Логические правильные и логические неправильные вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Вопрос и ответ в познании играют очень важную роль, так как все познание мира заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно рассматривать как механизм постоянного взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственных мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.

Содержание работы

1. Введение.
2. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.
3. Виды ответов.
4. Прагматический аспект вопросов.
5. Заключение .
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 22.16 Кб (Скачать файл)

План:

1. Введение.

2. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.

3. Виды ответов.

4. Прагматический аспект вопросов.

         5. Заключение .

         6. Список литературы.

 

1. Введение.

Вопрос и ответ в  познании играют очень важную роль, так как все познание мира заключается  в поиске ответов на поставленные вопросы и насущные проблемы. Проблемы же перед познанием, в том числе  перед различными науками, ставит сама жизнь. Поэтому этот процесс можно  рассматривать как механизм постоянного  взаимодействия с окружающим миром, характеризирующегося спецификой восприятия реальности. Следовательно, в широком  смысле вопрос и ответ можно определить как непосредственных мировоззренческие категории конкретного социума на данном историческом этапе.

 

           2. Логически правильные (корректные) и логически неправильные (некорректные) вопросы.

С позиции семантики вопросы, которые по определению не содержат ни утверждения, ни отрицания и поэтому  не могут быть оценены в терминах истинности и ложности, разделяются  на основании качества базисного, исходного  знания, являющегося предпосылкой, на правильно или неправильно поставленные.

корректный – вопрос, предпосылка  которого представляет собой истинное непротиворечивое знание.

 Критериями корректного  вопроса являются: 1)осмысленность,  позволяющая установить истинность  или ложность предпосылки; 2)истинность  предпосылки; 3)ясность формулировки, позволяющая установить, что надо  выяснить; 4)возможность получения  ответа, снижающего познавательную  неопределенность; 5) предусмотрение альтернативности ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы; 6)необходимость смыслового отделения обычного вопроса от риторического.

Некорректный – вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером такого вопроса может быть следующий: «На каком языке разговаривали жители Атлантиды?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании Атлантиды. О таком вопросе можно сказать как о неправильно, некорректно поставленном, ибо прежде чем выяснить вид употреблявшегося языка, следует установить факт существования самой Атлантиды.

 Умышленное употребление  неправильно поставленного вопроса  используется с целью запутывания  отвечающего, поэтому такой вопрос  рассматривается как провокационный

 

3. Виды ответов.

 

1. Истинные ответы —  выраженное в нем суждение  правильно, или адекватно отражает  действительность.

 

2. Ложные ответы — выраженное  в нем суждение неверно, или  неадекватно отражает положение  дел в действительности.

 

3. Прямые ответы — взятые  непосредственно из области поиска  ответов, при конструировании  которого не прибегают к дополнительным  сведениям и рассуждениям.

 

4. Косвенные ответы —  получают из более широкой  области, нежели область поиска  ответа; из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию (Является ли кит рыбой? Кит относится к млекопитающим животным).

 

5. Краткие ответы —  односложные утвердительные или  отрицательные ответы: «да» или  «нет».

 

6. Развернутые ответы —  повторяют все элементы вопроса.

 

7. Полные ответы — включает  информацию по всем элементам  или составным частям вопроса.

 

8. Неполные ответы —  включает информацию относительно  отдельных элементов или составных  частей вопроса.

 

9. Точные (определенные) ответы  — даются на точные и определенные  вопросы (без двусмысленных понятий  и слов).

 

10. Неточные (неопределенные) ответы — даются на неточные (неопределенные) вопросы (с двусмысленными  понятиями и словами).

 

4. Прагматический аспект вопросов.

 

Развитие научных и  практических знаний протекает как  переход от ранее установленных  суждений к новым, более точным и  богатым по содержанию. Этот переход  представляет собой последовательность следующих этапов:

1) постановка вопроса, 

2) поиски новой информации  в определенной области, 

3) конструирование ответа  на поставленный вопрос.

