Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:34, контрольная работа
Работа содержит задания по дисциплине "Логика" и ответы на них
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Филиал в г. Барнауле
Кафедра |
философии, истории и права |
Контрольная работа
по дисциплине логика
Студентка
Специальность
Образование
№ личного дела 11млб00269
Группа 1БМу
Преподаватель
Вариант 1
Задание 1. Сравните содержания и объемы следующих понятий:
Планета. Космическое тело.
Врач. Хирург
Ответ: Планета. Космическое тело.
Объем – количество предметов подходящих под данное понятие. Содержание – совокупность признаков предмета. Объем понятия «космическое тело» больше, чем объем понятия «планета», потому что космическим телом могут быть как планеты, так и звезды, астероиды, кометы и т.д. Но содержание у понятия «космическое тело» меньше, потому что признаков у этого понятия меньше, чем у понятия «планета». Например: Космическое тело – находится в космосе, неодушевленный предмет. А у понятия «планета» наберется больше - находится в космосе, неодушевленный предмет, определенная атмосфера, температура на поверхности планеты, состав планеты и т.д.
Задание 2. Найдите круги Эйлера, соответствующие перечню понятий: студент, студент МГУ, студент заочного факультета, студент первого курса заочного факультета МГУ.
Ответ: 3 слева круг.
А – студент, В – студент МГУ, С - студент заочного факультета, D - студент первого курса заочного факультета МГУ.
Задание 3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:
Экономист.
Бухгалтерский учет.
Экономист (общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное)
Бухгалтерский учет (общее, нерегистрирующее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное)
Задание 4. К понятию подберите перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия; соподчиненные и противоречащие данному понятию:
Городской транспорт.
Высшее учебное заведение.
Городской транспорт: перекрещивающиеся понятия – автомобили, автобусы, водитель; подчиненные понятия – троллейбусы, трамваи, автобаза; подчиняющие понятия – транспорт, средства передвижения, министерство автотранспорта РФ; соподчиненные понятия – междугородний транспорт, международный транспорт (родовое понятие-транспорт); противоречащее понятие – не городской транспорт.
Высшее учебное заведение: перекрещивающиеся понятия – здание в центре города, шестиэтажное здание, преподаватель; подчиненные понятия – декан, факультет, АГУ; подчиняющие понятия – учебное заведение, образовательное учреждение; соподчиненные понятия – театр, магазин (родовое понятие-здания на проспекте Ленина); противоречащее понятие – не высшее учебное заведение.
Задание 5. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью кругов Эйлера:
(А) Управление, (В) управление качеством, (С) управление персоналом, (D) стратегический менеджмент, (E) проведение совещания в организации.
(А) Государство, (В) федеративное государство, (С) монархическое государство, (D) часть государства.
(А) Понятие, (В) абстрактное понятие, (С) общее понятие, (D) единичное понятие.
(А)Минута, (В)час, (С)сутки.
(А) Хозяйственный анализ, (В) экономическая наука, (С) наука.
Задание 6. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения данного понятия: ВЗФЭИ. Ромб.
Обобщение: Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт – заочный институт – институт – высшее учебное заведение
Ограничение: ВЗФЭИ – научно-исследовательский институт
Обобщение: ромб – четырехугольник – многоугольник – геометрическая фигура
Ограничение: ромб – заштрихованный ромб – заштрихованный красным цветом ромб.
Задание 7. Определите, в каком примере произведено деление понятия, а в каком операция расчленения целого на части; в каком примере высказывание является операцией определения понятия. Сделайте полный разбор определения или деления. В примере деления установите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В примере определения укажите вид определения, произведите анализ определения через род и видовое отличие. Определите, является ли операция (определения или деления) правильной, если нет, то укажите, какие правила нарушены.
Знания делятся на научные, обыденные, вненаучные (деление понятия, вид деления – по видоизменению признака, допущена логическая ошибка под названием потеря основания деления)
Экономика — это производство, распределение и потребление материальных благ (операция определения понятия)
Уголовный кодекс делится на общую и особенную части (операция расчленения целого на части)
Арендатором называется человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование (операция определения понятия, реальное, явное определение, арендатор – определяемое понятие – вид родового понятия «человек»; получающий за определенную плату землю во временное пользование – отличительный признак; операция неправильная)
Задание 8. В данных суждениях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Простое, категорическое, атрибутивное, общеутвердительное суждение.
Экономические преобразования в постсоветской России преобразовали всю страну.
Простое, категорическое, суждение с отношением, общеутвердительное.
Законы физики неизменны.
Простое, категорическое, атрибутивное, общеутвердительное суждение.
Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения выступающего, представлено не было.
Простое, категорическое, атрибутивное, общеотрицательное суждение.
Некоторые экономические соглашения не являются выгодными для одной из договаривающихся сторон.
