Этапы развития логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Основные этапы развития логики стр. 4
2. Предмет и значение логики стр. 10
Заключение стр. 11
Список литературы стр. 12

Файлы: 1 файл

контр. работа OpenDocument (2).docx

— 12.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

стр. 3

1. Основные этапы развития логики

стр. 4

2. Предмет и значение логики

стр. 10

Заключение

стр. 11

Список литературы

стр. 12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой  характеризуется той совокупностью  логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также  совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также  типичные ошибки в рассуждениях. Она  предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной  любая мыслительная деятельность, начиная  с обучения и кончая научно-исследовательской  работой.

Знание правил и законов логики не является конечной целью ее изучения. Конечная цель изучения логики - умение применять ее правила и законы в процессе мышления.

Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать  ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.

Итак, логика - это философская наука  о формах, в которых протекает  человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные этапы развития  логики

                 

Логика как самостоятельная  наука начинала формироваться в  Индии, Китае, Греции задолго до нашей  эры. На начальных этапах ее развития в Древней Индии большое внимание уделялось теории умозаключения, которое  отождествлялось с доказательством. В Древнем же Китае большинство  логических теорий было разбросано по различным трактатам, которые посвящались  вопросам философии, этики, политики и  естествознания. В них акцентируется  внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления.

Наиболее обстоятельно теоретические  проблемы логики были разработаны и  систематизированы в Древней  Греции. Одним из ее видных представителей был известный философ-материалист  Демокрит (460 - 370 до н.э.). Он – создатель  системы логики, которая была отражена в специальном трактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому  он выступает как один из основателей  индуктивной логики.

Проблемами логики занимались также и древнегреческие философы - Сократ (около 469 -399 до н.э.), Платон (428 - 347 до н.э.). Сократ, например, считал, что  любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно  свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого  понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в  своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить  деление понятия на его виды. Излюбленным  логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А" на "В" и "не-В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).

Одним из значительных философов  и ученых Древней Греции был Аристотель (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое  изложение логики. Его основными  трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства.

Впоследствии все шесть  своих логических трактатов он объединил  под общим наименованием "Органон" (орудие познания действительности). Заслуга  Аристотеля заключается также в  том, что он сформулировал такие  законы правильного мышления, как  закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это  он изложил в своем труде "Метафизика".

Важно иметь в виду, что  Аристотель впервые в истории  античной философии

занялся специальным изучением  внутренней структуры человеческого  мышления и стремился вывести  логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут  объективные истоки в отношениях предметного мира.

В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена  интересам богословия. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители  реализма того периода, продолжая взгляды  Платона, утверждали, что общие понятия  в логике существуют реально вне  единичных понятий; при этом они  составляют некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки  зрения придерживались, например, Ансельм  Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274).

Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально  существуют только единичные понятия, а общие - лишь имена, названия для  них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и  др. Однако в итоге этих споров как  одна, так и другая сторона принижали  роль логического знания.

Основателем арабоязычной логики считается сирийский математик  аль-Фараби (870-950), прокомментировавший  весь аристотелевский "Органон". Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль-Фараби выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления  и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.

Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель  Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). В работе "Логика" он стремится обобщить аристотелевскую силлогистику, установить зависимость между категорическими  и условными суждениями.

В XV - XVI вв., в эпоху Возрождения, происходит активизация эмпирических тенденций в логике и методологии  научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с практикой. Все значительнее место  среди других наук начинает занимать математика.

В развитии логики большую  роль сыграл английский философ-материалист  Ф. Бэкон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной  логики в своем труде "Новый  Органон", который, по мысли автора, должен был заменить старый аристотелевский "Органон". Если прежние философы подчеркивали в логике только средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного средства для осуществления научных открытий.

Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обоснованности индуктивных выводов, в которых  рассуждения человека идут от частного вывода к общему знанию. Он также  разработал методы определения причинной  связи между явлениями: метод  сходства, метод различия, соединенный  метод сходства и различия, метод  сопутствующих изменений, метод  остатков.

Успехи опытного естествознания ХVI-ХVII вв. характеризовались прежде всего развитием математики и  механики земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела  к установлению метафизического  взгляда на природу как на застывшую  и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, т.е. распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир.

Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650). Он сформулировал  четыре основных правила любого научного исследования:

1) истинно лишь то, что  познано, проверено и доказано;

2) расчленять сложное  на простое;

3) восходить от простого  к сложному, от более очевидного  к менее очевидному;

4) исследовать предмет  во всех деталях.

Последователи Р. Декарта Арно и Николь в 1662 г. написали книгу "Логика, или Искусство мыслить", где поставили задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.

Немалая заслуга в развитии логики принадлежит представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту (1724-1804) и Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831). Так, И. Кант выступил, в частности, против абсолютизации законов логики. По взглядам И. Канта, логика представляет собой науку о необходимых  законах, правилах рассудка вообще. Вот  почему логика, по его рассуждениям, должна изучать форму мышления в  отрыве от его содержания, т.е. независимо от объекта мышления. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого  содержания, а следовательно, и от самих вещей. И. Кант выдвинул новый  тип логики, которую назвал трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать). В ней  логические формы рассматриваются  как априорные (доопытные) свойства рассудка, обусловливающие возможность  всеобщего и необходимого знаний явлений опыта.

Позитивным вкладом в  логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и  логическое следствие от реальной причины  и реального следствия. И. Кант признавал  также существование "чисто формальной" логики, которая имеет дело с "чистыми" формами мышления.

Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной логики дал Г.В.Ф. Гегель. В то же время  он критически относился вообще к  формальной логике. Свое отношение  к этой науке как "метафизической" он строил исходя из объективно-идеалистического положения о тождестве законов  мышления и бытия. Критику законов  формальной логики Г.В. Ф. Гегель дал  во второй книге своей работы "Наука  логики", в разделе "Учение о  сущности". По мнению Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности. Однако такой универсальной логикой  должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития, "инобытием" которого является внешний мир.

Определенное внимание развитию логики уделяли К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), а позже В.И. Ленин (1870-1924). В своих философских работах  они отмечали, что традиционная логика является теорией правильно познающего мышления. Мышление же, не подчиняющееся  положениям логики, не способно адекватно  отразить объективную реальность. В.И. Ленин отмечал, в частности, ограниченность познавательных задач формальной логики. Однако такая ограниченность не лишает ее права оставаться наукой со своим  специальным предметом изучения.

Крупными русскими исследователями  в области логики были М.И. Каринский (1840-1917) и Л.В. Рутковский (1859-1920). Так, М.И. Каринский внес значительный вклад  в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется стремлением  построить аксиоматико-дедуктивную  систему логики, исходя из основного  отношения равенства (т.е. "тождества"); описать в ней дедуктивные  и индуктивные умозаключения. Л.В. Рутковский - автор труда "Основные типы умозаключений" (1888). Если М.И. Каринский  строил теорию выводов, используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считает возможным признать равноправными  с отношениями тождества и  такие, как отношения сходства, сосуществования  и др. Умозаключения делятся им на интенсивные (т.е. рассматриваемые  в логике содержания) и экстенсивные (рассматриваемые в логике объема).

С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод математической формализации и специальный аппарат  символов к определенному кругу  логических операций.

Представляют математическую логику Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассел (1872-1970), Б. Аккерман (1896-1962) и другие мыслители. Так, Б. Рассел считал, что если гипотеза относится не к одной или нескольким частным вещам, но к любому предмету, то такие выводы составляют математику.

Формализация и предельное абстрагирование от конкретного  содержания высказываний позволили  решить ряд трудных логических задач  в области математики и нашли  применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и т.п. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др. Однако математическая логика не охватывает всех проблем  естественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательная функция и методическая роль как  науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению  истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и значение логики

 

Логика — это нормативная наука об основных формах,приемах и методов интеллектуальной познавательной деятельности о языке, как средстве познания.

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого  мозга. Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой  и т.д., при этом каждая из них изучает  мышление в определенном аспекте. Логика изучает не только абстрактное мышление как средство познания объективного мира, исследует формы и законы, в которых происходит отражение  мира в полном объеме. Поскольку  процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, а логика изучает  лишь один из аспектов познающего мышления, логика является философской наукой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мышление человека подчиняется  логическим законам и протекает  в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно  правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического  значения этой науки.

Задача логики в том, чтобы научить  человека сознательно применять  законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно  сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает  критическое отношение к своим  и чужим мыслям.

Информация о работе Этапы развития логики