 

Грамматической формой вопроса  является вопросительное предложение.

Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в  соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области  теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом  для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Постановка вопроса и  поиск информации для ответа составляют явно или неявно присущую любому познавательному  процессу вопросно-ответную форму развития знаний. Она всегда выступает направляющим началом в развитии естествознания и техники. Родоначальник индуктивной  логики Френсис Бэкон говорил, что  мы должны уметь задавать вопросы  природе. Таким же путем приобретается  исходная информация в социологии, экономике, правоведении, медицине и  других областях.

Особая роль принадлежит  вопросно-ответной форме в процессе судопроизводства. Поиск ответов  на интересующие следствие и суд  вопросы составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и многих других следственных действий. В судопроизводстве вопросно-ответная форма служит процессуально-правовым алгоритмом, определяющим основные направления, важнейшие позиции и пределы судебного исследования по уголовным и гражданским делам.

В качестве примера приведем предусмотренную Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации последовательность вопросов, разрешаемых судом при  постановлении приговора.

При постановлении приговора  суд в совещательной комнате  разрешает следующие вопросы: имело  ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; содержит ли это  деяние состав преступления и каким  именно уголовным законом оно  предусмотрено; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления; подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление; какое  именно наказание должно быть назначено  подсудимому

 и подлежит ли оно  отбытию подсудимым.

 

Далее в УПК РФ перечисляются  еще пять подлежащих разрешению вопросов, касающихся: признания подсудимого  особо опасным рецидивистом; удовлетворения гражданского иска; судьбы вещественных доказательств; судебных издержек; меры пресечения в отношении подсудимого.

УПК РФ предусматривает также  вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным  заключением; вопросы, подлежащие выяснению  при предании обвиняемого суду; вопросы, разрешаемые судом при вынесении  определения о применении принудительных мер медицинского характера.

 

        5. Заключение .

Таким образом, вопрос — это  мысль, в которой выражается пожелание  дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.

 

         6. Список литературы.

1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Бартон В.И. Логика. Логические  основы общения. Учебное пособие  для высших учебных заведений.  М.: Наука, 1994.

 

2. Гетмонова А.Д. Логика. М.: «Добросвет», 1999.

 

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Под ред. Кириллова В.И. М.: ООО  «Антей 2000», МЦУПЛ, Профобразование, 2000.

 

4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М.: изд-во «Юристъ», 2002.

 

1Семантика - раздел логики, изучающий отношения логических  знаков к понятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

 

1.    Укажите, какие  из следующих выражений — мышление, «мышление», «»мышление»» — можно  подставить вместо X в приведенные  ниже выражения, чтобы получить  истинные предложения:

 

а)    X – философская категория;

б)    X – слово русского языка;

в)    X – выражение, обозначающее слово;

г)    X – пропитана отходами нефтепродуктов.

 

ОТВЕТ

 

а)    мышление – философская категория;

б)    «мышление» –  слово русского языка;

в)    «»мышление»» –  обезьяны отличается от человеческого;

г)    мышление – выражение, обозначающее слово.

 

2.    Какие из следующих  выражений истинны, а какие ложны:

а)    6 х 3 = 18;

б)    «6 х 3» = 18;

в)    «6 х 3» ¹ «18»;

г)    «6 х 3 = 18».

 

ОТВЕТ

а)    6 х 3 = 18; неистинно

б)    «6 х 3» = 18; истинно

в)    «6 х 3» ¹ «18»; неистинно

г)    «6 х 3 = 18». истинно

 

3.    К каким семантическим  категориям относятся выражения,  входящие в следующие словосочетания?

 

а)    Если ни один член семьи Бабочкиных не является честным  человеком, и Федор — член семьи  Бабочкиных, то Федор не является честным человеком.

б)    Мать Конфуция.

