Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:12, реферат
Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий характер. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п.
Введение.……………………………………………………………………...3
Логика научного познания…………………………………………………..4
Формы научного познания………………………………………………......5
Методы научного познания………………………………………………....6
Виды научных исследований……………………………………………….7
Уровни научного познания………………………………………………....8
Индукция и Дедукция……………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………...15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА"
Институт менеджмента и внешнеэкономической деятельности
Реферат
по дисциплине «Методология научного познания»
на тему: «Логика научного познания »
Выполнил: студент группы 4-ВД-21
Марков Олег Игоревич
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение.………………………………………………………
Логика научного познания…………………………………………………..4
Формы научного познания………………………………………………....
Методы научного познания………………………………………………....
Виды научных исследований……………
Уровни научного познания………………………………………………....
Индукция и Дедукция……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………...15
Введение
Сущность научного знания
заключается в понимании
ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ— философская дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Логика научного познания изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов, устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования и проверки научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация и т. д. Логика научного познания, в отличие от неопозитивистской логики науки, не ставит перед собой в качестве единственной и основной задачи построение логико-математических моделей изучаемых объектов на основе их полной формализации. В Логике научного познания логика рассматривается как необходимое, но недостаточное условие анализа всякого содержания. В рамках марксистско-ленинской науки Логика научного познания разрабатывается с позиций диалектики как общей методологии научного познания.
Формы научного познания
1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма
познания возникает вместе с человеческим
сознанием. Предмет проблем - вопрос о
сложных свойствах, явлениях, законах
действительности для познания которых
необходимы специальные научные средства
познания. Проблема может состоять из
множества более частных, составляющих
ее проблем. Проблема определенным образом
ставится или формируется наукой. В структуре
проблемы можно выделить 2 основные компоненты:
а) Предварительное, частичное знание
о предмете. б) Более/менее определенное
наукой незнание. Таким образом проблема
- противоречивое единство знания и незнания.
2) Гипотеза - предполагает
решение проблемы. Одно из важнейших
свойств гипотезы - ее множественность
(любая проблема науки
3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности.
Методы научного познания
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез:
Анализ – это мысленное
разложение предмета на составляющие
его части. Синтез – объединение
разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение:
Абстрагирование- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств.
Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему.
Ограничение – наоборот.
Аналогия – это
вероятное заключение о сходстве
предметов в каком либо признаки
на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при
котором он замещается каким либо аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений.
Редукция наоборот
В современном научном познании, в зависимости от характера объектов познания, методов и средств их изучения, от особенностей решаемых проблем, выделяют три основных вида научных исследований:
1. Фундаментальные теоретические
исследования, направленные на поиск
принципиально новых идей, путей
и методов познания и
2. Целенаправленные
3. Прикладные научные исследования. Они направлены на практическое использование сформулированных законов и теорий, поиски методов практического применения новых и уже известных источников энергии, способов создания новых средств труда, материальных средств познания и т.д. Довольно часто и прикладные исследования ведут к новым научным открытиям.
В научном познании различают два уровня: эмпирический и теоретический. Они отличаются: глубиной, полнотой, всесторонность постижения объекта; целями, методами достижения и способами выражения знаний; степени значимости в них чувственного и рационального моментов.
На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение объектов, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические соотношения и закономерные связи между отдельными явлениями. На теоретическом – создаются системы знаний, теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания различаются также и тем, с какой стороны они исследуют объект, каким образом получен основное содержание знания, является логической формой его выражения, научной и практической значимости полученного знания.
На эмпирическом уровне научного познания объект отображается со стороны его внешних связей и проявлений, которые доступны, в основном, живому созерцанию. Логической формой выражения знания эмпирического уровня является система суждений и умозаключений, с помощью которых формулируются законы, отражающие взаимосвязи и взаимодействия явлений действительности в их непосредственной данности. Практическое применение знания, полученного на эмпирическом уровне, ограниченное, а по развитию научного знания в целом, то оно является начальным, исходным для построения теоретического знания. На эмпирическом уровне основное содержание знания получается, как правило, с непосредственного опыта, с научного эксперимента. Рациональными здесь есть прежде всего форма знания и понятия, составляющие язык науки, в которой выражены результаты данного уровня научного познания. На этом уровне очень трудно, а иногда и невозможно определить степень всеобщности и применяемости полученного знания. На эмпирическом уровне постигаются только явления, а не сущность, поэтому практическое применение этого знания часто приводит к ошибкам.