Простое, категорическое, суждение с отношением, частноотрицательное, неопределенное суждение.
Задание 9. Составьте символическую запись следующих сложных суждений:
Если проверенная контрольная работа по логике не набрала необходимое число баллов за успешно выполненные задания, она может быть возвращена студенту на доработку.
a – контрольная работа по логике набрала необходимое число баллов за успешно выполненные задания
b – контрольная будет возвращена студенту на доработку
ā→b
Управленческое решение заключается в выборе в качестве главной и реализуемой одной из альтернатив дальнейших действий.
a – управленческое решение
b – выбор в качестве главной одной из альтернатив дальнейших действий
с – выбор в качестве реализуемой одной из альтернатив дальнейших действий
a↔(b˄c)
Преподаватель за проверенную контрольную работу может поставить оценку «отлично», или оценку «хорошо», или оценку «удовлетворительно», или оценку «неудовлетворительно».
а – преподаватель может поставить оценку «отлично»
b – преподаватель может поставить оценку «хорошо»
с – преподаватель может поставить оценку «удовлетворительно»
d – преподаватель может поставить оценку «неудовлетворительно»
е – контрольная работа проверена
е→(а˅b˅c˅d)
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем обсуждаемым пунктам.
b – договор заключен
a – между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем обсуждаемым пунктам
a→b
Задание 10. Определите вид умозаключения, если необходимо, сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения:
Не все книги интересны, следовательно, неверно, что ни одна книга не интересна (дедуктивное, непосредственное, превращение, верное умозаключение) Некоторые S есть Р →некоторые S есть не Р
Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным (дедуктивное, непосредственное, обращение, неверное умозаключение) Все S есть Р→все Р есть S. А должно быть: Все S есть Р→некоторые Р есть S.
Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал (индуктивное, верное умозаключение)
Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако гражданин А. контрабандой не занимался. Следовательно…
Ответ: Следовательно, гражданин А. не будет привлечен к уголовной ответственности за контрабанду (дедуктивное, категорический силлогизм, ║фигура, верное умозаключение)
Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Гражданин П. может быть представителем сторон на суде. Следовательно…
Ответ: Следовательно, гражданин П. уже достиг совершеннолетия (дедуктивное, категорический силлогизм, ║фигура,неверное умозаключение)
Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеяться только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, то есть не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеяться только на свою память. Значит, я либо могу провалиться, либо не провалюсь (дедуктивное, условно-разделительное, дилемма, верное умозаключение).
Задание 11. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих умозаключений:
Раздел II.
1. Основателем формальной логики является:
а) Декарт
б) Аристотель
в) Бэкон.
Ответ: б
2. Содержание и объем понятия находятся в следующей зависимости:
а) чем больше объем понятия, тем больше его содержание
б) чем меньше объем понятия, тем меньше его содержание
в) чем больше объем понятия, тем меньше его содержание.
Ответ: в
3. Понятие «генеральный директор» является:
а) единичным
б) общим
в) пустым.
Ответ: б
4. Понятия «экономическое действие» и «продажа товаров» находятся в логическом отношении:
а) подчинения
б) пересечения
в) противоречия.
Ответ: а
5. В следующем примере «Вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать с условиями трудового договора и требованиями трудового законодательства, называется заработной платой» проведена логическая операция:
а) определение понятия
б) деление понятия
в) ограничение понятия.
Ответ: а
6. Указание на отличительные, характерные признаки предмета (лица, события и т.д.) — это:
а) описание
б) характеристика
в) сравнение.
Ответ: б
7. Атрибутивное суждение — это:
а) суждение о признаке предмета
б) суждение об отношении между предметами
в) суждение о факте существования предмета.
Ответ: а
8. Суждение «Ни одно управленческое решение не является гарантом обязательного успеха» относится к логическому типу:
а) тип А: Все S есть Р
б) тип Е: Ни одно S не есть Р
в) тип О: Некоторые S не есть Р.
Ответ: б
9. Суждения типа A и О и Е и I находятся в отношении:
а) подчинения
б) контрадикторности
в) контрарности.
Ответ: в
10. Суждению «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» соответствует логическая схема:
а) p & q
б) p ∨ q
в) p ⊃ q.
Ответ: а
11. Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется:
а) понятие
б) суждение
в) умозаключение.
Ответ: в
12. Умозаключение «Облигации могут быть предъявительскими или именными. Данная облигация предъявительская. Следовательно, она не является именной» — это:
а) непосредственное умозаключение
б) простой категорический силлогизм
в) умозаключение из сложных суждений.
Ответ: в
13. Умозаключение «Некоторые государства являются федеративными. Следовательно, некоторые государства не являются нефедеративными» относится к виду непосредственных умозаключений:
а) превращение
б) обращение