Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа
Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?
Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:
1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
Высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТПРИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финуниверситет)
Воронежский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Логика»
Вариант № 1
Выполнил:
Ф. И.О. Дудченко Валерия Валерьевна
Бакалавр факультета Финансово-кредитный
Курс 1
Личный номер 100.08/120061
Преподаватель (Ф.И.О.) Арапов Александр Владиленович
Воронеж 2013
Введение
Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?
Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:
1)для обозначения
2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.
3)для обозначения особой
науки, которая изучает
1. Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как
предмет изучения логики.
Объектом логики как науки является мышление
человека. Но мышление - сложный, многосторонний
процесс обобщенного отражения человеком
вещей, их свойств и отношений окружающего
его мира. Этот процесс изучается многими
науками, например такими, как философия,
психология, генетика, языкознание, кибернетика
и др. Философия изучает происхождение
и сущность мышления, его отношение к материальному
миру и познанию. Психология изучает условия
нормального (в соотношении с патологией)
функционирования и развития мышления,
влияние на него социально-психологической
среды. Генетика стремится раскрыть механизм
наследования людьми способностей к мыслительной
деятельности. Языкознание интересуется
взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются
сконструировать технические модели мозга
и человеческого мышления. Логика же изучает
процесс мышления с точки зрения его структуры
мыслей, правильности и неправильности
рассуждений, отвлекаясь от конкретного
содержания мыслей и их развития. Предметом логики
являются логические формы, операции с
ними и законы мышления.Чтобы лучше понять
предмет изучения логики, рассмотрим коротко
процесс познания человеком окружающего
его мира. Познание - процесс получения
знаний о мире. Существуют два способа
(источника) получения знаний:
Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.
Образование понятий дает
возможность иметь знания о явлениях
исходя из главных, существенных свойств
класса подобных явлений. О том, что
получилось бы, если бы люди не пользовались
в общении между собой
Всякий человек – смертен
Сократ - человек
Сократ – смертен.
В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.
Правильное
мышление - такое, в котором из исходных
истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений)
всегда с необходимостью получаются новые
истинные знания (новые понятия, суждения,
умозаключения). В неправильном мышлении
из истинных знаний могут получаться как
истинные, так и ложные новые знания.
2. Общее представление
о процессе человеческого
и месте логики в нем.
Как наука о мышлении логика
непосредственно связана с
К основным чувственным формам отражения,
которые, в свою очередь, базируются на
еще более элементарных формах отражения
простейших биологических организмах
и в материальных системах неорганической
природы, относятся ощущение, восприятие
Ощущение - это форма чувственного отражения,
присущая животной жизни, непосредственно
связанная с органами чувств и нервной
системой, состоящая в фиксации определенного
воздействия окружающей среды на организм
определенным органом чувств (зрительные,
звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые
ощущения). Можно говорить и о внутренних
ощущениях - боли (резь в желудке, “кольнуло”
в сердце, “ноющая” боль и т.п.), тревоги,
счастья и т.д. То есть ощущение - это особое
состояние организма и его нервной системы.
Определяющая особенность ощущений - отражение
отдельных свойств, признаков: только
света, только звука и т.п.
Восприятие - это более сложная форма чувственного
отражения, основанная на совокупности
ощущений и потому способная отразить
предмет или явление в целом (восприятие
стола в целом, лица, человека и т.д.), в
определенной совокупности его свойств
и признаков, продуцирующая некоторый
образ предмета, например, зрительный.
Представление - наиболее сложная и интересная
форма чувственного уровня психики. Она
непосредственно предшествует рациональному
уровню и именно в ней закладываются возможность
и необходимость перехода к логическим
формам. Представление также оперирует
образами, но, в отличие от восприятия,
для формирования образа здесь не требуется
непосредственного контакта с предметом.
