Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:01, реферат
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
1. Логика как наука……………………………………………………………..3
а) Предмет и законы логики……………………………………………..............3
б) Понятие логической формы. Логические категории и символы……………5
2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7
а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий…………..7
б) Соотношение между понятиями по объему………………………………….7
в) Деление понятий. Правила и виды делений………………………………….8
г) Обобщение и ограничение понятий………………………………………...10
3. Суждение как форма мысли………………………………………………11
а) Виды и структура суждений…………………………………………………11
б) Классификация простых атрибутивных суждений по количеству и качеству……………………………………………………………......................12
в) Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении………....13
г) Правила вывода из суждений по логическому квадрату………….............15
4. Умозаключение как форма мысли………………………………………..16
а) Понятие и виды умозаключений……………………………………………..16
б) Простой категорический силлогизм: правила, фигуры и модусы…………18
в) Условное и разделительно – категорическое умозаключение……………..20
г) Условно – категорическое умозаключение: правильные и неправильные модусы…………………………………………………………………………....21
д) Условно – разделительное умозаключение. Сложные и простые модусы………………………………………………………………………..…..23
е) Сокращенный силлогизм…………………………………………………….24
ж) Индуктивные умозаключения. Виды индукции…………………………..26
з) Умозаключения по аналогии………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…..28
ПЛАН:
1. Логика как наука……………………………………………………………..
а) Предмет и законы логики…………………………………………….......
б) Понятие логической формы. Логические категории и символы……………5
2. Понятие как форма мысли…………………………………………………..7
а) Понятие как форма мысли. Логическая характеристика понятий…………..7
б) Соотношение между понятиями по объему………………………………….7
в) Деление понятий. Правила и виды делений………………………………….8
г) Обобщение и ограничение
3. Суждение
как форма мысли………………………………………
а) Виды и структура суждений…………………………………………………11
б) Классификация простых
атрибутивных суждений по количеству
и качеству……………………………………………………
в) Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении………....13
г) Правила вывода из суждений по логическому квадрату………….............15
4. Умозаключение
как форма мысли………………………………………
а) Понятие и виды умозаключений……………………………………………
б) Простой категорический силлогизм: правила, фигуры и модусы…………18
в) Условное и разделительно – категорическое умозаключение……………..20
г) Условно – категорическое
умозаключение: правильные и неправильные
модусы………………………………………………………………
д) Условно – разделительное
умозаключение. Сложные и простые
модусы………………………………………………………………
е) Сокращенный силлогизм…………………………………………………….
ж) Индуктивные умозаключения. Виды индукции…………………………..26
з) Умозаключения по аналогии………………………………………………..27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
1. Логика как наука
Логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области.
Следовательно, предмет логики составляют:
1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания
объективного мира.
2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения.
3. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия
сопутствующих изменений, остатков и другие.
4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и
косвенное доказательство, опровержение и так далее.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. При этом абстрактное мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в целом является при этом косвенным объектом ее внимания и интереса.
2. Понятие как форма мысли
2.1. Характеристика
понятия и операций над
Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках.
Чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия.
Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в данном понятии.
Содержание - совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в данном понятии.
Операции над понятиями - это такие логические действия, вследствие которых создаются новые понятия
2.2. Обобщение и ограничение понятия
Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие "Студенты, изучающие логику" мы переходим к понятию " Студенты".
Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия, первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить его видовые (индивидуальные) признаки.
Обобщение понятий не может быть безгранично. Наиболее общими являются понятия с предельно широкими объемами - категории, например, "материя", "свойство", "движение" "любовь" и так далее.
Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию меньшим объемом, но с большим содержанием.
Иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. По аналогии с предыдущим примером «Студенты—заочники». Например, ограничивая понятие "студент", мы переходим к понятию "заочник", которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие " заочник БГУ". Пределом ограничения понятия является единичное понятие, например, " заочник БГУ Шнейдер Борис Владимирович".Обобщение и ограничение не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого, как, например час из суток.
2.3. Отношения между понятиями
Отношения между понятиями определяются в зависимости от объемов и изображаются в виде круговых схем кругов - Эйлера.
Если объемы двух понятий имеют общие элементы, понятия называются совместимыми. В противном случае они несовместимы. К совместимым понятиям относятся тождественные (их объемы полностью совпадают), подчиненные (объем одного из них - видового - является частью объема другого - родового), пересекающиеся (объемы этих понятий совпадают лишь частично).
Практическое задание
А – прибор
В – электрический прибор
С – чайник
D - утюг
Е – электрический утюг
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика – Минск, 2006
2. Гетманова А.Д. Логика. – Москва: Добросвет, 2002 г.
3. Иванов А. Логика. Москва, 2002 г.
4.Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. – Москва: Юрист, 2002 г.