Логическая культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:59, реферат

Описание работы

С общей культурой всего общества неразрывно связана культура отдельного человека. Это средства, способы и результаты той или иной его материальной или духовной деятельности, предполагающей определенные связи и отношения с другими людьми. Сюда входят культура труда, досуга и общения, политическая культура, правовая и нравственная культура (или культура поведения), эстетическая культура и т.д.

Содержание работы

Введение
1 Социальное назначение и функции логики
1.1 Познавательная функция.
1.2 Мировоззренческая функция.
1.3 Методологическая функция.
1.4 Идеологическая функция.
2 Роль логики в формировании логической культуры человека.
3 Мышление и логика
3.1 Абстрактное мышление.
3.1.1 Содержание мышления.
3.1.2 Форма мышления.
3.2 Истинность и правильность мышления.
3.3 Закон мышления.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Однако в целях специального анализа мы можем отвлекаться  от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения её форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и название – формальная.

При этом следует иметь  ввиду, что формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержания. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определённой, специфической, предметной областью. Форма всегда содержательна, а содержание всегда офрмлено. С этими сторонами мышления и связано различие его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность к их форме.

Рассматривая истинность мышления, формальная логика (двузначная) исходит из того, что под истиной  понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Истинность мышления – это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, такова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность – свойство мышления искажать это содержание, извращать его.

Другой важной характеристикой  мышления является его правильность. Правильность мышления – это его  коренное свойство, которое также  проявляется в отношении к  действительности. Оно означает способность  мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение бытия, соответствовать действительным отношениям приедметов и явлений. И наоборот, неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи бытия.

Формальная логика откланяется  от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести она переносит на правильность мышления. Причём сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. Поскольку в задачу логики входит анализ именно правильного мышления, то оно по имени этой науки называется ещё логичным. Правильное (логичное) мышление имеет также признаки: непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

 

3.3 Закон мышления

 

Закон мышления – это  необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и  национальной принадлежности. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они являются отражением связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определённого логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной стороны позволяет выдвинуть и сформулировать её принципы. Принципы формальной логики, как и в принципе любой науки, представляет собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов логики, с другой – выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Логика в той или  иной степени была нужна человеку в самые разные исторические эпохи. Но особенно необходима она в современную  эпоху. Объясняется это в решающей степени тем, что чем выше уровень развития общества, тем большие требования предъявляются к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной культуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимостью для него становится умение масштабно мыслить и рассуждать, способность глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Соответственно этому усиливается роль и значение логики как науки о мышлении. Такая тенденция особенно заметна в условиях экономической реформы, осуществляемой в России, и демократизации страны. Эти кардинальные процессы захватывают все более широкие слои населения, требуют от них подъема деловой и общественно-политической активности, а следовательно, и активности мышления. Эта тенденция органически связана с реформой народного образования в России. Ее магистральное направление — все большее перемещение центра тяжести с узкопрофессиональной в сторону широкой фундаментальной подготовки специалиста, способного лучше ориентироваться в достижениях науки и техники, полнее отвечать быстро меняющимся потребностям общества, переходящего к рыночной экономике.

В этих условиях особую значимость приобретает такая фундаментальная  наука, как логика. В силу своей  предельной общности и абстрактности  она имеет отношение буквально ко всем, конкретным отраслям науки и техники. Ибо как бы ни были различны и своеобразны эти отрасли, все же законы и правила мышления, на которых они основываются, едины. Правда, также, как специалист по питанию может дать нам любую информацию, как питаться, но не может ни питаться за нас, ни переваривать пищу, так и логик может выдать богатейшую информацию о правильном мышлении, но не способен помочь тем, кто не учится мыслить самостоятельно.

Список использованных источников

 

1 Гетманова А.Д. “Логика” - Москва,1995г.

2 Демидов И.В. Логика. Учебное пособие для юридических вузов М. 2000 г.

3 Ивлев Ю.В. Логика М. 1992 г.

4  В.И.Кириллов, А.А.Старченко “Логика” - Москва, 1982 г.

5  Кирилов В.И. Логика Учебник для юридических вузов М., 1995 г.

6 Логика: пособие для учащихся.-М.:Просвещение.1996




Информация о работе Логическая культура личности