Гегель выделял три формы представления:
а) “припоминание”
(непосредственное представление или
образная память) - воспроизведение образов,
которые сформировались как результат
внешних восприятий или ассоциативно-продуктивной
деятельности психики в рамках самой формы
представления и отложились в памяти;
б) ассоциативное
и продуктивное воображение (фантазия) - соотнесение образов и продуцирование
на этой основе новых, в том числе и таких,
которые не имеют прообразов в реальной
действительности (кентавр, сатир, сфинкс
и т.п.); продуктивное воображение Гегель
называет еще “символизирующей
и означающей фантазией”, подчеркивая
его непосредственную функцию в сознании
- продуцировать символы (такие образы, собственное
содержание которых имеет что-то общее
с придаваемым им смыслом, с символизируемым,
например, символ силы, царственности
и власти в образе орла - сильной, “царственной”
и властной птицы - в гербе Российской
империи или льва, “царя зверей”, в гербе
империи Британской) и знаки (такие образы, собственное
объективное содержание которых не имеет
ничего общего с обозначаемым, например,
буквенные обозначения звуков речи);
в) собственно память
(знаковая память) - способность воспроизведения
знаков вместе с приданным им ранее содержанием,
например, воспроизведение слов языка
в процессе речи, которую можно рассматривать
как указание (взаимосвязанное, разумеется)
ряда значений, ранее приданных словам
(в том числе и другими людьми - иначе невозможно
взаимопонимание), либо, напротив, воспроизведение
в сознании значения слов в процессе восприятия
речи.
Обратим внимание на ту важнейшую тенденцию,
которая прослеживается в иерархически
связанной последовательности этих форм.
По мере перехода к каждой последующей
форме происходит как бы освобождение
от влияния внешних воздействий на результат
отражения, достигающее максимума в продуктивном
воображении, способном свободно творить
символы и превращать любые образы в знаки
с произвольным, зависящим только от творящего
сознания (субъекта) значением. В творческой
фантазии субъективность познавательного
процесса достигает апогея и объективный
предмет его как бы теряется - сознание
само творит для себя предмет рассмотрения
и преобразования. Память оперирует уже
теми значениями знаков, которые приданы
им субъектом. Это освобождение не только
исключительно важно для осуществления
творческого процесса. Оно есть переход
в мир собственно идеального, самостоятельного
продуцирования его и свободного движения
в нем.
Возвращение к дисциплине оперирования
знаками происходит уже на следующей ступени,
ступени рационального познания, и связано с появлением мышления, подчиненного логическим законам.
Содержательно же объективность достигается
закреплением в памяти прежде всего таких
обозначений, которые постоянно используются
для жизнедеятельности, практически, а
это именно такие значения, которые в том
или ином смысле соответствуют объективной
действительности. Они складываются в
определенную систему, соответствующую,
прежде всего, системности природных взаимосвязей
окружающей среды обитания, структуре
и характеру взаимодействия с ней, причем
устойчивость и внутреннюю инвариантность
этой системе придает ее логический каркас.
Мышление есть, таким образом, способность
связывать идеальные объекты (в том числе
продукты чувственного уровня познания)
в логических отношениях, т.е. отражать
предмет в соответствии с законами логики
и вообще логическими формами.
Вопрос о природе логических форм, о происхождении
и вообще о статусе мышления во Вселенной
есть, как известно, вопрос философии,
причем основной ее вопрос. Две позиции
в его решении - материалистическая и объективно-идеалистическая
(агностицизм и субъективный идеализм
принципиально эту проблему игнорируют,
ограничиваясь констатацией факта существования
такой способности и исследованием ее
применения) - в конечном счете сходятся
как в признании объективности самих этих
форм как таковых, их независимости от
применяющего их человека (субъекта познания)
и вообще деятельности, так и исторической
постепенности овладения ими. Различие
заключается в том, что материализм рассматривает
это овладение как развитие самих этих
форм в процессе трудовой деятельности
и отражения действительности человеком,
а объективный идеализм - как выявление
заданной изначально и лежащей в основании
мира логической . Вообще понятие не должно
рассматриваться как нечто возникшее
для науки логики, предметом исследования
которой выступает сама эта форма, данное
различие несущественно.
Обычно выделяют три основные формы, в
которых реализуется способность мышления
- понятие, суждение и умозаклю
Понятие - это логическая форма, непосредственно
отражающая существенные признаки предмета
мысли и тем самым задающая определенный
класс объектов, обладающих такими признаками.
Понятие можно рассматривать как дальнейшее
развитие формы представления - как общее
представление, содержание которого опосредовано
анализом оснований этой общности и выделением
именно существенных признаков предмета.
В процессе образования понятий участвуют
общие приемы познавательной деятельности,
характерные для рационального уровня
- сравнение, анализ, синтез, обо
Сравнение - выявление сходств и различий
между предметами на основе их сопоставления.
Анализ - разложение, расчленение предмета
на отдельные признаки, отдельные части,
выявление их связей и отношений между
собой и с другими предметами.
