Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Задание 9 Установите, являются ли равносильными суждения в каждой из следующих пар?
А) Мой отец работает в университете, а брат учится в школе. Неверно, что мой отец работает в университете, а брат в школе не учится.
Б) Если я устал, то не могу больше работать. Я устал, но могу еще работать
Задание 10 Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений, распределенность в них терминов. Выразите отношения между терминами с помощью круговых схем.
А) Всякий кинжал есть холодное оружие. Б) Какой же русский не любит быстрой езды.

Содержание работы

1.Дать характеристику определению понятий, виды определений
2.Выполнить задания:
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание 7
Задание 8
Задание 9
Задание 10

Файлы: 1 файл

Логика МИУ 3 вар..doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

 

1.Дать характеристику определению понятий, виды определений

3

2.Выполнить задания:

8

Задание 1

8

Задание 2

8

Задание 3

9

Задание 4

9

Задание 5

10

Задание 6

11

Задание 7

11

Задание 8

12

Задание 9

12

Задание 10

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дать характеристику определению понятий, виды определений

 

Определение понятий  позволяет раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия - значит, указать его существенные признаки.

Древнегреческий термин, соответствующий русскому слову  «определение», происходит от греческого слова «хорос», что означает «пограничный столб». Такие столбы ставились, чтобы отделить один участок земли от другого. Латинское слово «definitio» образовано от слова «finis» – «граница», «конец чего-либо». Русское слово «определение» – от слов «делить», «устанавливать границу».

Поэтому логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением (лат. definitio), или дефиницией.[1,с.55] С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Например, обычное определение  термометра указывает, что это, во-первых, прибор и, во-вторых, именно тот, с помощью  которого измеряется температура.

Определение понятия  говорит, что это слово или  сочетание слов, имеющее точное значение и применяемое в науке, технике или искусстве. Определение решает две задачи. Оно отличает и отграничивает определяемый предмет от всех иных: приведенное определение термометра позволяет однозначно отграничить термометры от всех предметов, не являющихся приборами, и отделить термометры по присущим только им признакам от всех иных приборов.

Далее, определение раскрывает сущность определяемых предметов, указывает  те основные без которых они не способны существовать и от которых  в значительной мере зависят все иные их признаки.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (предмет, понятие или слово) [definiendum (дефиниендум), сокращенно Dfd],; понятие, раскрывающее содержание определяемого  понятия, - определяющим (те общие и  существенные признаки, которые составляют содержание определяемого) [definience (дефиниенс), сокращенно — Dfn ].

1) Определения необходимы  для подитоживания главного в  познании сущности предмета.

2) Определения необходимы, когда  употребляются такие понятия,  содержание которых слушателю неизвестно.

3) Определения необходимы, если  вводится в обиход новое слово  или известное слово употребляется  в новом значение.

Определение выполняет две функции:

Познавательная функция.

Коммуникативная функция.

Определения являются эффективным средством против неясности понятий и рассуждений. Вместе с тем невозможно определить все, точно так же как невозможно доказать все. Определение сводит неизвестное к известному, не более того. Оно всегда предполагает, что есть вещи,  известные без всякого определения и разъяснения и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то более очевидного.

«Неясное» и «неопределимое» не одно и то же. Как раз наиболее ясное, само собой понятное и очевидное  меньше всего нуждается в определении, а зачастую и просто не допускает его.

Определения действуют в довольно узком интервале. С одной стороны, он ограничен тем, что признается очевидным и не нуждающимся в  особом разъяснении, сведении к чему-то еще более известному и очевидному. С другой стороны, область успешного применения определений ограничена тем, что остается пока еще недостаточно изученным и понятым, чтобы дать ему точную характеристику.

Попытка определить то, что еще  не созрело для определения, способна создать только обманчивую видимость  ясности.

Помимо отграничения определяемых предметов, к определению обычно предъявляется также требование раскрывать сущность этих предметов.

С этим требованием и связаны  чаще всего сложные проблемы определения  конкретных понятий. Легко отличить предметы, подпадающие под понятие, по каким-то поверхностным, несущественным признакам, вроде широких ногтей или мягкой мочки уха. Но сложно сделать это по глубинным, существенным признакам предметов, делающим последние тем, чем они являются.

Дать хорошее определение - значит раскрыть сущность определяемого объекта. Но сущность, как правило, не лежит на поверхности. Кроме того, за сущностью первого уровня всегда скрывается более глубокая сущность второго уровня, за той - сущность третьего уровня и так до бесконечности. Эта возможность неограниченного углубления в сущность даже простого объекта делает понятными те трудности, которые встают на пути определения, и объясняет, почему определения, казалось бы, одних и тех же вещей меняются с течением времени. Углубление знаний об этих вещах ведет к изменению представлений об их сущности, а значит, и их определений.

Необходимо также учитывать  известную относительность сущности: существенное для одной цели может  оказаться второстепенным с точки  зрения другой цели.

Определение может быть более или менее глубоким, и его глубина зависит, прежде всего, от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше и глубже мы его знаем, тем больше вероятность, что нам удастся найти хорошее его определение.

По функциям, которые определения выполняют в процессе познания, они делятся на номинальные и реальные.

Номинальным (от лат. nomen – имя) называется определение, посредством которого вводится новое имя, оно как бы выражает требование называть данным термином определенный предмет. Напр., «Термин «юридический» означает относящийся к правоведению, правовой». Такое определение может быть охарактеризовано с точки зрения эффективности, целесообразности.

Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки предмета, описывающее какой-либо объект. Напр., «улика – это доказательство виновности обвиняемого в совершенном преступлении». Реальные определения должны верно отражать предмет, их можно характеризовать с точки зрения истинности.

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предмета, в них устанавливается отношение равенства, эквивалентности между определяемым и определяющим.

Наиболее распространенным является определение через ближайший  род и видовое отличие. Напр., «кража есть тайное хищение чужого имущества». Понятие «кража» подводится под ближайшее родовое понятие – «хищение чужого имущества», а затем в рамках этого рода выявляется отличительная черта кражи от других видов хищения: грабежа, разбоя, то, что это хищение тайное. Структура этого вида определений выражается следующей формулой:

А = Вс,

где А – определяемое понятие; В – род; с – видовое отличие.

Этот вид определений имеет  следующие разновидности:

а) генетическое определение. В нем раскрывается происхождение предмета. Напр., «Обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени»;

б) сущностное определение (или определение качества предмета). В нем раскрывается сущность предмета, его природа или качество. Оно широко применяется во всех науках;

в) функциональное определение. В нем раскрывается назначение предмета, его роль и функции. Напр., «Термометр – это прибор для измерения температуры»;

г) структурное определение (или определение по составу). В нем раскрываются элементы системы, виды какого-либо рода или части целого. Напр., «Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных, партийных и непартийных организаций и учреждений».

Определение через род  и видовое отличие имеет ограничение. Оно неприменимо к категориям, которые не имеют рода, и к единичным  понятиям, поскольку для них невозможно указать видовое отличие. Для  определения категорий применяются  соотносительные определения (определение через противоположность). Например, «Свобода – это познанная необходимость».

Для единичных понятий  обычно используют неявные определения, к которым относятся описания, характеристики, сравнения, контекстуальные, остенсивные (с помощью показа) и др.

 

 

 

 

 

 

  1. Выполнить задания:

Задание 1

 

Выражают ли следующие  слова одни и те же понятия:

А) Адвокат, защитник

Б) Правильная геометрическая фигура, квадрат

Решение:

А) Понятие "адвокат" более узкое т.к. относится к сфере юристов. Слово "защитник" шире, т.к. относится к деятельности любого лица, занимающегося защитой или представительством чьих-либо интересов в суде. Данные слова не выражают одни и те же понятия.

Б) Понятие «правильная геометрическая фигура» и «квадрат» - разные понятия, употребляемые в геометрии.  К правильной геометрической фигуре могут относиться многоугольники, треугольники и др. фигуры, то к квадрату относятся только определенная фигура квадрат. Объем понятия «правильная геометрическая фигура» шире вышеперечисленных понятий. Данные слова не могут выражать одни и те же понятия.

Задание 2

 

Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) Неряха.

Б) Северный полюс магнита.

В) Отдаленное место

Решение:

А) «Неряха» – понятие единичное, регистрирующее, абстрактное, безотносительное, отрицательное (т.к. понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств – в данном случае внимательности, называются отрицательными), несобирательное.

Б) «Северный полюс магнита» – общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, разделительное, определенное.

В) «Отдаленное место» – общее, неопределенное, нерегистрирующее, абстрактное, относительное, положительное, разделительное.

 

 

Задание 3

 

Найдите понятия, противоречащие и противоположное данным:

А) Честный человек

Б) Храбрость

В) Телевизор

Решение:

 А) Понятие «честный человек».

Противоречащие: «не честный человек».

Противоположное: «лживый человек».

Б) Понятие «храбрость».

Противоречащие: «не храбрость».

Противоположное: «трусость».

В) Понятие «телевизор».

Противоречащие: «не телевизор».

Противоположное: «граммофон».

 

Задание 4

 

Определите логические отношения между следующими понятиями  и выразите эти отношения с  помощью круговой схемы Эйлера:

А) Число, кратное двум; число, кратное трем; число кратное шести.

Б) Электрон, позитрон, нейтрон, заряженная частица.

Решение:

А) Число, кратное двум 1  число, кратное трем 2 число кратное шести 3





 

 

Б) Электрон 1 позитрон 2 нейтрон 3 заряженная частица 4

Электрон - наименьшая отрицательно заряженная частица, вращается вокруг массивного ядра .

Нейтрон - элементарная частица без заряда, может находится только в ядре, и служит для увеличения массы.

Позитрон  (символ е+), элементарная заряженная частица с положительным электрическим зарядом, античастица по отношению к электрону. 



 


 

 

Задание 5

 

Проверьте правильность следующих ограничений понятий:

А) Понятие – Конкретное понятие – Единичное понятие – Соотносительное понятие – Положительное понятие.

Б) Член предложения – Главный член предложения – Глагол.

Решение:

 А) Понятие «соотносительное понятие» не обязательно единичное понятие. Правильность ограничений понятий нарушена. Если исключить из общей цепи ограничений понятий, понятия «соотносительное понятие» правильность ограничений понятий сохраняется.

Б) В данном случае следует  говорить о правильности ограничений  понятий, т.к. каждое последующее понятие является видовым по отношению к предыдущему понятию.

 

 

Задание 6

 

Обобщите следующие  понятия:

А) Директор школы.

Б) Балет.

В) Кинофильм.

Решение:

А) "Директор школы" - "Работник образовательного учреждения".

Б) "Балет" - "культурное мероприятие".

В) "Кинофильм" - "Кадр".

 

 

Задание 7

 

Заключено ли в следующих  примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое  понятие, члены деления, основания  деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены.

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"