Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:51, контрольная работа
Всякая классификация преследует определённую цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом – по возрасту, в третьем – по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям. Цели делений, а значит, и их основания обуславливаются определёнными практическими или теоретическими соображениями, к которым правила деления не имеют никакого отношения.
1. Сущность и виды деления понятий.......................................................2
2. Правила и ошибки при делении понятий………………………………4
3. Задание I…………………………………………………………………..6
4. Задание II………………………………………………………………….6
Список используемой литературы……………………………………...8
Министерство образования российской федерации
Российский
государственный
Инженерно-педагогический институт
Кафедра философии
Контрольная работа
по дисциплине: «Логика»
Тема №4
Дата сдачи
работы:
«___»_____________2012г.
Работу принял:
_______________________
Екатеринбург 2012
Содержание
1. Сущность
и виды деления понятий.......................
2. Правила и ошибки при делении понятий………………………………4
3. Задание I…………………………………………………………………..6
4. Задание II………………………………………………………………….6
Список используемой литературы……………………………………...8
1. Сущность и виды деления понятий
Деление – логическая операция над понятиями, или распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления, т.е. в каждом делении имеются: делимое понятие, основание деления и члены деления. Основание деления – это отдельный признак или совокупность признаков, вариации которых позволяют провести различие между видами предметов, мыслимых в делимом понятии.
Частным случаем деления является классификация. Классификация всегда устанавливает определённый порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать её хорошо обозримой. Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвлённое деление. Важно уметь не только определять содержание понятия, но и прослеживать те группы, из которых слагается класс предметов, обозначаемых понятием. Классификация широко используется в науке, и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь (блестящий пример научной классификации – периодическая система элементов Д.И.Менделеева).
Всякая классификация
Деление понятий, или логическое деление имеет «делимое», «делитель» и «результат деления». Логическое деление применяется к понятиям, результат такого деления – несколько новых, видовых понятий. В содержание видовых понятий входят все признаки, которые мыслились в исходном, родовом понятии и признаки, отличающие один вид от другого.
Иногда логическое деление смешивают с другой операцией «деления» - с расчленением некоторого предмета на составные части.
Особый вид деления – дихотомия (буквально: разделение пополам) опирается на крайний, так сказать, случай варьирования признака, являющегося основанием деления: с одной стороны, выделяются предметы, имеющие этот признак, с другой – не имеющие его.
Дихотомическое деление имеет свои определённые преимущества, но в общем оно является слишком жестоким и ригористичным. Оно отсекает одну половину делимого класса, оставляя её, в сущности, без всякой конкретной характеристики. Это удобно, если мы хотим сосредоточиться на одной из половин, и не проявляем особого интереса к другой. Далеко не всегда такое отвлечение от одной из частей целесообразно.
2. Правила и ошибки при делении понятий
Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, элементарны. Обычно говорят о четырёх таких правилах:
а. Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками. Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Неверным является деление людей на мужчин, женщин и детей.
б. Деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объёмов членов деления должна равняться объёму делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.
Не правильными являются и деления с излишним членом. Скажем, деление химических элементов на металлы, не металлы и сплавы; деление наук на естественные, общественные и математические и т.п. Однако введение лишних членов нарушает не это, второе, правило, а первое, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления.
в. Члены деления должны взаимно исключать друг друга.
Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объёме только одного видового понятия и не входить в объёмы других видовых понятий. Например, ошибочно деление людей на тех, которые ходят в кино, и на тех, которые ходят в театр: есть люди, которые ходят и в кино и в театр.
г. Деление должно быть непрерывным.
Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.
Например, правильно делить людей на мужчин и женщин, но неверно делить людей на мужчин, женщин Северного полушария и женщин Южного полушария.
Наиболее частая ошибка в делении – это, конечно, изменение основания на одном из шагов деления.
Нужно стремиться к логическому совершенству, но не следует быть чересчур ригористичным и отбрасывать с порога всё, что представляется логически не вполне совершенным. Иногда вместо строгого, отвечающего всем требованиям, деления может использоваться простая группировка интересующих нас предметов. Не являясь делением, она способна, тем не менее, удовлетворительно служить практическим целям. Некоторые неверные деления могут рассматриваться как такого рода группировки.
Задание I
Приведите примеры деления объёма понятия и членения целого на части.
а. Фильмы делятся на драмы, комедии, триллеры и боевики.
Кабели делятся на двух-, трёх-, четырёх- и многожильные.
Учащиеся техникума
делятся на очников, заочников
и на студентов вечернего
б. Рынок делится на сегменты.
Завод делится на цеха.
Реферат делится на введение, основную часть и выводы.
Задание II
Определите, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.
1. Науки делятся на гуманитарные и естественные (деление не правильное, так как пропущен член деления «технические»).
2. Леса делятся на лиственные и хвойные (деление правильное).
3. Лето бывает сухим и влажным (деление не правильное, так как пропущен член деления «сырое»).
4. Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные (деление не правильное, так как добавлен излишний член (скачёк) и тем самым нарушено основание деления).
5. Преступления делятся на умышленные, должностные и неосторожные (деление не правильное, так как члены деления не исключают друг друга).
6. Люди делятся на мужчин, женщин и детей (деление не правильное, так как члены деления не исключают друг друга).
7. Денежные знаки делятся на металлические и бумажные (деление правильное).
Список используемой литературы
1. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 352 с.
2. Ивлев Ю.В. Логика: Учеб. для высш. учеб. заведений. М., 1998.