Логика научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий характер. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п.

Содержание работы

Введение.……………………………………………………………………...3
Логика научного познания…………………………………………………..4
Формы научного познания………………………………………………......5
Методы научного познания………………………………………………....6
Виды научных исследований……………………………………………….7

Уровни научного познания………………………………………………....8

Индукция и Дедукция……………………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………...15

Файлы: 1 файл

методология научного познания.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА"

Институт менеджмента  и внешнеэкономической деятельности

Реферат

по дисциплине «Методология научного познания»

на тему: «Логика научного познания »

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы 4-ВД-21

Марков Олег Игоревич

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Введение.……………………………………………………………………...3

Логика научного познания…………………………………………………..4

Формы научного познания………………………………………………......5

Методы научного познания………………………………………………....6

Виды научных исследований……………………………………………….7

 

Уровни научного познания………………………………………………....8

 

Индукция и Дедукция……………………………………………………...12

 

Заключение…………………………………………………………………14

 

Список использованной литературы……………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий характер. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ— философская дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Логика научного познания изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов, устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования и проверки научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация и т. д. Логика научного познания, в отличие от неопозитивистской логики науки, не ставит перед собой в качестве единственной и основной задачи построение логико-математических моделей изучаемых объектов на основе их полной формализации. В Логике научного познания логика рассматривается как необходимое, но недостаточное условие анализа всякого содержания. В рамках марксистско-ленинской науки Логика научного познания разрабатывается с позиций диалектики как общей методологии научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы научного познания

 

1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б) Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания.  

2) Гипотеза - предполагает  решение проблемы. Одно из важнейших  свойств гипотезы - ее множественность  (любая проблема науки вызывает  появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер.  

3) Теория имеет 2 основных  значения: - высшая форма научного  познания; - система понятий, описывающих  и объясняющих какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы научного познания

 

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние  мыслители утверждали: сравнение  – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.

 

Анализ и синтез:

Анализ – это мысленное  разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение  разложенных анализом элементов. 

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение:

Абстрагирование- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств.

Идеализация – наоборот.

Обобщение – мысленный  переход от единичного к общему.

Ограничение – наоборот.  

Аналогия – это  вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках. 
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом. 
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот

 

 

 

 

 

 

 

В современном научном  познании, в зависимости от характера  объектов познания, методов и средств  их изучения, от особенностей решаемых проблем, выделяют три основных вида научных исследований:

 

1. Фундаментальные теоретические  исследования, направленные на поиск  принципиально новых идей, путей  и методов познания и объяснения. Решение их требует глубокого  анализа разрабатываемых систем  научного знания – теорий, законов,  гипотез, а также критического изучения познавательных возможностей, методов и средств научного познания, которыми пользуется исследователь. Примером таких исследований могут быть открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, создание специальной и общей теории относительности А. Енштейном, изучение законов общественного развития и другие.

 

2. Целенаправленные теоретические  исследования. Ученый здесь, как  правило, имеет дело с уже  сформулированными теоретическими  проблемами, ему принадлежит критически  изучить ранее предложенные решения, эмпирически проверить признаны наукой законы, теории, гипотезы. Важной целью этого вида научного исследования является разграничение проверенных и гипотетических знаний.

 

3. Прикладные научные  исследования. Они направлены на  практическое использование сформулированных законов и теорий, поиски методов практического применения новых и уже известных источников энергии, способов создания новых средств труда, материальных средств познания и т.д. Довольно часто и прикладные исследования ведут к новым научным открытиям.

 

 

 

 

В научном познании различают  два уровня: эмпирический и теоретический. Они отличаются: глубиной, полнотой, всесторонность постижения объекта; целями, методами достижения и способами  выражения знаний; степени значимости в них чувственного и рационального моментов.

 

На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение объектов, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются  эмпирические соотношения и закономерные связи между отдельными явлениями. На теоретическом – создаются системы знаний, теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности.

Эмпирический и теоретический  уровни научного познания различаются  также и тем, с какой стороны  они исследуют объект, каким образом получен основное содержание знания, является логической формой его выражения, научной и практической значимости полученного знания.

На эмпирическом уровне научного познания объект отображается со стороны его  внешних связей и проявлений, которые доступны, в основном, живому созерцанию. Логической формой выражения знания эмпирического уровня является система суждений и умозаключений, с помощью которых формулируются законы, отражающие взаимосвязи и взаимодействия явлений действительности в их непосредственной данности. Практическое применение знания, полученного на эмпирическом уровне, ограниченное, а по развитию научного знания в целом, то оно является начальным, исходным для построения теоретического знания. На эмпирическом уровне основное содержание знания получается, как правило, с непосредственного опыта, с научного эксперимента. Рациональными здесь есть прежде всего форма знания и понятия, составляющие язык науки, в которой выражены результаты данного уровня научного познания. На этом уровне очень трудно, а иногда и невозможно определить степень всеобщности и применяемости полученного знания. На эмпирическом уровне постигаются только явления, а не сущность, поэтому практическое применение этого знания часто приводит к ошибкам.

