Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:29, контрольная работа
Задание 1:
а) Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для следующих ошибок в определении понятия: широкое определение, узкое определение, определение с кругом, двусмысленное определение, только отрицательное определение, некоммуникабельное определение. Прокомментируйте каждый пример -в чем именно заключается ошибка в приведенном Вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.
Творческое задание – эссе
Задание 1:
а) Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для следующих ошибок в определении понятия: широкое определение, узкое определение, определение с кругом, двусмысленное определение, только отрицательное определение, некоммуникабельное определение. Прокомментируйте каждый пример -в чем именно заключается ошибка в приведенном Вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное определение.
Ответ:
Широкое определение. Пример: «Ртуть- это химический элемент». В этом примере не понятно, что представляет собой ртуть, так как указано только родовое понятие. Для правильности данного определения необходимо добавить его видовое отличие. «Ртуть- это химический элемент, единственный жидкий при комнатной температуре металл, второй группы периодической системы элементов.
Узкое определение. Пример: «Биология – это наука о растениях». В этом примере объем меньше, чем определяемое понятие , так как наука биология изучает и другие понятия и явления. Правильно было бы: «Биология-это наука о растениях, животных, природных и других явлениях.
Определение с кругом. Пример. «Лентяй - это тот человек, который ленится». В данном определении присутствует тавтология, поэтому определение не раскрывается. Правильнее было бы: «Лентяй – это человек, который не любит работать, двигаться».
Двусмысленное определение. Пример. «Дети – цветы жизни». В определении «дети» - термин «цветы» имеют два смысла- прямой и переносный, что в определении понятия недопустимо, содержание понятия не раскрывается, так как определение не отвечает на поставленный вопрос. Было бы правильным определение: «Дети –это мальчики и девочки рожденные своими родителями.
Только отрицательное определение. Пример. « Учебник –это не художественная книга». В данном определении не указано, чем же на самом деле является понятие «учебник», содержание понятия не раскрыто. Отрицательное определение должно быть дополнено положительной частью. «Учебник –это не художественная книга, а книга для обучения чему-нибудь, например: английскому языку, математике и тд.»
Некоммуникабельное определение. Пример. Синхрофазатрон- протонный синхротон, циклический резонансный ускоритель протонов с орбитой постоянного радиуса, растущим во времени управляющим (ведущим) магнитным полем и переменной частотой ускоряющего напряжения. Данное определение является сложным и непонятным для большинства людей.
б) Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для следующих ошибок в определении понятия: подмена основания в делении, неполное деление, пересечение результатов деления, скачок в делении. Прокомментируйте каждый пример – в чем именно заключается ошибка в приводимом Вами примере, каким образом возможно ее устранить, каким было бы (в данном случае) правильное деление.
Ответ:
Подмена основания в делении. Пример: «Платья бывают красными, белыми, зелеными, серыми, коктейльными и т.д. Деление понятия должно производиться по одному основанию , а в нашем примере два основания – цвет и фасон платья. Для того, чтобы устранить эту ошибку, нужно в понятии «платья» поделить одно основание «цвет», а затем уже произвести классификацию по фасону. «Платья бывают красными, белыми, серыми и тд.». « Платья бывают коктейльными , бальными, и тд.
Неполное деление. «К живым существам относятся: животные, птицы, насекомые». В этом делении понятия допущена ошибка, так как суммарный объем всех результатов деления не равен объему исходного понятия «живые существа» , он не полный. Данный пример нужно было записать так: « К живым существам относятся: животные, птицы, насекомые и другие…».
Пересечение результатов деления. Пример. « Студенты делятся на хоккеистов, футболистов, лыжников и тд.» Студенты могут заниматься не только одним видом спорта, но и еще каким-нибудь. Правильно нужно классифицировать, так что бы один вид не попадал в другой- « Некоторые из студентов занимаются хоккеем, футболом, лыжами и т.д.»
Скачок в делении. Пример: «Члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены. В этом примере нужно было сказать, что члены предложения делятся на главные и второстепенные, а затем уже пояснить, что главные члены предложения подразделяются на подлежащее и сказуемое.
Задание 2:
Найдите в литературе (художественной, публицистической, научной, учебной) или придумайте по одному примеру для каждого вида сложных суждений (конъюнкции, нестрогой и строгой дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания), причем в примерах не используйте союзы «и», «или», «если…то», т.е. заменяйте их другими союзами естественного языка, которые выражали бы соответствующие виды логических связей в сложных суждениях.
Ответ:
Конъюнкция. Пример. «Уж полночь близится, а Германа все нет».
Нестрогая дизъюнкция. Пример. «Договор купли-продажи может быть заключен в устной а также письменной форме».
Строгая дизъюнкция. Пример. «Он учится в техникуме, либо в университете».
Импликация. Пример. «Если будет хорошая погода, мы пойдем гулять».
Эквиваленция. Пример. «Страховая премия выплачивается только в тех случаях, когда доказано наличие неумышленного ущерба».
Отрицание. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».