Логический анализ сочинения Ксенофонта «Воспоминания о Сократе» книга 4

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:01, реферат

Описание работы

Произведение «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта относится к философской литературе. Оно написано в 4 книгах с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он казнен несправедливо. Этой цели Ксенофонт старается достигнуть двумя способами: отрицательным и положительным. Как обыкновенно бывает в судебных речах, так и в этом сочинении Ксенофонт сперва доказывает несостоятельность обвинений, предъявленных Сократу противной стороной, будто он был вредным для государства человеком, а затем приводит факты из жизни и учения Сократа, свидетельствующие о том, что он был полезным членом общества.

Файлы: 1 файл

работа логика.docx

— 20.71 Кб (Скачать файл)

Минский Государственный  Лингвистический Университет 
 
 
 
 
 

Логический  Анализ Сочинения

Ксенофонта «Воспоминания о Сократе»

книга 4 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           Подготовила студентка 335 группы, ФАЯ 

Карнова Екатерина 
 

2012 г

 Произведение  «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта  относится к философской литературе. Оно написано  в 4 книгах с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он казнен несправедливо. Этой цели Ксенофонт старается достигнуть двумя способами: отрицательным и положительным. Как обыкновенно бывает в судебных речах, так и в этом сочинении Ксенофонт сперва доказывает несостоятельность обвинений, предъявленных Сократу противной стороной, будто он был вредным для государства человеком, а затем приводит факты из жизни и учения Сократа, свидетельствующие о том, что он был полезным членом общества. Таким образом, текст характеризуется дедуктивным способом изложения материала - от общего к частному. Автор вначале выдвигает предположения (тезис), а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах. Необходимо отметить, что данный текст характеризуется логической целостностью и связностью. Каждая последующая идея автора дополняет главную тему -  тему добродетелей Сократа, а так же его невиновность. Каждая новая глава раскрывает идею и конкретизирует её.  Кроме того, в тексте наблюдается чёткая структура: тезис, его доказательство и вывод.

 Первая  часть произведения, — собственно защита, — очень коротка: она заключается в двух первых главах первой книги; всю остальную часть сочинения, начиная с третьей главы первой книги, занимает вторая часть, в которой излагаются преимущественно беседы Сократа с разными лицами на разные темы. Беседы Сократа изложены не в систематическом порядке, т. е. не представляют собою систематического свода учения Сократа; но группировка их по темам до некоторой степени все-таки проведена. Первые две книги, например, посвящены темам о добродетелях и обязанностях, касающихся всех людей. В III книге приведены беседы Сократа с разными лицами об их занятиях, ремеслах, искусствах (военное дело, государственное управление, определение понятий в диалектике, живопись, скульптура, искусство любви) и о некоторых случаях в практической жизни (например, о неполучении ответа на приветствие, о несоблюдении хорошего тона за обедом). В IV книге (за исключением главы 4, содержащей разговор Сократа с софистом Гиппием о справедливости) представлен образ действий Сократа по отношению к разного рода юношам. А так же в последней главе IV книги — заключение, резюмирующее все свойства Сократа.

 Остановимся подробно на IV книге. В Каждой главе Ксенофонт подтверждает примерами надёжность метода поучения Сократа. Когда Сократ сам рассматривал какой-нибудь вопрос в своей беседе, он исходил всегда от общепризнанных истин, видя в этом надежный метод исследования. Поэтому при всех своих рассуждениях ему удавалось гораздо больше, чем кому-либо другому из известных мне лиц, доводить слушателей до соглашения с ним.

