Контрольная работа по дисциплине: «Логика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:09, доклад

Описание работы

ПВ конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно-командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные направления необходимо разобраться в содержании термина.

Содержание работы

Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.
Основная часть.
Понятие “менеджмент”.
Формирование понятия.
Определение понятия и проверка его правильности.
Деление понятия.
Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
Простой категорический силлогизм.
Заключение.

Файлы: 1 файл

logika.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения  Российской Федерации

Архангельская Государственная Медицинская  академия

Институт менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Логика»

Тема: «Менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка IV курса

Вечернего отделения

Алексеева Юлия Анатольевна

шифр № МВСС – 98301

Проверил: преподаватель

Санталов Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

1999 г.

 

План:

  1. Введение. Развитие научного управления и эволюция термина “менеджмент”.
  2. Основная часть.
  1. Понятие “менеджмент”.
  1. Формирование понятия.
  2. Определение понятия и проверка его правильности.
  3. Деление понятия.
  4. Обобщение и ограничение. Круги Эйлера.
  1. Простой категорический силлогизм.
  1. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение. Развитие научного управления и эволюция понятия “менеджмент”.

В конце XX века в нашей стране произошли серьезные экономические преобразования: изменились отношения собственности, а вместе с ними – цели деятельности организаций, механизмы их взаимодействия. Административно-командная система управления ушла в прошлое. Существенно возросла роль управляющих структур. Поэтому знание менеджмента сегодня необходимо для управленцев разных уровней. Но, прежде чем начать изучать его различные направления необходимо разобраться в содержании термина.

Можно ли одной фразой определить, что такое менеджмент? Это ничуть не проще, чем определить, например, что такое “любовь”. Менеджмент – необычно сложное явление, которое охватывает огромный  спектр самых разных видов человеческой деятельности (от промышленности до политической борьбы, от спорта до социальных движений). Термин трактуется очень широко. Дело в том, что как социально-экономическое учение менеджмент возник только в конце прошлого века. Промышленная революция XVII-XIX веков сделала необходимым научный подход к управлению. Но сама теория управления – относительно новое явление в истории бизнеса. Первые попытки привести в систему имеющиеся знания в сфере управления экономикой и производством связывают с именем Генри Р. Тауна, основателя и президента “Эйле энд Таун Манифактуринг”. В 1886 году он писал, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу. Таун отмечал, что у менеджеров нет научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы и теории. В истории менеджмента выделяют три основных школы теории управления:

  • Классическая школа (представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбретт, А. Файоль и М. Вебер).
  • Школа человеческих отношений (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, О. Шелдон и др.).
  • Школа науки управления (Барнард Ч.И. и др.).

Эти школы возникли в  разные исторические периоды. Все они  первоначально были ориентированны только на производственно-хозяйственную  сферу деятельности, их открытия использовались в текущей управленческой практике. Но сегодня принципы научного управления применяют далеко за пределами производства. Произошла интеграция понятия “менеджмент”.

В фундаментальном Оксфордском  словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения  с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица.

В американском учебнике для студентов по курсу менеджмента  дается следующее определение: “Менеджмент – это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей” [5, стр. 10]. Причем, под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых менеджерами. Оптимизация означает, что менеджеры должны работать для достижения наилучших долгосрочных результатов, а цели – это те результаты, которых добиваются основные акционеры кампании.

Встречаются и более  упрощенные определения менеджмента. Например:”Менеджмент – это искусство получения работы, сделанной посредством других” [5, стр. 11].Такое определение не подойдет менеджерам в условиях все возрастающей сложности управленческого процесса.

Можно встретить и  такое определение: “Менеджмент – это область деятельности, которая сочетает искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм” [5, стр. 11]. Но – в чем его цель и практическое приложение?

 Дадим  правильное  определение на русском языке,  в котором слово “менеджмент” используется сравнительно недавно. Глагол “управлять” применяется у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где требуется управление как таковое. Но, если задуматься, вряд ли все приемы и методы, с помощью которых управляют на заводе или фабрике, будут хороши в управлении деятельностью парламента или в правительственной сфере. А управление автомобилем существенно отличается от управления коллективом. В англоязычных странах разделение соблюдается более четко:

To manage – управлять в хозяйственной сфере (фирма, магазин, оптовая база и т.д.).

To govern – управлять в политической сфере (правительство, региональное руководство и т.д.).

To control – управлять в сфере техники (машинами, техническими комплексами и т.д.).

В настоящее время  в России слова “менеджмент” и “управление” часто применяют как синонимы. Значение термина “менеджмент” недопонимается. С точки зрения логики мы не можем назвать “менеджмент” просто управлением, наукой или только искусством управления. Попытаемся выделить конкретные, устойчивые, существенные и необходимые признаки менеджмента, т.е. определим истинный объем и содержание данного понятия.

  1. Основная часть.
  1. Понятие “менеджмент”.

Понятие – это форма  абстрактного мышления, в которой  отражаются признаки одно-элементарного  класса однородных предметов.

  1. Формирование понятия.

Основными логическими  приемами формирования понятий являются: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Применим их для формирования понятия “менеджмент”.

