоотдачи от радиатора усложняют форму его каналов, по которым движется воздух, применяют различные турбулизаторы.
Решающую роль в эффективном равномерном распределении температур и скоростей воздуха в кабине играет воздухораспределитель. Насадки воздухораспределителя выполняют различной формы: прямоугольной, круглой, овальной и т. д. Их размещают перед стеклом ветрового окна, вблизи стекол дверей, в центре панели приборов, у ног водителя и в других местах, определяемых требованиями к распределению приточных воздушных потоков в кабине. В насадках устанавливают различные заслонки, поворотные жалюзи, управляющие пластины и т. д. Привод к заслонкам и поворотным жалюзи чаще всего располагают непосредственно в корпусе.
Воздуховоды к воздухораспределителю изготовляют из тонколистовой стали, резиновых шлангов, гофрированных пластмассовых труб и т. д. В некоторых автомобилях в качестве воздуховодов| используют детали кабины, полость щитка приборов. Однако такое выполнение воздуховодов является не рациональным, так как не обеспечивается герметичность и увеличиваются потери.
Безопасность движения автомобиля и качество выполнения технологического процесса тракторным агрегатом в значительной степени зависят
От надежной и эффективной защиты ветрового стекла от запотевания и обмерзания, что достигается равномерным его обдувом теплым воздухом и подогревом до температуры выше точки росы. Такая защита стекла конструктивно проста, не ухудшает его оптических свойств, но требует увеличения производительности системы вентиляции и высокой теплоемкости стекла. Эффективность струйной защиты стекла от запотевания определяется температурой и скоростью воздуха на выходе из насадка, расположенного перед кромкой стекла. Чем выше скорость воздуха на выходе из насадки, тем меньше температура в зоне стекла отличается от температуры на выходе из насадки.
Компоновка системы вентиляции и отопления зависит от конструкций автомобиля (трактора), кабины, отдельных узлов и их размещения.
В отличие от автомобильных систем отопления и вентиляции в тракторах большее внимание уделяется очистке, поступающего в кабину воздуха. Это связано с тем, что при выполнении тракторным агрегатом технологического процесса (обработка почвы) вокруг кабины трактора создается облако пыли. Около кабины сельскохозяйственных тракторов весной и осенью преобладает пыль минерального происхождения с частицами размером 1...5 мкм при концентрации вблизи от очага образования до 1400 мг/м при пахоте, посеве озимых и яровых культур, культивации и бороновании. При этом на транспортных работах запыленность воздуха около кабины трактора значительно ниже.
Поскольку нас интересует концентрация пыли и ее дисперсность непосредственно в месте забора обрабатываемого воздуха системой отопления и вентиляции в кабину, важной является информация о результатах замеров, характеризующих распределение ее в облаке, охватывающем кабину. Экспериментальные исследования, выполненные ФГУП НАТИ на тракторе Т-150К, показали, что запыленность воздуха на уровне нижней части кабины с ее боковых сторон достигает 185 мг/м, спереди -180 мг/м, а сзади - 280 мг/м. Запыленность воздуха на уровне крыши кабины со-ставляет уже 48 мг/м, а на расстоянии 0,5 м от верха крыши кабины 36 мг/м. Из других данных, полученных на основе испытаний различных машин, включая гусеничные тракторы, следует, что в передней части крыши кабины (в месте размещения воздухозаборника системы отопления и вентиляции) на различных видах работ кратковременная экстремальная расчетная концентрация пыли составляет до 150 мг/м, а расчетная средняя может быть принята равной 50 мг/м3.
Таким образом, в качестве расчетной при выборе и оценке эффективности работы устройства для очистки обрабатываемого воздуха от пыли в системе отопления и вентиляции кабины можно принять начальную концентрацию пыли - минимальную 50 мг/м и максимальную 150 мг/м при ее дисперсном составе, характеризующимся размером час
Другие вредные примеси в обрабатываемом воздухе, например, оксид углерода, имеют место или при неудачном расположении среза выхлопной трубы двигателя относительно воздухозаборника устройства кондиционирования воздуха и утечках выхлопных газов в тракте, или при выполнении специальных технологических операций. Снижение концентрации оксида углерода в воздухе кабины, в первую очередь, обеспечивается известными конструктивными мерами, а вопросы защиты от других агрессивных веществ требуют специальных мер.
В настоящее время получили распространение устройства для искусственного охлаждения воздуха, поступающего в кабину (кузов) Это - кондиционеры. По принципу действия кондиционеры подразделяются на фреоновые или парокомпрессионные, с воздушной холодильной машиной, термоэлектрические и испарительные.
Автоматическое управление режи
Как уже отмечалось выше, важное место в системе вентиляции кабины (кузова) автомобиля и особенно трактора, из-за особенностей условий работы, занимает очистка вентиляционного воздуха от пыли.
Самым распространенным способом очистки вентиляционного воздуха в кабинах является его фильтрация в фильтрах из картона, синтетических волокнистых материалов, модифицированного пенополиуретана и др. Однако для эффективного использования таких фильтров, отличающихся небольшой пылеемкостью, с меньшим числом технических обслуживании необходимо снижать концентрацию пыли на входе в фильтр. Для этого на входе в фильтр устанавливают пылеотделители инерционного типа с непрерывным удалением уловленной пыли для предварительной очистки воздуха.
Основные принципы обеспыливания вентиляционного воздуха основаны на использовании одного или нескольких механизмов осаждения частиц пыли из воздуха: инерционный эффект отделения и эффекты зацепления и осаждения. Инерционное осаждение осуществляется при криволинейном движении запыленного воздуха под действием центробежных и кориолисовых сил. На поверхность осаждения отбрасываются такие частицы, у которых масса или скорость значительны и они не могут следовать вместе с воздухом по линии потока, огибающей препятствие. Инерционное осаждение проявляется и тогда, когда препятствиями являются элементы заполнения фильтров из волокнистых материалов, торцы плоских листов инерционных жалюзийных решеток и т.д.