На теоретическом уровне научного познания объект отображается со стороны его внутренних связей и закономерностей, которые постигаются путем рациональной обработки данных эмпирического познания, а субъект с помощью мышления выходит за пределы того, что дается в непосредственном опыте, и осуществляет переход к нового знания, не обращаясь к чувственному опыту. Абстрактное мышление здесь не только формой выражения результатов познавательной деятельности, но и средством получения нового знания.

На теоретическом уровне субъект пользуется абстракциями более  высокого уровня, чем на эмпирическом. Он осуществляет восхождение от эмпирических объектов к идеализированных (идеальных  объектов), широко применяет понятие, не имеют эмпирических коррелятов. Правда, в той мере, в которой каждое понятие ассоциируется с определенной совокупностью восприятий, представлений и наглядных образов, он имеет также и чувственно-сенситивные компоненты. Кроме того, элиминация чувственного компонента из теоретического уровня предполагает, что вся имеющаяся в чувственном опыте информация осмыслена и усвоена новыми понятийными средствами более высокого уровня абстракции. Элементарные частицы, например, не могут быть предметом непосредственного чувственного созерцания, но показания приборов, которые регистрируют, фиксируются и нашими органами чувств. Другое дело, что эти показания не достаточно лишь воспринимать, их надо понимать. Речь идет о более высоком уровне теоретического переосмысления чувствительных данных в концептуальной картине действительности. Теоретический уровень научного познания осуществляется на широком, багатоманитнишому и сложном эмпирическом фундаменте, чем обычное эмпирическое исследование, основывается на просмотре, переосмыслении и развития предыдущих теорий, является одной из важнейших его особенностей.

Итак, эмпирический и  теоретический уровни научного познания отличаются, во-первых, гносеологической направленности исследований. На эмпирическом уровне познания ориентируется на изучение явлений и поверхностных, "видимых", чувственно-фиксированных связей между ними, без углубления в существенные связи. На теоретическом же уровне главным гносеологическим задачей является раскрытие сущностных причин и связей между явлениями.

Во-вторых – познавательными  функциями. Главной познавательной функцией эмпирического уровня является описательная характеристика явлений, теоретического – объяснение их.

В-третьих – характером и типом получаемых научных результатов. Результатами эмпирического уровня являются научные факты, определенная сумативнисть знания, совокупность эмпирических обобщений, закономерные взаимосвязи между отдельными явлениями. На теоретическом уровне знания фиксируются в форме сущностных законов, теорий, теоретических систем и системных законов.

В-четвертых – методами получения знаний. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, описание, измерение, эксперимент, индуктивное обобщение; теоретического же уровня – аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, идеализация, единство логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному.

В-пятых – соотношением чувственно-сенситивного и рационального  компонентов в познании. На эмпирическом уровне доминирует чувственно-сенситивной  компонент, на теоретическом – рациональный.

Следует различать понятия "чувственное" и "рациональное" от понятий "эмпирическое" и "теоретическое". Понятие "чувственное" и "рациональное" характеризуют познавательные способности человека, а "эмпирическое" и "теоретическое" – относительно самостоятельные этапы и уровни научного познания. Чувственные и рациональные компоненты познания как выражение познавательных способностей и способностей субъекта всегда функционируют в единстве, хотя соотношение их на эмпирическом и теоретическом уровнях разное.

Однако, несмотря на указанные различия, эмпирический и теоретический уровни научного познания органически взаимосвязаны и взаимно-обусловливают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи. Теоретическое исследование, в свою очередь, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предсказания фактов и, тем самым, ориентирует и направляет эмпирическое познание. Эмпирическое знание опосредуется теоретическим: теоретическое познание указывает, какие именно явления и события должны быть объектом эмпирического исследования, параметры объекта должны быть измерены и в каких условиях должен проводиться эксперимент. Теоретический уровень также обнаруживает и указывает эмпирическом те пределы, в которых результаты его истинные, в которых эмпирическое знание может быть применен на практике. Именно в этом и заключается эвристическая функция теоретического уровня научного познания.

Теоретический и эмпирический уровни научного познания характеризуются  лишь относительной самостоятельностью, граница между ними достаточно условна. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что некогда было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития становится эмпирически доступным. Каждой науке на всех ее уровнях присуща диалектическое единство теоретического и эмпирического, с одной стороны, и эмпирического и теоретического – с другой. Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом.

Информация о работе Логика научного познания