Культура вопросов и ответов в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Все люди, живущие в мире совершенно разные. Именно по этой причине точки зрения на действительность часто не совпадают, или даже более того, являются абсолютно противоположными. Разногласия по поводу своего виденья некой действительности часто порождают спор. Сам по себе спор представляет собой столкновение различных мнений, в ходе которого каждая сторона стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Такие точки столкновения часто поражают конфликты. Но, конечно, конфликт можно избежать, если ты умеешь правильно вести спор.

Файлы: 1 файл

Общение и понимание в сфере диалога.docx

— 42.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт управления бизнес-процессами и экономики

 

 

Кафедра «Экономика и организация предприятий энергетического и транспортного комплексов»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Дисциплина: Логика

 

Тема: Культура вопросов и  ответов в споре

 

№ варианта: 10

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                              кандидат философских наук     Дуреева Н.С.

                    подпись, дата          должность, ученая степень           инициалы, фамилия

 

Студент   ЗУБ 11-03          431106610               04.05.2013г.    Крушинская Н.А.

                 номер группы  номер зачетной  книжки    подпись, дата     инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Все люди, живущие в мире совершенно разные. Именно по этой причине  точки зрения  на действительность часто не совпадают, или даже более  того, являются абсолютно противоположными. Разногласия по поводу своего виденья  некой действительности часто порождают  спор. Сам по себе спор представляет собой столкновение различных мнений, в ходе которого каждая сторона стремится  убедить другую в справедливости своей позиции. Такие точки столкновения часто поражают конфликты. Но, конечно, конфликт можно избежать, если ты умеешь правильно вести спор. Умение вести  себя в конфликтных ситуациях, правильно  задавать вопросы и отвечать на них, а так же умение донести свою точку  зрения, является необходимым, ведь именно этот навык способен сопутствовать  дальнейшему успеху, как в карьере, так и в жизни.  Искусство  спора само по себе очень увлекательное  и интересное занятие, поэтому стоит  разобраться, хотя б в его основах: видах спора, методах и принципах  его ведения.

 Целью данной работы  является изучение культуры ведения  спора. В частности культуры  вопросов и ответов в споре.

 

 

 

 

 

 

 

*2*

1. Понятие спора

Спор – акт речевой коммуникации, однако не всякий коммуникативный процесс является спором. Зафиксируем сущность спора посредством логической операции определения. Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны.

Спор является частным  случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или  тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении  и т.д. Спор предполагает противоположные  мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной  позиции, несовместимой с позицией другой стороны. Если противоположности  или столкновения мнений нет, то нет  и самого спора, а есть какая-то иная форма аргументации.

Спор как одна из возможных  ситуаций аргументации имеет характерные  признаки:

- на тезис пропонента  оппонент отвечает противоположным  утверждением, антитезисом («столкновение  мнений»);

- и пропонент, и оппонент  выдвигают какие-то доводы в  поддержку своих позиций;

- каждый из спорящих  подвергает критике позицию противной  стороны.

Если какой-то из этих признаков  отсутствует, нет и спора как  особого случая аргументации.

*3*

Редкий спор заканчивается  безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются  идеи, то его участники обогащаются  идейно: обмен идеями, в отличие  от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому  уяснению, как своей собственной  позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно  узнать нечто новое и тем самым  дополнить свой багаж знаний и  расширить кругозор.

Искусство ведения спора  получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим  на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство  спора характеризуется двумя  основными признаками: доказательностью и убедительностью.

Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.

Убедительность – это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи.

В рамках спора доказательность  и убедительность относительно независимы. Возможны следующих их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и не доказательно, и не убедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в  любом споре, - доказательность и  убедительность рассуждений одновременно.

За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению  плодотворности спора:

*4*

- если есть возможность  достичь согласия без спора,  лучше ею воспользоваться;

-  спорить нужно только  по принципиальным вопросам;

- почву для спора образует  наличие несовместимых позиций  относительно одного и того  же предмета; если же позиции  совместимы, нужда в споре отпадает;

-  спор должен быть  предметным, а предмет спора –  достаточно ясным и неизменным  на всем его протяжении;

-  спор возможен только  при наличии определенной общности  исходных позиций, которая способна  стать источником начального  взаимопонимания спорящих, а также  известной суммы знаний о предмете  спора;

- спор предполагает следование  определенным законам и правилам  логики, этики и психологии;

- спор не должен быть  самоцелью, в споре недопустимы  выпады личного характера; спор  должен быть средством достижения  истины, выработки оптимального  решения;

- в споре следует использовать  только корректные приемы, которые  могут содержать в себе элементы  хитрости, внезапности, атаки, но  не лжи, очернения и унижения  достоинства противника, подмены  предмета спора и т. Д.

 

 

 

 

 

*5*

2.   Виды спора

 a)  Полемика

Полемика (греч. «вражда») - спор, при выяснении вопросов в политической, литературной или художественной сферах. Другими словами, полемика – вид общения, происходящий в формате интеллектуального поединка, когда каждый из участников обосновывает и аргументирует собственное положение. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Цель полемики заключается  в том, чтобы одержать победу над  противником, отстоять и утвердить  собственную позицию.

Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

   b)  Дискуссия

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio - рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения.

Дискуссия дает возможность  найти различные решения проблемы или обсудить противоположные точки  зрения по спорным вопросам. Но обычно дискуссия не разрешает спора  и не склоняет аудиторию к какому-либо единообразию действий. 

*6*

Если цели дискуссии обсуждение и поиск пути решения проблемы, то задачи это и акцентирование внимания на жизненно-важных проблемах, и выработка  общего мнения в каком-либо вопросе, и мотивация к различным действиям  относительно обсуждаемого.

Участники дискуссии должны обсуждать рассматриваемый ими  вопрос непринужденно, в оживленной манере, задавая вопросы и делая  краткие замечания. При этом обращаясь,  друг к другу они делают  каждое замечание в расчете на аудиторию.

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных  точек зрения относительно обсуждаемого предмета. Он должен представлять собой  синтез объективных и необходимых  черт, присущих дискутируемому предмету.  Другими словами, результат дискуссии  должен выражаться в более или  менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии  или большинством. 

   c)  Диспут

Диспут (лат. Disputare – рассуждать, спорить) предполагает обсуждение научных и общественно значимых тем. В процессе диспута его участники также высказывают свои суждения, дают оценку событиям, рассматривают проблему с различных точек зрения, но в отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих.

Развертывается диспут благодаря  оценкам, аргументациям, смысловым  связям с реальной жизнью, опоре  на личный опыт, которым пользуются участники спора.

 

 

*7*

Целью диспута является формирование взглядов и убеждений, рождающихся  в процессе аргументированного, логически  построенного спора, столкновения противоположных  точек зрения, выявления ошибочных  мнений, обоснования и доказательств  их ошибочности.

   d)  Дебаты

Слово дебаты французского происхождения (debat – спор, прения). Прения – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века. Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

В общем, словами дебаты и  прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и  т.п. То есть  это  заранее запланированный  и проходящий, чаще, при наличии  большой аудитории спор.

Цель дебатов – убедить  наблюдающих, что точка одного участника (группы участников)  более аргументированная, чем точка зрения его оппонентов.

Дебаты учат участников концентрироваться  на сути проблемы, проявлять критическое  мышление, развивать ораторские умения, научиться работать в команде (при  условии командных дебатов), быстро реагировать на сказанное и систематизировать  свои знания.

По количеству участников выделяют:

   *  спор-монолог  (человек спорит сам с собой);

   *  спор-диалог  (участвуют два лица);

   *  спор-полилог  (ведется несколькими лицами).

*8*

По форме проведения споры  бывают:

- Устные – если спор ведется при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику;

- Письменные считается  более приемлемой формой выяснения  истины, поэтому представляет особую  ценность. Недостатки: проследить за  ними сложнее, так как он  более продолжителен по времени,  зависит от периодичности изданий.  Если спор тянется слишком  долго, читатели успевают забыть  отдельные выводы.

Различают также виды спора  по целям оппонентов:

*  Спор для выяснения истины. В процессе такого спора можно проверить и уточнить свою мысль, сопоставить ее с мыслью оппонента. Здесь не так уж важно, кто победит, истина вполне может оказаться посередине;

*  Спор для убеждения. Один из оппонентов должен обязательно изменить свое мнение, иначе спор иначе спор воспринимается как незавершенный;

*  Спор для победы. Здесь каждый из оппонентов может оставаться при своем мнении, но в этом случае завершение спора – это признание одним из оппонентов своего поражения;

*  Спор ради спора. Может вестись для тренировки полемических качеств, как игра или развлечение, как средство лучше узнать оппонента или показать свои возможности.

 

 

*9*

2.1 Культура спора

2.2 Культура вопросов в споре 

В споре, равно как и  в любом другом виде речевой коммуникации, ведущая роль принадлежит вопросу. Именно посредством вопросов задается общее направление спора.

Вопрос - это высказывание, истинность которого не установлена  или в котором не определены в  каком-либо отношении его элементы - логические подлежащее и сказуемое.

Любой вопрос основан на каком-либо знании. Формулируя вопрос, спрашивающий тем самым хочет  уточнить это знание, дополнить и  углубить его. «Кто является основателем  компании «Microsoft»? B этом вопросе yжe содержится знание (информация), что компания «Microsoft»  была кем-то основана. С помощью вопроса  его автор выражает свою потребность  узнать не известное ему имя человека, который создал указанную компанию. Логическая составляющая данного вопроса  состоит в том, что в мышлении автора вопроса не определено логическое подлежащее, на что и указывает  вопросительное слово «кто». Таким  образом, вопрос является формой мысли, которая служит переходным звеном от неполной информации (незнания) к более  полной информации (новому знанию) на основе исходной информации (имеющегося знания).

Информация о работе Культура вопросов и ответов в споре