Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:31, курс лекций
ЛОГИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА.
План: \ , ;
1. Предмет Логики и особенности ее законов.
2. Основные этапы развития Логики.
3. Понятие - основная логическая форма.
Некоторые растения (М) — ядовиты (Р).
Капуста (S) -растение (М).
Капуста (S) - ядовита (Р).
В этом умозаключении средний термин (М) не распределен ни в одной из посылок, следовательно заключение - ошибочно.
2. Правило посылок:
а) Из двух отрицательных Посылок нельзя сделать никакого заключения: ■ Дельфины не являются рыбами.
Ни одна щука не относится к видам дельфинов. ? Вывод невозможен.
б) Если одна из посылок отрицательная,
то и заключение возможно
только отрицательное: Все львы - хищники.
Это животное не является хищником. Это животное — не лев.
в) Из двух частных посылок нельзя сделать заключения:
Некоторые животные — плотоядные. Некоторые живые организмы — животные. ? Вывод невозможен.
г) Если одна из посылок частная,
то и заключение возможно только
частное: Все, нарушающие закон — подлежат
наказанию.
Некоторые люди нарушают закон.
Некоторые люди подлежат наказанию. Наиболее частые ошибки с нарушением правил посылок: а) Заключение делается без учета отрицательной меньшей посылки:
Все
аудитории нуждаются в
Эта комната - не аудитория.
Эта комната не нуждается в проветривании.
Все студенты сдают рейтинговый контроль.
Насретдинов не является студентом.
Насретдинов не сдаепу рейтинговый контроль. Заключение сомнительное, т.к. вторая посылка должна быть утвердительной.
б) Ошибка даже при двух утвердительных посылках: Все зебры - полосатые. Этот зверь - полосатый. Этот зверь - зебра.
3/от вывод
не следует с необходимостью,
т.к. одна из посылок и зсшлгоч
В ПКС принято различать фигуры, под которыми понимаются его формы, отличающиеся положением среднего термина "М'" в посылках. Существуют 4 таких фигуры:
1
м р
— Р Все злаки -растения.
S ' М
-Ш Рожь - злак.
Рожь(§) -растение (Р).
P M
Все ужи - змеи.
S M
S-P.
Это животное — не змея. Это животное(Б) ~ не уж (Р).
-p -s
М Р
Все углероды — простые тела.
М S
Все углероды — электропроводны.
Некоторые электропроводники (S) - простые тела (Р). S - Р.
Р М
Все киты - млекопитающие.
S М-
Ни одно млекопитающее не является рыбой. Ни одна рыба(Щ не есть кит(¥). S - Р.
Для правильного использования фигур необходимо соблюдать следующие правила:
1 фигура - Большая посылка должна быть общей,
меньшая -
утвердительной.
2 фигура - Большая посылка должна быть общим суждением,
а одна
из посылок и заключение - отрицательными.
3 фигура - Меньшая посылка должна быть утвердительной,
а
заключение - частным.
4 фигура - Общеутвердительных заключений не дает.
Итак, фигуры - это схемы построения ПКС, различающиеся положением среднего члена (М) в посылках.
В каждой фигуре выделяют модусы. Модусами называются разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качественной и количественной характеристикой входящих в них посылок и заключений. >-■
Логически правильный модус — это такая разновидность силлогизма, которая гарантирует истинность заключения при условии истинности посылок.
Логически правильный модус не гарантирует истинности заключения при условии истинности посылок.
В 4-х фигурах силлогизма максимальное число комбинаций равно 64. Однако, правильных модусов всего 19:
фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО.
^"ГЬТмимо силлогизмов или дедуктивных умозаключений в ходе познания используется и индукция. Индукция - это такая форма абстрактного мышления, в которой мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности (от частного к общему), а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер.
Принято различать полную и неполную индукцию. Полная индукция - это умозаключение, в котором общий вывод делается на основе изучения всех предметов или явлений данного класса.
Полная индукция дает достоверное знание, т.к. заключений делается только о том, что перечислено в посылках. Но область применения полной индукции весьма ограничена. Полную индукцию можно применять, когда имеешь дело с замкнутым классом предметов Si - Р
S2 -Р
Sn -Р Все S - Р.
Однако, в жизни приходится иметь дело с такими явлениями, перечислять которые не представляется ввозможным. Поэтому вывод индуктивного заключения чаще только вероятен. Поэтому, чем больше исследуется частных случаев, тем достоверность вывода выше.
Чаще человек использует не полную индукцию, а неполную. Неполная индукция - это умозаключение, в котором о принадлежности всем предметам изучаемого множества определенного признака делается на том основании, что этот признак принадлежит некоторым предметам данного множества. (Некоторые $> суть Р = все S есть Р).
Почему, например мы считаем, что все птицы несут яйца? Ведь всех птиц исследовать невозможно. Но тем не менее на каком-то основании мы это утверждаем, поскольку те птицы, что нам известны, кладут яйца.
