Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:12, контрольная работа
Вопрос и ответ в познании играют очень важную роль, так как все познание мира заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно рассматривать как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственных мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.
1. Введение.
2. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.
3. Виды ответов.
4. Прагматический аспект вопросов.
5. Заключение .
6. Список литературы.
План:
1. Введение.
2. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.
3. Виды ответов.
4. Прагматический аспект вопросов.
5. Заключение .
6. Список литературы.
1. Введение.
Вопрос и ответ в познании играют очень важную роль, так как все познание мира заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно рассматривать как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственных мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.
2. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.
С позиции семантики вопросы, которые по определению не содержат ни утверждения, ни отрицания и поэтому не могут быть оценены в терминах истинности и ложности, разделяются на основании качества базисного, исходного знания, являющегося предпосылкой, на правильно или неправильно поставленные.
корректный – вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное непротиворечивое знание.
Критериями корректного
вопроса являются: 1)осмысленность,
позволяющая установить
Некорректный – вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером такого вопроса может быть следующий: «На каком языке разговаривали жители Атлантиды?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании Атлантиды. О таком вопросе можно сказать как о неправильно, некорректно поставленном, ибо прежде чем выяснить вид употреблявшегося языка, следует установить факт существования самой Атлантиды.
Умышленное употребление
неправильно поставленного
3. Виды ответов.
1. Истинные ответы —
выраженное в нем суждение
правильно, или адекватно
2. Ложные ответы — выраженное
в нем суждение неверно, или
неадекватно отражает
3. Прямые ответы — взятые
непосредственно из области
4. Косвенные ответы —
получают из более широкой
области, нежели область
5. Краткие ответы —
односложные утвердительные
6. Развернутые ответы —
повторяют все элементы
7. Полные ответы — включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса.
8. Неполные ответы —
включает информацию
9. Точные (определенные) ответы
— даются на точные и
10. Неточные (неопределенные) ответы — даются на неточные (неопределенные) вопросы (с двусмысленными понятиями и словами).
4. Прагматический аспект вопросов.
Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:
1) постановка вопроса,
2) поиски новой информации в определенной области,
3) конструирование ответа на поставленный вопрос.
Грамматической формой вопроса является вопросительное предложение.
Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.
Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе. Таким же путем приобретается исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и других областях.
Особая роль принадлежит вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов на интересующие следствие и суд вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.
В качестве примера приведем
предусмотренную Уголовно-
При постановлении приговора суд в совещательной комнате разрешает следующие вопросы: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; какое именно наказание должно быть назначено подсудимому
и подлежит ли оно отбытию подсудимым.
Далее в УПК РФ перечисляются еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.
УПК РФ предусматривает также
вопросы, подлежащие разрешению прокурором
по делу, поступившему с обвинительным
заключением; вопросы, подлежащие выяснению
при предании обвиняемого суду; вопросы,
разрешаемые судом при
5. Заключение .
Таким образом, вопрос — это мысль, в которой выражается пожелание дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.
6. Список литературы.
1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С.,
Бартон В.И. Логика. Логические
основы общения. Учебное
2. Гетмонова А.Д. Логика. М.: «Добросвет», 1999.
3. Кириллов В.И., Орлов Г.А.,
Фокина Н.И. Упражнения по
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М.: изд-во «Юристъ», 2002.
1Семантика - раздел логики,
изучающий отношения
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Укажите, какие
из следующих выражений —
а) X – философская категория;
б) X – слово русского языка;
в) X – выражение, обозначающее слово;
г) X – пропитана отходами нефтепродуктов.
ОТВЕТ
а) мышление – философская категория;
б) «мышление» – слово русского языка;
в) «»мышление»» – обезьяны отличается от человеческого;
г) мышление – выражение, обозначающее слово.
2. Какие из следующих выражений истинны, а какие ложны:
а) 6 х 3 = 18;
б) «6 х 3» = 18;
в) «6 х 3» ¹ «18»;
г) «6 х 3 = 18».
ОТВЕТ
а) 6 х 3 = 18; неистинно
б) «6 х 3» = 18; истинно
в) «6 х 3» ¹ «18»; неистинно
г) «6 х 3 = 18». истинно
3. К каким семантическим
категориям относятся
а) Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор — член семьи Бабочкиных, то Федор не является честным человеком.
б) Мать Конфуция.
РЕШЕНИЕ
а) Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор – член семьи Бабочкиных, то Федор не является честным человеком.
Данное выражение относится к условным (импликативным) суждениям, так как содержит два простых суждения, связанных логической связкой «если …, то…».
Первое суждение – «Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор – член семьи Бабочкиных»
Второе суждение – «Федор не является честным человеком».
б) Мать Конфуция
Данное выражение семантически относится к единичному понятию.
4. Обобщите следующие понятия:
а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;
б) Следственный эксперимент;
в) Конституция.
РЕШЕНИЕ
Обобщить понятие –
это значит перейти от понятия
с меньшим объемом, но с большим
содержанием к понятию с
а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу – Исправительно-трудовые работы без заключения – исправительно-трудовые работы – исправительные работы – уголовное наказание;
б) следственный эксперимент – эксперимент – испытание – проверка на практике;
в) Конституция – Основной
Закон – важнейший нормативно-
5. К каким категориям относится термин «столица» в
следующих контекстах:
а) Варшава — есть столица;
б) Столица Ирана — древний город.
РЕШЕНИЕ
а) Варшава — есть столица – В данном случае термин «столица» выступает предикатом суждения, так как раскрывает признаки субъекта суждения.
б) Столица Ирана — древний город – В это случае термин «столица» выступает субъектом суждения, так как в рассматриваемом суждении раскрываются его признаки.
6. О каких методологических принципах говориться в
следующем тексте?
В статье 344 УПК РФ указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…».
РЕШЕНИЕ
В данной ст. 344 УПК РФ, в котором указано условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии противоречивых доказательств…», речь идет об импликативном суждении, так в наличие грамматические показатели импликации «при условии…, не признается…»
Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый юрист знает какого-нибудь (некоторого) математика».
РЕШЕНИЕ
Каждый юрист (S) знает какого-нибудь (некоторого) математика (P)
А( Все S есть некоторое Р) :
Переведите на язык логики предикатов следующее
выражение: «Население Владивостока больше населения
Кропоткина».
РЕШЕНИЕ
Население Владивостока больше населения Кропоткина
Здесь следует говорить о суждении об отношении между предметами.
Записать данное суждение можно следующим образом:
xRy
Данная формула означает, что население Владивостока (x) больше (R) населения Кропоткина (x)
В местах лишения свободы
провели выборочный опрос совершивших
тяжкие преступления (опросили 10 % таких
лиц). Почти все они ответили, что
строгие меры наказания не влияли
на их решение совершить
преступлений. Обосновано ли это заключение? Если необоснованно, то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?
РЕШЕНИЕ
В данном случае следует говорить о статистическом обобщении – это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений.
Здесь зафиксирована следующая информация:
образец случаев – 10%
число случаев, в которых присутствует интересующий признак – почти все;
частота появления интересующего признака – почти 1.
Как видим частота появления признака равна почти 1, что можно говорить об утвердительным заключении.
И отсюда, верно полученное обобщение, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений.
10. Ограничить следующие понятия:
Информация о работе Логические правильные и логические неправильные вопросы