Синтез - воспроизведение (мысленное
восстановление) предметов, расчлененных
в процессе анализа на отдельные признаки,
части, либо конструирование нового идеального
объекта на основе некоторого набора признаков,
отношений, частей и т.д., результатом которого
является представление их как системы
выделенных частей, свойств и отношений.
Обобщение - объединение в одной мысли
под одним термином - словом, словосочетанием
- множества предметов по сходным их чертам;
обобщение тесно связано с абстрагированием
- уже чисто рациональной процедурой.
Абстрагирование в целом можно определить как
операцию выделения определенных свойств,
отношений объекта и рассмотрения их как
самостоятельных объектов.
Простое суждение - логическая форма, в которой
утверждается нечто определенное (например,
наличие какого-то признака) о предмете
мысли посредством соотнесения двух понятий
(терминов суждения) - субъекта (S), отражающего характеризуемый
предмет, и предиката (P), отражающего даваемую
характеристику. Например, “лист зеленый”,
“этот человек талантлив” и т.п. Простое
суждение как бы раскрывает некоторый
аспект определенности содержания понятия
(свойства и отношения отражаемого в нем
предмета), скрытый в его простой неразвернутой
форме знаковой фиксации предмета мысли.
Поэтому Гегель подчеркивает, что суть
суждения заключается в развертывании,
раскрытии непосредственности понятия
через опосредование, что “процесс суждения
есть процесс определения понятия”
Сложные суждения представляют собой совокупность
нескольких простых, соединенных логическими
союзами. Эта определенная логическая
связь между составляющими - простыми
суждениями - по существу и есть собственное
утверждение сложного суждения, тогда
как в простом суждении утверждается определенная
взаимосвязь понятий. Поэтому сложное
суждение уже можно рассматривать как
систему суждений, а не просто понятий,
но систему, которая еще не дает вывода
нового суждения и заключения о его истинности,
что естественно, поскольку не утверждаются
однозначно и значения истинности составляющих
сложное суждение простых. Так, сложное
условное суждение “Если тучи сгущаются,
то может быть дождь” не содержит вывода
о возможности дождя, а лишь утверждает
условную связь между определенными ситуациями,
задаваемыми этим суждением как условие
и следствие.
Формы вывода одних суждений из других
относятся уже к третьей основной форме
мышления - умозаключению, которое и определяется как
логическая форма, в которой на основании
одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение,
называемое заключением (выводом).
3. Практическая часть
3. Логика – наука о:
а) мышлении;
б) умозаключениях и доказательствах;
в) формах мышления и истинных суждений;
г) формах рационального мышления и логических законах.
Правильный ответ г) формах рационального мышления и логических законах
Логика - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.
Заключение
В заключение отметим, что все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания (психических способностей) внутренне взаимосвязаны. Характерны аналогии определенных уровней чувственной и рациональной сфер, например, между припоминанием образа и понятием, ассоциацией образов и суждением, продуктивным воображением и умозаключением. Человеческая психика представляет собой иерархическую систему уровней, в которой последующие, более высокие уровни основаны на предшествующих, “снимают” их и имеют их своим содержанием. Эта взаимосвязь не есть только взаимосвязь составляющих модельного изображения, но есть реальное деятельное взаимодействие уровней психики, в котором результаты работы одного уровня выступают “материалом для переработки” на другом, служат основой его содержания. Это именно взаимодействие - двунаправленный процесс: не только данные органов чувств, образные восприятия и представления, вообще чувственный опыт служат материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности, рациональное содержание нашего знания перерабатываются на чувственном уровне и представляются в чувственной форме, что имеет для интеллектуальной и вообще духовной деятельности не менее важное значение. В теории научного творчества в этом плане обычно указывают на роль интеллектуальной интуиции в процессе получения рациональных результатов, но этим далеко не исчерпывается роль продуктивного взаимодействия чувства и мысли в человеческой жизнедеятельности.
Список литературы
http://lib.podelise.ru/docs/
http://www.prog10.narod.ru/
http://bip-ip.com/logika-eto-
Батурин В.К. Логика: учебное пособие. – М.: КУРС : ИНФРАМ,
2012.
Образовательные ресурсы интернет репозитория, в том числе
КОПР, обзорные лекции, тестовые базы. – URL: http://
repository.vzfei.ru. Д