 В 1 главе  Ксенофонт формулирует тезис о необходимости образования в глазах Сократа. Сократ, по его воспоминаниям, считал, что «…могучие духом, способные довести до конца начатое дело, они, если получат образование и научатся, в чем заключается долг человека, становятся отличными, в высшей степени полезными людьми, так что не счесть их великих деяний. Но, оставшись без образования, невеждами, они бывают очень дурными, вредными людьми: не будучи в состоянии разобраться, в чем заключается долг человека, они часто занимаются преступными делами; они горды, заносчивы, трудно их удержать или отклонить от задуманного, так что нет числа их величайшим злодеяниям». Поэтому «кто считал себя даровитым от природы, а ученье ни во что не ставил, тем он указывал, что даровитым натурам больше всего нужно образование». Однако Сократ понимал, что разум не приходит из ниоткуда, не даруется с выше всецело, поэтому во второй главе Ксенофонт сообщает что «Сократ, желая вызвать на разговор Эвтидема, сказал, что если в малозначительных ремеслах нельзя сделаться хорошим мастером без порядочного учителя, то было бы наивно воображать, будто способность к делу такой первостепенной важности, как управление государством, приходит к человеку сама собой». Ксенофонт восхищается тем , что Эвдитед в итоге «предпочел серебру и золоту сокровища мудрости: видно, ты убежден, что серебро и золото не делают человека нисколько лучше, а вот мысли мудрецов обогащают добродетелью того, кто ими владеет». Более того, в результате беседы с Сократом он понял, что помимо учения, познание себя — дело первостепенной важности.

 Однако  Сократ не спешил вооружить своих друзей искусством слова, опытностью в практической деятельности, находчивостью: он считал необходимым, чтобы они прежде этого твердо усвоили принципы нравственности. Люди, обладающие этими способностями без нравственности, думал он, бывают более несправедливы и способны причинять зло. В доказательство этому Ксенофонт в 3 главе повествует о его беседе с Эвтидемом, в ходе которой Сократ старался внушить ему принципы нравственности в отношении Богов: «…если чтить богов сообразно со средствами, нисколько не меньше, то надо без боязни ожидать величайших благ: ни один здравомыслящий человек не может ожидать больших благ ни от кого другого, как от тех, кто имеет силу оказывать величайшие благодеяния, и не может ожидать их ни в каком другом случае больше, чем если он будет им угоден; а угодить им ничем нельзя так, как возможно большим повиновением им».

 Не упускал  Сократ и возможности привить  людям чувство справедливости и  осознание того, что есть справедливо, а что таковым не является. И  доказывал он это не только беседами но и собственным примером. «…обыкновенно подсудимые говорят судьям что-нибудь приятное, льстят, обращаются к ним с просьбами, что воспрещается законом, и благодаря таким уловкам часто получают оправдание; но Сократ, которого судьи оправдали бы без затруднения, если бы он хоть в малой степени воспользовался этими средствами, предпочел соблюдать законы и умереть, чем преступать их и жить».

 Сократ  развивал в друзьях своих способность  к практической деятельности. Исходя из принципа, что для всякого, кто  хочет чем-нибудь прославиться, обладание  воздержностью — счастье, Сократ, прежде всего, сам являл собою  окружающим его пример воздержности в такой степени, в какой ею не обладал никто на свете; затем, и беседами своими он старался направить  друзей своих главным образом к воздержности. Поэтому он и сам постоянно помнил о том, что способствует добродетели, и всем друзьям об этом напоминал: «…невоздержность отнимает у человека мудрость, это высшее благо, она мешает человеку устремлять внимание на полезное и изучать это, отвлекая его к наслаждениям, и часто побуждает его отдавать предпочтение худшему перед лучшим, отнимая разум…», «только воздержные могут задаваться высокими целями и, разделяя в теории и на практике предметы по родам, хорошим отдавать предпочтение, а дурных избегать».

 Продолжая тему о необходимости образования  и учения в жизни человека, Сократ считал, что именно теоретические  знания необходимы для практической жизни. По словам Ксенофонта, Сократ старался развить в людях способность к самостоятельности при исполнении своих обязанностей. Он интересовался знать, в каких предметах они сведущи; по тем предметам, которые следует знать человеку благородному, он с величайшей готовностью учил собеседников тому, что сам знал; если его знания в чем-нибудь были недостаточны, он вел их к людям сведущим. Он учил их также, в каком объеме истинно образованный человек должен знать тот или другой предмет.

 И наконец, в завершении 4 книги, Ксенофонт подходит к заключительной части - основной, на мой взгляд, главе,  содержание которой отражает цель написания данного сочинения. В последней главе он, опираясь на крепкую почву приведённых выше доказательств, опровергает обвинение Сократа по поводу Демония. Здесь он подытоживает все достоинства и полезные деяния Сократа, а так же восхищается достоинством, с которым Сократ ушёл из жизни, не изменив своим убеждениям. 
 


Информация о работе Логический анализ сочинения Ксенофонта «Воспоминания о Сократе» книга 4