Не вызывает сомнения, что менеджмент – это отрасль  управленческой деятельности. Но менеджмент – не единственное понятие, которое  можно отнести к управлению. Чтобы составить понятие о нем, произведем анализ, разберем его составные части. Итак,

Менеджмент – это

        • Стадия управленческого процесса;
        • Совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств научного управления;
        • Имеет практическую цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшего использования ресурсного потенциала;
        • В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

Задача дать правильное определение понятию “менеджмент” затруднена тем, что оно включает в себя два одновременно идущих процесса:

  • Научное исследование, теория управления;
  • Практическое применение полученных знаний.
Чтобы выделить существенные и несущественные признаки предмета, используем прием сравнения.

Таблица 1.

 

Менеджмент

Маркетинг

 

Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.

Существенные сходства

  • Стадия управленческого процесса;
  • С использованием достижений науки управления.
  • Стадия управленческого процесса;
  • С использованием достижений науки управления.

Существенные различия

  • Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;
  • Управление всей деятельностью данной социальной группы;

 

  • Цель – достижение высокой эффективности деятельности.
  • Понятие имеет меньший объем, большее содержание;
  • Управление производственно-сбытовой деятельностью предприятия;
  • Цель – стимулирование сбыта товаров и услуг на рынке, ускорение обмена.

Несущественные сходства

Маркетинг – интегративная  функция менеджмента, преобразующая  потребности покупателя в доходы предприятия.

Несущественные различия

 

 

 

 

 

  • принципы применяются во всей экономической системе;
  • функции: планирование, организация, руководство, контроль;

 

  • принципы применяются чаще на уровне микроэкономики;
  • функции: исследование, планирование, оформление и продвижение продукта, разработка нового продукта;

Несущественные различия

Задачи, функции, время, объем  использования, объект управления, средства и способы управления – могут  варьироваться в зависимости  от специфики деятельности организации, уровня управления.


 

Таблица 2.

 

Менеджмент

Управление

 

Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.

Существенные сходства

  • Руководство чьей-либо деятельностью;
  • Цель – достижение высокой эффективности.
  • Руководство чьей-либо деятельностью;
  • Цель – достижение высокой эффективности.

Существенные различия

  • Понятие имеет меньший объем, большее содержание;
  • Является стадией управленческого процесса;
  • С использованием достижений науки управления;
  • Термин применяется на различных уровнях социальной деятельности.
  • Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;

 

 

 

  • Использование науки управления не обязательно;
  • Термин применяется в любых сферах деятельности.

Несущественные сходства

  • Проводится одним лицом или группой лиц;
  • Направлен на подчинение и использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Несущественные различия

  • Место;
  • Время;
  • Орудия производства и контроля.

 

Теперь выделим существенные признаки предмета и отделим несущественные, второстепенные, т.е. произведем абстрагирование, а также объединим существенные признаки, полученные нами в процессе анализа (синтез).

Таблица 3.

Существенные признаки

Несущественные признаки

  • Управление чьей-либо деятельностью;
  • С использованием науки управления;
  • Цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшее использование ресурсного потенциала;
  • В данной социальной группе (организации, фирме, компании).
  • Функции менеджмента – планирование, организация, руководство, контроль;
  • Понятие используется во всей экономической системе на различных социальных уровнях;
  • Проводится одним лицом или группой лиц;
  • Направлен на подчинение или использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

 

Теперь объединим отдельные  признаки менеджмента, т.е. произведем обобщение:

  • Управление чьей-либо деятельностью;
  • С использованием науки управления;
  • Цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшее использование ресурсного потенциала;
  • В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

 

  1. Определение менеджмента и проверка его правильности.

Определение – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия. В явном определении понятия, содержание которых надо раскрыть, называется определяемым понятием (definiendum – Dfd), а то понятие, с помощью которого оно определяется, называется определяющим понятием (definience – Dfn).

На основании логических приемов формирования понятия “менеджмент” произведем его определение (или дефиницию).

 Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения.

Содержание понятия  менеджмент выведено с помощью логической операции определения через род  и видовое отличие A=BC, где А- определяемое понятие (менеджмент), В- род (научное управление), С- видовое отличие (с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения).

Проверим выведенное определение по правилам составления  определения, а также выясним  отношение объема и содержания.

  1. Правило соразмерности объемов: объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. При нарушении этого правила могут возникать следующие логические ошибки в определении:
  • Широкое определение – объем Dfn больше Dfd. Например, опустив в Dfn слово “научное” [управление], мы получим определение, в результате которого управленческую деятельность вождя первобытного племени, следящего за сбором плодов, можно назвать менеджментом. Или, убрав “социальное объединение”, мы получим определение, согласно которому управление автоматизированными системами является менеджментом.
  • Узкое определение – объем Dfn меньше объема Dfd. Например,  определив менеджмент как процесс научного управления с целью … получения прибыли, мы увеличим содержание, но уменьшим объем, так как теперь управленческая деятельность в некоммерческих организациях не будет являться менеджментом. Другой пример: менеджмент – это процесс … управления производством и производственным персоналом. Значит, управление социальными ресурсами, если оно не касается конкретно производства товаров и услуг, не является менеджментом.
  • Определение в одном отношении широкое, в другом узкое – т.е. объем Dfd больше и меньше объема Dfn (в разных отношениях). Например: менеджмент – это совокупность мер … по управлению предприятием. С одной стороны, мы имеем ввиду любые формы управления, в том числе без использования научного подхода (увеличение объема), но – на базе одного предприятия (уменьшение объема).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Логика»