Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:50, контрольная работа
А б с т р а к т н о е мышление - это ступень процесса познания, который следует за чувственным познанием. Суть этого следования состоит в том, что абстрактное мышление оставляет (абстрагирует) хаотическую информацию о предмете, которую нам дают органы чувств. В этом смысле абстрагироваться - не значит отвлекаться от предмета: это значит отвлекаться от чувственного ступени познания, который выполнил свою функцию, зафиксировав данность предмета в совокупности чувственных образов и сигналов. Согласно этому становится понятным, что абстрактное мышление не отдаляет нас от предмета, а приближает к нему благодаря систематизации чувственной информации о предмете и выделению существенных связей, присущих природе предмета
Контрольная работа по логике студентки группы Д121у Воецких Ирины Владимировны
Абстрактное мышление имеет присущие
ему формы и подчиняется
Каждая мысль имеет форму и содержание. Содержанием мысли является то, о чем мы мыслим. А формой мысли способ связи структурных элементов или составных частей мысли. Особенностью формы мысли является то, что она независима, инвариантная от содержания мысли.
Одна и та же форма может содержать разный смысл. В этой независимости является одновременно и преимущество и недостаток. Преимущество в том, что разнообразный смысл мы можем стандартизировать, а значит представлять его в виде системы. Недостатком является то, что при этом мы отодвигаем на задний план тонкости содержательных оттенков полученной информации.
Эта особенность формы мысли (т.е. ее независимость, инвариантность относительно содержания) определяет этимологию слова "логический" (логический анализ, логический подход, логическая форма и т.д.). Логический - означает "способен удерживать неизменным, инвариантным содержание мысли за всех преобразований и перестановок". А поскольку (как мы отмечали ранее) любая мысль реализуется в языке, то свойство предложений языка при любых преобразованиях сохранять неизменными их значение (это могут быть оценки: "истинно", "ложно". "Правдоподобно", "правильно построено "," корректно "и др.) является их логическим свойством. В этом смысле мы говорим: логика языка, логика теории подобное.
Понятие (наряду с суждением и научной теорией) - одна из основных форм отражения мира
на рациональной, логической ступени познания.
Понятия представляют собой идеальные
сущности, продукты мыслительной деятельности
человека, их функция состоит в мысленном
объединении разнородных объектов в единый
класс и реализуется за счет выделения
признака, присущего каждому из обобщаемых
в понятии объектов и не присущего никакому
другому объекту исходной предметной
области, которая называется универсумом или род
Языковой формой выражения понятий являются общие описательные имена. Неописательные имена не всегда выражают понятия, а лишь в тех случаях, когда они введены в качестве сокращений для общих описательных имен. Поэтому неописательные имена можно считать знаками понятий лишь в тех случаях, когда известно, какой это смысл. Иначе может произойти подмена понятий именами, не выражающими таковых. Особенно неприемлемо это в процессе обучения.
При определении понятия не говорилось
о том, по каким признакам происходит
обобщение и выделение
- Простые суждения
Пример простого суждения: “Лилия - растение”.
- Сложные суждения состоят из двух и более простых суждений, тем или иным способом связанных между собой.
Помимо классификации суждения также делятся по:
1) качеству,
2) количеству
Нераспределенным считается термин, если он мыслится только в части своего объема (речь идет о части класса предметов).
В общеутвердительных суждениях
субъект распределен, а предикат не распределен. Например: все буквари – учебники; все вокалисты – исполнители.
Распределенными оба терминами будут в случае их равнозначности, например, «Богатство языка – богатство мыслей» (Н.М. Карамзин).
В общеотрицательных суждениях оба термина всегда распределены, они полностью исключают друг друга, являясь несовместимыми понятиями.
Например: ни один треугольник не является кругом; ни одно поражение не является победой; ни один сон не является реальностью.
В частноутвердительных суждениях оба термина выражены перекрещивающимися понятиями. Их объемы частично совпадают. Оба термина не распределены.
Например: некоторые рабочие – новаторы
В некоторых частноутвердительных суждениях объем субъекта шире объема предиката; например: некоторые писатели – герои России. Объем предиката здесь входит в объем субъекта, но объем субъекта только частично совпадает с объемом предиката.
В частноотрицательных суждениях объемные отношения субъекта и предиката напоминают аналогичные схемы в частноутвердительных суждениях с той лишь разницей, что в частноотрицательных суждениях речь идет о несовпадающей части объема субъекта с объемом предиката. Субъект не распределен, а предикат всегда распределен. Например: некоторые водные животные не являются рыбами; некоторые решения суда не являются англоговорящими.
Мы помним, что суждение - это мысль. Следовательно, умозаключение - это последовательность мыслей. Мы переходим к исследованию более сложных объектов. До сих пор мы имели дело с отдельными мыслями, теперь перейдем к их последовательности.
Все умозаключения принято
делить на виды по различным основаниям:
по составу, по количеству посылок, по
характеру логического
По составу все умозаключения делятся
на простые и сложные. Простыми называются
умозаключения, элементы которых не являются
умозаключениями. Сложными назы
По количеству посылок
умозаключения делятся на непос
По характеру логического
следования все умозаключения делятся
на необходимые (
Правдоподобные умозаключения - такие, в которых заключение следует из посылок с большей или меньшей степенью вероятности. Например, из посылок: «Студенты первой группы первого курса сдали экзамен по логике», «Студенты второй группы первого курса сдали экзамен по логике» и т. п. следует «Все студенты первого курса сдали экзамен по логике» с большей или меньшей степенью вероятности (что зависит от полноты наших знаний обо всех труппах студентов первого курса). К правдоподобным умозаключениям относятся индуктивные и умозаключения по аналогии.
Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio - выведение) - такое умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Путем дедукции получаются достоверные выводы: если истинны посылки, то будут истинны и заключения.
Пример:
Если человек совершил преступление, то он должен быть наказан.
Петров совершил преступление.
Петров должен быть наказан.
Индуктивное умозаключение (от лат. inductio - наведение) - такое умозаключение, в котором переход от частного знания к общему осуществляется с большей или меньшей степенью правдоподобности (вероятности).
Например:
Кража - уголовное преступление.
Грабеж - уголовное преступление.
Разбой — уголовное преступление.
Мошенничество - уголовное преступление.
Кража, грабеж, разбой, мошенничество - преступления против собственности.
Следовательно, все преступления против собственности – уголовные преступления.
Поскольку в основу данного заключения положен принцип рассмотрения не всех, а лишь некоторых предметов данного класса, то умозаключение называется неполной индукцией. В полной индукции обобщение происходит на основе знаний всех предметов исследуемого класса.
В умозаключении по аналогии (от греч. analogia - соответствие, сходство) на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Например, на основе сходства способов совершения преступлений (кражи со взломом) можно сделать предположение о том, что эти преступления совершались одной и той же группой преступников.
Все виды умозаключений могут быть правильно построенными и неправильно построенными.