На теоретическом уровне научного познания объект отображается со стороны его внутренних связей и закономерностей, которые постигаются путем рациональной обработки данных эмпирического познания, а субъект с помощью мышления выходит за пределы того, что дается в непосредственном опыте, и осуществляет переход к нового знания, не обращаясь к чувственному опыту. Абстрактное мышление здесь не только формой выражения результатов познавательной деятельности, но и средством получения нового знания.
На теоретическом уровне субъект пользуется абстракциями более высокого уровня, чем на эмпирическом. Он осуществляет восхождение от эмпирических объектов к идеализированных (идеальных объектов), широко применяет понятие, не имеют эмпирических коррелятов. Правда, в той мере, в которой каждое понятие ассоциируется с определенной совокупностью восприятий, представлений и наглядных образов, он имеет также и чувственно-сенситивные компоненты. Кроме того, элиминация чувственного компонента из теоретического уровня предполагает, что вся имеющаяся в чувственном опыте информация осмыслена и усвоена новыми понятийными средствами более высокого уровня абстракции. Элементарные частицы, например, не могут быть предметом непосредственного чувственного созерцания, но показания приборов, которые регистрируют, фиксируются и нашими органами чувств. Другое дело, что эти показания не достаточно лишь воспринимать, их надо понимать. Речь идет о более высоком уровне теоретического переосмысления чувствительных данных в концептуальной картине действительности. Теоретический уровень научного познания осуществляется на широком, багатоманитнишому и сложном эмпирическом фундаменте, чем обычное эмпирическое исследование, основывается на просмотре, переосмыслении и развития предыдущих теорий, является одной из важнейших его особенностей.
Итак, эмпирический и теоретический уровни научного познания отличаются, во-первых, гносеологической направленности исследований. На эмпирическом уровне познания ориентируется на изучение явлений и поверхностных, "видимых", чувственно-фиксированных связей между ними, без углубления в существенные связи. На теоретическом же уровне главным гносеологическим задачей является раскрытие сущностных причин и связей между явлениями.
Во-вторых – познавательными функциями. Главной познавательной функцией эмпирического уровня является описательная характеристика явлений, теоретического – объяснение их.
В-третьих – характером и типом получаемых научных результатов. Результатами эмпирического уровня являются научные факты, определенная сумативнисть знания, совокупность эмпирических обобщений, закономерные взаимосвязи между отдельными явлениями. На теоретическом уровне знания фиксируются в форме сущностных законов, теорий, теоретических систем и системных законов.
В-четвертых – методами получения знаний. Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, описание, измерение, эксперимент, индуктивное обобщение; теоретического же уровня – аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, идеализация, единство логического и исторического, восхождения от абстрактного к конкретному.
В-пятых – соотношением чувственно-сенситивного и рационального компонентов в познании. На эмпирическом уровне доминирует чувственно-сенситивной компонент, на теоретическом – рациональный.
Следует различать понятия "чувственное" и "рациональное" от понятий "эмпирическое" и "теоретическое". Понятие "чувственное" и "рациональное" характеризуют познавательные способности человека, а "эмпирическое" и "теоретическое" – относительно самостоятельные этапы и уровни научного познания. Чувственные и рациональные компоненты познания как выражение познавательных способностей и способностей субъекта всегда функционируют в единстве, хотя соотношение их на эмпирическом и теоретическом уровнях разное.
Однако, несмотря на указанные различия, эмпирический и теоретический уровни научного познания органически взаимосвязаны и взаимно-обусловливают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед ним новые проблемы и задачи. Теоретическое исследование, в свою очередь, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предсказания фактов и, тем самым, ориентирует и направляет эмпирическое познание. Эмпирическое знание опосредуется теоретическим: теоретическое познание указывает, какие именно явления и события должны быть объектом эмпирического исследования, параметры объекта должны быть измерены и в каких условиях должен проводиться эксперимент. Теоретический уровень также обнаруживает и указывает эмпирическом те пределы, в которых результаты его истинные, в которых эмпирическое знание может быть применен на практике. Именно в этом и заключается эвристическая функция теоретического уровня научного познания.
Теоретический и эмпирический
уровни научного познания характеризуются
лишь относительной