 

РЕШЕНИЕ

 

а) Если ни один член семьи  Бабочкиных не является честным человеком, и Федор – член семьи Бабочкиных, то Федор не является честным человеком.

Данное выражение относится  к условным (импликативным) суждениям, так как содержит два простых  суждения, связанных логической связкой  «если …, то…».

Первое суждение – «Если  ни один член семьи Бабочкиных не является честным человеком, и Федор – член семьи Бабочкиных»

Второе суждение – «Федор не является честным человеком».

 

б) Мать Конфуция

Данное выражение семантически относится к единичному понятию.

 

4.    Обобщите следующие понятия:

а)    Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу;

б) Следственный эксперимент;

в) Конституция.

 

РЕШЕНИЕ

 

Обобщить понятие –  это значит перейти от понятия  с меньшим объемом, но с большим  содержанием к понятию с большим  объемом, но меньшим содержанием

а) Исправительно-трудовые работы без заключения под стражу – Исправительно-трудовые работы без заключения – исправительно-трудовые работы – исправительные работы –  уголовное наказание;

б) следственный эксперимент  – эксперимент – испытание  – проверка на практике;

в) Конституция – Основной Закон – важнейший нормативно-правовой акт.

 

5.    К каким категориям  относится термин «столица» в

 следующих контекстах:

а)    Варшава —  есть столица;

б)    Столица Ирана — древний город.

 

РЕШЕНИЕ

а)    Варшава —  есть столица – В данном случае термин «столица» выступает предикатом суждения, так как раскрывает признаки субъекта суждения.

б)    Столица Ирана  — древний город – В это  случае термин «столица» выступает субъектом суждения, так как в рассматриваемом суждении раскрываются его признаки.

 

6.    О каких методологических  принципах говориться в

 следующем тексте?

В статье 344 УПК РФ указано  условие, при котором приговор признается не соответствующим деянию: «при наличии  противоречивых доказательств…».

 

РЕШЕНИЕ

 

В данной ст. 344 УПК РФ, в  котором указано условие, при  котором приговор признается не соответствующим  деянию: «при наличии противоречивых доказательств…», речь идет об импликативном  суждении, так в наличие грамматические показатели импликации «при условии…, не признается…»

 

Переведите на язык логики предикатов следующее суждение: «Каждый  юрист знает какого-нибудь (некоторого) математика».

 

РЕШЕНИЕ

 

Каждый юрист (S) знает какого-нибудь (некоторого) математика (P)

А( Все S есть некоторое Р) :

 

Переведите на язык логики предикатов следующее

 выражение: «Население  Владивостока больше населения

 Кропоткина».

 

РЕШЕНИЕ

 

Население Владивостока больше населения Кропоткина

Здесь следует говорить о  суждении об отношении между предметами.

Записать данное суждение можно следующим образом:

xRy

Данная формула означает, что население Владивостока (x) больше (R) населения Кропоткина (x)

 

В местах лишения свободы  провели выборочный опрос совершивших  тяжкие преступления (опросили 10 % таких  лиц). Почти все они ответили, что  строгие меры наказания не влияли на их решение совершить преступление. Сделали заключение, что строгие  меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких

 преступлений. Обосновано  ли это заключение? Если необоснованно,  то какие методические требования, предъявляемые к научной индукции, не выполнены?

 

РЕШЕНИЕ

 

В данном случае следует говорить о статистическом обобщении –  это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в  посылках количественная информация о  частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится  в заключении на все множество  явлений.

Здесь зафиксирована следующая информация:

образец случаев – 10%

число случаев, в которых  присутствует интересующий признак  – почти все;

частота появления интересующего признака – почти 1.

Как видим частота появления  признака равна почти 1, что можно  говорить об утвердительным заключении.

И отсюда, верно полученное обобщение, что строгие меры наказания  не являются сдерживающим фактором при  совершении тяжких преступлений.

 

10.    Ограничить следующие  понятия:

Информация о работе Логические правильные и логические неправильные вопросы