Что это за основание? В
его определении принято
Чтобы повысить надежность популярной индукции следует:
В научной индукции основанием для вывода является не только перечисление случаев и заключение о том, что случаев, противоречащих выводу, не встречалось, но и доводы (аргументы) насчет того, что они и встретиться не могут, потому что это противоречило бы природе рассматриваемого явления.
Например, считается, что вечный двигатель невозможен, т.к. природа энергетических процессов такова, что она в принципе несовместима с идеей вечного двигателя. Из этого примера видно, что научная индукция предполагает связь с теоретическим знанием.
Значение индукции для познания в том, что она помогает человеку выявить причинную зависимость предметов, объектов, процессов. На эту сущность индукции обратил внимание Ф. Бэкон, который описал 4 метода, применимых в науке для установления причинных связей.
1. Метод сходства: если два или более случая исследуемого
явления сходны только в одном обстоятельстве,
которое,
вероятно, есть причина (часть причины)
данного явления.
При условии АВС возникает явление а. При условии ADE возникает явление п. При условии AFQ возникает явление п.
Вероятно А есть причина (I.
2. Метод различия: если случай, в котором
исследуемое
явление наступает, и случай, в котором
оно не наступает,
отличается только одним
обстоятельством, то
оно,
вероятно, и есть причина исследуемого
явления.
При условии ABC возникает явление а. При условии BCD не возникает явление CI.
Вероятно, обстоятельство А - причина п.
3. Метод сопутствующих
изменении: если какое-либо
явление изменяется определенным
образом всякий раз,
когда изменяется предшествующее
ему явление, то эти
явления, вероятно, находятся в причинной
связи.
При условии АзВС возникает явление Ui. Вероятно обстоятельство А есть причина п. 4. Метод остатков: если из сплошного явления (авс), вызываемого комплексом обстоятельств (АВС), вычесть изученную часть, зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием оставшихся и комплекса АВС обстоятельств.
Явление авс вызывается обстоятельством АВС
Явление иве вызывается обстоятельством В
Часть явления авс вызывается обстоятельством С
Вероятно, часть а явления авс находится в причинной связи с
обстоятельством А.
Еще одной разновидностью умозаключения является аналогия. Аналогия - это умозаключение о принадлежности предмету определенного признака (т.е. свойства или отношения) на основе сходства в признаках с другим предметом. Посредством аналогии осуществляется перенос информации с одного предмета (модель) на другой (прототип). Посылки относятся к модели, а заключение к прототипу.
На Земле есть жизнь, на Марсе возможна жизнь. В зависимости от характера информации, переносимой с Модели на Прототип, аналогия делится на 2 вида:
1. Аналогия свойств, в которой рассматриваются
два
единичных предмета (или два множества
однородных предметов,
два класса), а переносимыми признаками
являются свойства этих
предметов. Например:
Предмет А обладает свойствами а, Ь, с, (I, e,j Предмет В обладает свойствами </, Ь, С, d
Вероятно, предмет В обладает свойствами е и/. Пример аналогии такого рода — медицинский диагноз. По признакам протекания болезни делается заключение о характере заболевания у разных людей (взрослые и дети).
2. Аналогия отношений есть форма заключения, которая
переносит информацию о связи одних предметов
на связь других, в
чем-то сходных с первыми. Например, аналогия
между Солнечной
системой и строением атома.
Схематично это выглядит так aJRb и LuRin . Здесь R -взаимодействие противоположно направленных сил - притяжение и отталкивание - между планетами и Солнцем, a Ri - взаимодействие противоположно направленных сил- притяжение и отталкивание между ядром атома и электронами.
По характеру заключения (по степени достоверности) аналогии различаются как строгая, нестрогая и ложная.
Схема строгой аналогии:
Предмет А обладает признаками U, Ъ, С, d, в Предмет В обладает признаками а, Ъ, С, d
Из совокупности признаков а, Ь, С, d необходимо следует С
Предмет В обязательно обладает признаком е. «Если три угла одного треугольника равны трем углам другого, то эти треугольники подобны».
Нестрогая аналогия дает.не достоверное, а только вероятное заключение (большей или меньшей степени).
Пример нестрогой аналогии - испытание модели корабля в бассейне и заключение, что реальный корабль будет обладать теми же. свойствами, что и модель.
Для повышения степени вероятности аналогии следует учитывать такие условия:
При нарушении любого из этих условий аналогия может дать ложный вывод и сама стать ложной.
Пример: вульгарный материализм:
мозг также выпускает мысль, как печень — желчь.
Лекционные материалы по «ЛОГИКЕ» в курсе «ФИЛОСОФИЯ» утверждены и рекомендованы для тиражирования на заседании методического семинара кафедры «ФИЛОСОФИИ» Ташкентского университета информационных технологий 15 декабря 2003 года (Протокол
№_____ )
Автор к.ф.н. доцент Бицон Г.Ф.
Ответственный редактор проф. Ибодов Ж.Х.
Редактор
Бумага офсетная. Заказ № 207 Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии ТУИТ Ташкент 700084, ул. А.Темура-108